МАРКИРОВКА ТОВАРА
В Республике Узбекистан требования к маркировке отражены в Законах РУз "О защите прав потребителей" и "О качестве и безопасности пищевой продукции". Требования к маркировке конкретных товаров излагаются в нормативных документах на продукцию, по которым она выпускается, в разделе "Маркировка". Так же требования к маркировке могут быть изложены в отдельном документе на маркировку группы однородных видов продукции, при этом в основном документе на конкретный вид продукции в разделе "Маркировка" дается ссылка на документ, где излагаются требования к маркировке.
Маркировка представляет собой комплекс сведений в виде текста, отдельных графических, цветных знаков (условных обозначений) и их комбинаций, наносимых в зависимости от конкретных условий, непосредственно на изделие, упаковку, табличку, ярлык (бирку) или этикетку. Маркировка должна быть четкой и разборчивой, контрастной фону изделия, на которой она размещена или цвету его упаковки, а также устойчива климатическим факторам. Маркировка должна сохраняться в течение всего допустимого срока используемого товара. В соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан, продавец обязан предоставить покупателю достоверную информацию о товаре, необходимую для его эффективного использования по назначению.
Продукты питания, реализуемые на территории Узбекистана, должны сопровождаться следующими основными сведениями, размещенными на упаковке, этикетке:
- страна, наименование производителя (может быть официально зарегистрированный товарный знак), его адрес (телефон для связи);
- наименование продукта;
- масса или объем продукта;
- состав продукта;
- пищевая и энергетическая ценность;
- условия хранения;
- дата изготовления;
- cрок годности;
- способ приготовления (для полуфабрикатов);
- нормативный документ, по которому изготовлена продукция;
- знак соответствия (для предприятий, имеющих лицензию на право маркирования продукции знаком соответствия).
Согласно "Правил сертификации продукции", зарегистрированных Министерством юстиции Республики Узбекистан, производитель продукции при подаче заявки на сертификацию в ГП-Чирчикский центр испытаний и сертификации (ЦИС) представляет образец маркировки продукции.
Имеются случаи, когда производитель, который впервые обращается за сертификацией продукции, указывает неправильные срок годности и условия хранения продукции, неполное наименование продукции.
В Органе по сертификации образцы маркировки проверяются на соответствие требованиям нормативного документа на сертифицируемую продукцию. В случае их несоответствия, заявитель обязан произвести корректирующие действия с целью оформления маркировки в соответствии с требованиями нормативного документа на продукцию. Специалисты Органов по сертификации ГП-Чирчикского ЦИС проводят консультации в области сертификации продукции.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан № 127 о 13 мая 2013 года "О дополнительных мерах по совершенствованию ввоза потребительских товаров в Республику Узбекистан" с 1 июля 2013 года согласно приложению 1, отдельные виды импортируемых потребительских товаров подлежат обязательному маркированию на государственном языке, поставляемому предприятиями-изготовителями. К таким товарам относятся продукты питания, лекарственные средства, предметы личной гигиены, бытовая техника, игрушки. Маркировка, проставляемая на потребительскую тару, должна содержать адрес изготовителя и уполномоченных представителей, информацию об основных потребительских, в том числе специфических свойствах товара, дату изготовления и срок годности (службы), правила и способы хранения, безопасности утилизации. В маркировке отдельных видов товаров должна быть информация о гарантийных обязательствах изготовителя, правила и условия эффективного и безопасного использования.
Обязательному маркированию подлежат только товары, имеющие потребительскую упаковку (тару), являющуюся частью товара и входящую в его стоимость, в которой они непосредственно поступают в розничную торговлю.
До 1 января 2014 года товары, которые до 1 июля 2013 года находились на "временном хранении" в таможенном режиме и выпущенные в свободное обращение после 1 июля 2013 года, а также которые поступили в торговлю до 1 июля 2013 года, могут быть реализованы в розничной сети без маркирования на государственном языке.
Потребительские товары, маркированные в Республике Узбекистан на государственном языке и поступившие в торговлю до 1 июля 2013 года, могут быть реализованы с этими маркировками до 1 января 2013 года.
Несоблюдение требований по обязательному маркированию на государственном языке будут рассматриваться как нарушение правил торговли (реализация товаров без наличия документов), с применением мер ответственности в соответствии с законодательством.
В. ХАЛИКОВА, руководитель органа по сертификации ГП Чирчикского ЦИС.
gazetachirchik@mail.ru
|