|
ХОТЯ БЫ ДЕНЬ БЕЗ НАРУШЕНИЙ
Разбудить меня в это утро понедельника могла только прохлада воды. Но ее в кране как раз и не оказалось. Опять отключили воду и как обычно без предупреждения. Естественно, о том, когда ее дадут, спросить не у кого. Глубоко вздохнув и даже не удивившись такой ситуации, я использовала резервный вариант, который есть, наверное, у каждого чирчикца, привыкшего к частому и совершенно не своевременному отключению воды и других необходимых коммунальных удобств. Резервным вариантом оказались ведра с водой, предусмотрительно набранные накануне вечером. Умывшись в спартанских условиях, а в народе более известном, как система "ведра, тазика и ковшика", задумалась… Возможен ли хотя бы день без нарушений моих элементарных потребительских прав? И сама улыбнулась этому вопросу.
Когда речь заходит о правах потребителей, мы часто просто не воспринимаем значение этого словосочетания на свой счет. "Это не у нас", "Это не о нас" - часто слышу я от своих знакомых и нередко поддаюсь подобному упадническому настроению. Да, знакомые рассуждения, мнения, взгляды, комментарии. И ничего удивительного, ведь нарушения потребительских прав прочно вошли в нашу жизнь. Если проанализировать даже один день из жизни рядового потребителя собирается приличный "урожай" правонарушений.
Вернемся опять к отключению воды без предупреждения. Согласно Закону "О защите прав потребителей" организация, юридическое лицо, обслуживающее данного конкретного клиента, обязуется оказать услугу в определенном количестве и надлежащего качества. Потребитель, в свою очередь, обязуется уплатить оговоренную денежную сумму. Если я плачу за воду вовремя и исправно, почему ее не бывает именно тогда, когда она необходима? И таких потребителей, как я, немало. Но воду отключают все равно. И хуже всего то, что об этом не предупреждают. Поломка ли, перерасход воды, можно было бы предупредить. И тогда отсутствие воды, света не заставало бы чирчикцев врасплох. Впрочем, нужно отдать должное нашим жителям, "тазиковую систему" - резервный вариант с водой они освоили и уже даже привыкли к ней.
Ладно, понедельник - день тяжелый, и самое интересное ожидало меня впереди. Например, дорога на работу. В моем случае она неизбежно связана с транспортом. В частности, с маршрутками. Вновь ожидали заполнения салона пассажирами водители и кондукторы, которые почему-то мало считаются, а то и вовсе не считаются с мнением пассажиров, нарушая их права на комфорт и безопасность во время езды.
Так, совсем недавно наблюдала, как один кондуктор-умелец умудрился "запихнуть" в непредназначенную для стоячих мест маршрутку человек пять, которые ехали, согнувшись в три погибели, а сам примостился на сиденье вместе с водителем. От такой предприимчивости даже у самых терпеливых пассажиров терпение-таки лопнуло. Однако это не смутило хамовитого мальчишку. Удивительно только, что согнувшиеся в три погибели, соглашались ехать в таком совершенно неудобном положении и продолжали "утрамбовываться" в маршрутке.
После переполненного транспорта вспомнились недавние впечатления от "крестового похода" по коммунальным службам. Прождала немало времени, выстояла бесконечную очередь в "Иссиклик манбаи", прежде чем, меня приняли, выслушали, занялись сверкой данных по оплате за горячую воду, которой в моей квартире давно уж нет.
Не секрет, что далеко не все работники приходят на свое рабочее место вовремя. Бывают также "летучки", экстренные совещания, когда необходимого специалиста можно и не дождаться, потратив, а точнее, даже убив целый день рабочего времени. У кого-то это время есть, чаще же мы считаем свои незаработанные деньги и потраченные нервы. Но это даже в лучшем случае, ведь борьба за свои потребительские права может растянуться на недели, а то и месяцы.
