|
ОБЩЕСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: РАБОТА В ИНТЕРЕСАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Государственная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в Узбекистане. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг.
Уровень потребительского сознания и гражданской активности большинства граждан является важным фактором в процессах развития рынка и демократизации общества. Чем больше грамотных потребителей, тем труднее недобросовестному бизнесмену продвигать свою продукцию на рынке. Роль государства при этом - создать соответствующее правовое поле и действенную систему контроля над соблюдением законодательства.
О том, какая работа ведется в данном направлении в Чирчике, как отстаиваются интересы и защищаются права потребителей в той или иной сфере товаров и услуг, рассказывает в беседе с нашим корреспондентом исполнительный директор Общества защиты прав потребителей г. Чирчика Салават Зарипович АЙБУШЕВ:
- В республике создана эффективная система государственной защиты прав потребителей, в которой задействованы органы государственного управления, осуществляющие контроль над безопасностью и качеством товаров и услуг, общественные организации. Создание такой системы продиктовано требованиями рынка и обеспечением гражданских прав, в том числе прав потребителя.
Данные органы государственного управления устанавливают обязательные требования к безопасности и качеству товаров, работ и услуг, контролируют исполнение. В их компетенцию входит направление предписаний об устранении нарушений этих требований, снятии с производства, прекращении выпуска и реализации недоброкачественных товаров, отзыве их от потребителей, а также информировании об этом граждан. Уполномоченные органы также вправе предъявлять в суды иски к производителям, исполнителям или продавцам в случае нарушения ими требований по безопасности и качеству товаров, работ и услуг.
В настоящее время наиболее актуальными остаются вопросы о защите прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере, в оказании медицинских услуг и на рынке лекарственных средств.
Мониторинги и социологические опросы как нельзя лучше отражают состояние в той или иной сфере. В минувшем году мы провели серьезную работу по изучению качества предоставления потребителям услуг связи, транспортных, медицинских услуг, исследовали другие направления. Изучив существующие в этих сферах проблемы, подготовили рекомендации в адрес соответствующих ведомств.
- Как научить потребителей защищать свои права? Ведется ли работа с населением, а если и ведется, то какая?
- Общественное движение потребителей - это активная часть населения, которая может влиять на развитие рыночных отношений, способствовать повышению ответственности производителей и организаций, работающих в сфере услуг. Потребитель, отстаивающий свои права, защищает не только свои интересы. Он воспитывает окружающих в духе законопослушания и добросовестности, активной гражданской позиции.
Одно из основных направлений нашей работы - рассказать всем и каждому об этой нормативно-правовой базе и научить ею пользоваться, защищая свои права. Сегодня наши дети начинают знакомиться со своими правами уже со школьной скамьи. Начиная с 2003-2004 учебного года, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров "О мерах по расширению участия общественности в защите прав потребителей", во всех образовательных учреждениях Узбекистана был введен специальный курс по изучению законодательства о защите прав потребителей. На протяжении последних лет для учащихся школ, колледжей и лицеев проводится конкурс "Самый грамотный молодой потребитель". Такая конкурсно-игровая форма обучения стала очень эффективной по нескольким причинам. Во-первых, детям так легче усвоить непростые для их возраста знания. Во-вторых, в подготовку и проведение этих конкурсов вовлечена очень большая аудитория: педагоги, родители юных конкурсантов, болельщики… Ежегодно в конкурсах участвуют и школьники, и студенты колледжей и лицеев.
Конечно, мы занимаемся не только образовательными проектами и консультированием, но и помогаем людям в конкретных случаях, вплоть до представления интересов наших членов в суде. Проблемы, с которыми к нам приходят, на первый взгляд носят исключительно бытовой характер. Но из таких "мелочей" складывается жизнь, зависят настроение, работоспособность, вера в собственные силы и защищенность со стороны государства.
- Что необходимо знать потенциальному потребителю, чтобы самостоятельно решить возникшую проблему?
- Для этого достаточно знать основы законодательства, предоставляющего им инструменты такой защиты. И только после неудачной попытки их применения к защите интересов потребителей подключаются работники территориальных обществ защиты прав потребителей.
Одним из наших приоритетов является информационно-просветительская работа. Это издание брошюр в серии "Библиотечка потребителя", среди которых - "Товарная этикетка и штриховое кодирование", "100 вопросов и 100 ответов для учащихся общеобразовательных школ", "Медицинские услуги и права потребителей", "Защита прав потребителей при оказании услуг почтовой связи". Они подсказывают, как самостоятельно решать проблемы, возникающие в различных сферах. Кроме этого, одновременно работаем и с теми, кто стоит по другую сторону от потребителей - производителями товаров, исполнителями услуг, работниками торговли.
