|
МЕДНЫЕ БАЛЛАДЫ ИСКУСНОГО МАСТЕРА
Медные картины Закира Расуловича Иштаева настолько прекрасны, глубоки по содержанию и безупречны по технике художественного исполнения, что они не вписываются в слово "чеканка". Да можно ли словами объяснить и передать их светлую магию?! Когда подробно рассматриваешь детали этих "эпических" медных полотен, то видишь высокую степень мастерства, насколько тонко выписан, как живописцем, каждый человеческий образ, отточен и отшлифован до чистоты, зеркального блеска, ясности восприятия. Художник-чеканщик сделал все для того, чтобы передать психологическую атмосферу изображенных событий и характеры многочисленных персонажей своих медных картин. Да, он в работе использовал "послушные" его рукам и точному глазу больше десятка "разнокалиберных" чеканов, но перед этим каждый штрих и линию пропустил сквозь сердце. Он работал терпеливо и скрупулезно, с любовью, словно тщательно подбирая слова и метафоры, чтобы очаровать и порадовать людей красотой и гармонией форм, чтобы они почувствовали "нерв" поэзии его медных баллад.
Главная особенность металлических "полотен" Закира Иштаева состоит в том, что за основу их создания были взяты вечные картины великих мастеров прошлого, имена которых навечно вписаны в историю мировой культуры. Он не просто сделал их точные, "механические" копии на медных листах, а придал им объем, сделал их похожими на барельефы, привнес в них что-то свое, глубоко личное.
Картины Иштаева объединяет и то, что он посвящены вечным темам, среди которых преобладают библейские, философские и античные сюжеты. Дышат воздухом романтики картины "Охота", "Возвращение с охоты". О великой любви и поэзии жизни повествует картина "Союз земли и воды". И, конечно, большинство медных картин Закира Расуловича посвящено евангелическим сюжетам: "Поклонение Волхвов", "Оплакивание Христа", "Битва архангела Михаила с сатаной" и другие.
За 15 лет увлечения чеканкой Иштаев около пятисот раз повторял сложный и долгий (от двух недель до двух месяцев) "ритуал" изготовления медных картин, на завершающем этапе после многоступенчатой механической и химической обработки придавал им окончательный вид, отвечающий строгим эстетическим требованиям, искренне радовался завершению работы…
Закиру Иштаеву 58 лет. Он родился в Чирчике и никогда надолго не покидал родной город. Очень рано в нем проснулась тяга к прекрасному, к творчеству. Ему было десять лет, когда он пришел в народную изостудию Дворца культуры химиков и стал одним из учеников неутомимого, внимательного, легендарного чирчикского художника и педагога Владимира Ильича Голубева. Мастер живописи стремился многому научить своих воспитанников по художественному цеху: от умения в совершенстве владеть техникой рисования акварелью и маслом до способности видеть прекрасное вокруг себя, любить природу родного края, быть хорошим другом, ценить мгновения счастья.
Одновременно с учебой в изостудии Закир Иштаев учился играть на кларнете и саксофоне под руководством еще одно мастера - преподавателя музыки Анатолия Романовича Бека. В Закире тогда органично уживались и успешно соперничали художник и музыкант, ему удавалось совмещать два увлечения. Надо отметить, что в годы армейской службы, которая проходила в Одессе, Иштаев служил в музыкальном взводе, играл в военном оркестре…
… Прошли годы. На дальний план отодвинулось увлечение музыкой. Закир уже забыл, когда в последний раз исполнял музыкальные композиции. А изобразительное искусство в жизни художника по-прежнему занимает важное место. Он и теперь часто погружается с головой в море творчества, делает это по велению души и для душевной гармонии, в свободное от основной работы время. Сейчас он работает заместителем директора промышленного предприятия по производству пропиленовых мешков. Менеджер Иштаев ежедневно решает далеко не творческие технические и хозяйственные задачи, не считаясь со временем, чтобы у Иштаева - художника была возможность отдыхать, увлеченно занимаясь любимым творчеством.
Чеканку по меди он открыл для себя совсем недавно. Это была любовь с первого взгляда, настоящая страсть, к которой с пониманием отнеслись жена и сын. Однажды Закир Расулович увидел оригинальные образцы чеканки, которые изготовил сосед по гаражу Евгений Волошин, и сразу загорелся желанием освоить сам процесс чеканки - когда удается преодолеть сопротивление металла, сделать из него то, что раньше никто не делал. Первой его медной балладой, отчеканенной самостоятельно и ставшей творческим "талисманом", стала картина "Союз земли и воды".
Друзья-художники, впервые увидев медные картины Иштаева и оценив его мастерство, предложили Закиру принять участие в художественных выставках. Особую роль в популяризации творчества Иштаева сыграла Роза Григорьевна Загирова, работавшая в те годы директором чирчикского краеведческого музея. Она способствовала тому, чтобы как можно больше ценителей и знатоков прекрасного могли увидеть необычные медные полотна Закира Иштаева на выставках в Чирчике, в галерейных залах Ташкента, в Русском культурном центре Узбекистана, в здании посольства Российской Федерации. Повсюду, где демонстрировались медные картины Иштаева, ими восхищались и далекие от искусства люди, случайные зрители, и знающие цену настоящего мастерства профессионалы.
… Он все сказал о себе в своих картинах, отдав им частицу себя, свою энергию и эмоции. Занятие чеканкой не так безобидно, как кажется на первый взгляд: от напряжения притупилась острота зрения, сопровождающие работу шум и звон, повлияли на слух. Но, уплатив "дань" прикладному творчеству, искусный мастер получил взамен нечто безмерно огромное - ощущение счастья от прекрасно выполненной работы.
В. ЮСУПОВ.
gazetachirchik@mail.ru
|
|