Проблема с поверкой счетчиков, с некачественной работой слесарей, с невыполнением работ в установленные сроки и многие другие факты нарушения прав потребителей возмущают, но уже никого не удивляют. За подобное по закону полагаются штрафные санкции. Но часто на привлечение обидчиков к ответу не хватает ни времени, ни сил, ни желания. Хотя только будучи наказанными, нарушители, возможно, задумаются о выполнении своих обязанностей. Пока этот процесс оставляет желать лучшего.
После трудового дня ноги понесли меня привычной дорогой на базар, где необходимо было купить кое-какой зелени. Хотя покупки мне предстояло сделать пустяковые, однако и здесь нужно было, что называется, "держать руку на пульсе", ведь и на базаре, и даже в магазине можно купить "кота в мешке". Особенно летом, когда продукты портятся еще быстрее, а реализовать их продавцам все равно надо (от этого зависит их достаток). В этом случае о здоровье покупателей никто не думает. А ведь в ряде магазинов, на базаре товарные чеки не выдают. И доказать, что данный продукт ты приобрел именно в этой продуктовой лавке, невозможно. И наказать нерадивого реализатора в такой ситуации можно, пожалуй, только публичной претензией. Возможно, вы и достучитесь до его совести. Естественно, что в вашем лице он потеряет клиента. Увы, на репутацию таким дельцам плевать, и порядочность для них - пустой звук. Они куют железо, пока горячо, ведь главное - это заработать денег. А то, что при этом может быть нанесен ущерб здоровью людей, не имеет значения.
Да, нелегко в наши дни потребителям, несмотря на развивающиеся условия торговли и разнообразие продаваемых продуктов, предоставляемых услуг.
Качество продукции - это только один из главных оснований для претензий потребителей. Но есть еще такой фактор, как сервис, который включает в себя культуру обслуживания, умение привлечь клиента. "Да, мечты-мечты", - подумала я, когда ушлый продавец попытался "сплавить" мне пару вялых, портящихся помидоров. Эта попытка, конечно же, была пресечена. И продавец не нашел ничего лучше, как нагрубить. Что ж …Я просто ничего не купила в ответ, напомнив. что хамством он нарушил при этом не только Закон "О защите прав потребителей", но и Конституцию Республики Узбекистан, Гражданский кодекс и т. д. В ответ прозвучала нецензурная брань.
Настроение было на нуле. Это что же получается? За мои деньги мне продают ширпотреб, да еще сдобренный порцией отборной матершины.
- К сожалению, далеко не все продавцы торгуют согласно требованиям Закона "О защите прав потребителей" и "Правилам розничной торговли", - отмечает председатель общества защиты прав потребителей города Чирчика Р. Рисбаев. - Некоторые возможно даже не знают об этих нормативных документах. Тем не менее, согласно пункту 29 "Правил розничной торговли", покупатель имеет право замены продовольственного товара в течение 24 часов после покупки. Более того, продавец обязан при отпуске покупателю плодоовощных товаров производить отсортировку брака и неполноценной продукции, образующейся в процессе продажи.
Предварительно плодоовощные товары, выставляемые на продажу, должны быть рассортированы продавцом и соответствовать по качеству ГОСТам и техническим условиям. Например, картофель и плодоовощные товары перед выставлением на продажу предварительно отсортировываются от брака и нестандартной продукции, а также зачищаются загрязненные поверхности. Продажа недоброкачественных плодоовощных товаров запрещается.
После непростого рабочего дня, а также времени, потраченного на отстаивание своих прав, потребитель ничего кроме усталости, обиды, негатива чувствовать не может. И когда такое происходит изо дня в день, человек превращается в комок нервов, разочарований, злобы, вымещая свое недовольство, неудовлетворение на других людях. Часто - это близкие, родные, друзья, которых наши действия ранят гораздо больнее, чем посторонних людей.
В такие моменты очень хочется обратиться к с детства знакомому предложению кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!"
Рыночные отношения будут развиваться только тогда, когда это будет выгодно для обеих сторон - потребителей и структур, предоставляющих услуги. Когда в системе отношений этих сторон все будет органично, тогда каждый день можно будет встречать и провожать с улыбкой.
М. ВЛАДИМИРОВА.
gazetachirchik@mail.ru
|
|