Обращения потребителей служат своеобразным индикатором состояния того или иного рынка товаров и услуг, а также сигналом к действию для ведомств, защищающих их законные интересы.
- Какие структуры могут быть задействованы в процесс защиты прав и отстаивания интересов потребителей?
- Защита прав потребителей может быть эффективной, когда различные структуры, ответственные за качество и безопасность товаров и услуг, действуют в одной связке. Хороший пример тому - совместная работа по предотвращению оборота фальсифицированных и незарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств.
Правительством разработан план мероприятий по борьбе с незаконным обращением лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В его реализации, кроме Фарминспекции, задействованы МВД, прокуратура, таможенные, налоговые, антимонопольные органы, специалисты областных управлений здравоохранения. Таможенники, к примеру, пресекают попытки незаконного ввоза лекарств на территорию республики. Прокуратура ведет работу при передаче ей фактов нарушения законности при реализации лекарств, МВД борется с их незаконной продажей на стихийно возникающих "торговых точках".
В последнее время ужесточился надзор за распространением на рынке бракованных и поддельных лекарств, улучшились возможности оперативного их выявления. Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов наделил специалистов Фарминспекции правом осуществлять надзор за состоянием лекарственных средств в аптеках без предварительного согласования с координационным советом. Это большая подвижка в плане оперативного надзора за реализуемыми в аптеках лекарствами и более эффективной защиты прав потребителей.
Любой человек может обратиться в Фарминспекцию, предоставив сам препарат и кассовый чек. Аналогичные факты представляют антимонопольные органы и активисты Федерации обществ защиты прав потребителей республики, с которыми мы работаем в очень тесном контакте. Фарминспекция ежеквартально передает организациям по защите прав потребителей перечни выявленных фальсифицированных, бракованных и незарегистрированных лекарств, а также описание отличительных признаков фальсификата от оригинала. Защитники прав потребителей отслеживают такие лекарства в аптеках, информируют об этом инспекцию. Сомнительные лекарства передаются на экспертизу. Если она выявляет фальсификаты или некачественные препараты, осуществляется внезапная инспекционная проверка, во время которой изымается непригодная продукция, а также лекарства без сертификатов. Работа на основе социального партнерства дает результаты.
- Может ли потребитель в случае отстаивания своих потребительских прав прибегнуть к услугам адвоката?
- Рост правовой культуры вызвал, без преувеличения, бум обращений к адвокатам по самым различным вопросам. Дела о защите прав потребителей остаются немногочисленными. Причина этого проста - подавляющее большинство таких дел, в частности, о замене некачественного товара, завершается во внесудебном порядке.
Другой причиной немногочисленности дел подобной категории являются заметно выросшие качество товаров и услуг и уровень культуры обслуживания. Привычными стали чеки, которые выдаются при любой покупке. Многие из нас, прежде чем сделать ту или иную покупку, особенно нового для себя товара, просят предъявить сертификаты качества и соответствия. Очень важно, что это право потребителей - на получение достоверной и полной информации о товаре и его изготовителе - закреплено в законодательстве. Продавцы и поставщики услуг, отвечая на возросшие запросы потребителей, соответственно повышают свой профессиональный уровень, включая знания о производителях и качестве товара. С развитием законодательства о защите интересов потребителей выросла и ответственность производителей товаров народного потребления и поставщиков услуг, которые заинтересованы в сохранении деловой репутации и доброго имени.
Приведу пример, когда на защиту интересов потребителя встал законный обладатель торговой марки. В Общество по защите прав потребителей обратилась администрация акционерного общества "Завод "Узбекхиммаш" с просьбой о проведении мониторинга относительно качества реализуемых на рынках Ташкентской области столовых и чайных ложек и вилок под торговой маркой предприятия. Основанием такого обращения послужила информация о том, что в продаже в большом количестве появились подделки, уступающие по качеству продукции предприятия и, соответственно, бросавшие тень на престиж торговой марки.
К услугам адвокатов потребители прибегают, как правило, в случае, если не удается решить спор, не доводя дело до суда. В основном это конфликты, возникающие при покупке дорогостоящих вещей, в том числе и покупки в кредит. Известны случаи, когда суд выносил решения в пользу потребителей в споре с монополистами-поставщиками коммунальных услуг. В судебной практике были ситуации, когда спор, например, о качестве какао с истекшим сроком годности между потребителем и крупным супермаркетом завершился в зале суда. Потребитель оказался прав в своих претензиях, и по решению суда ему был возмещен и материальный, и моральный ущерб.
Безусловно, сегодня в Узбекистане потребитель может отстоять свои законные интересы. Помочь в этом могут как уполномоченные госструктуры, стоящие на страже прав потребителей, так и общественные организации. Правовая защищенность потребителей становится еще одним элементом построения правового гражданского общества.
Д. АХУНОВА.
gazetachirchik@mail.ru
|
|