НА ЧТО МЫ ИМЕЕМ ПРАВО У ПРИЛАВКА АПТЕКИ?
Осенне-зимняя пора - пора холодов, дождей, снегов и участившихся простудных и различных хронических заболеваний. Поэтому именно в этот период учащаются случаи обращения граждан в аптеки за лекарственными препаратами и средствами. При этом каждому стоит помнить о том, что и у прилавка аптеки, так же, как и у прилавка любой торговой точки, каждый из нас является потребителем и имеет право на качественное обслуживание. Какими же правами обладает потребитель у прилавка аптеки? На этот и другие вопросы читателей нашей газеты отвечает исполнительный директор общества защиты прав потребителей Чирчика Салават Зарипович АЙБУШЕВ:
- Для начала необходимо определить понятие "аптека". Аптека - это медицинское учреждение, осуществляющее изготовление, фасовку лекарственных средств, контроль за их качеством, а также закуп, хранение и продажу лекарственных средств, изделий медицинского назначения, предметов санитарии и гигиены, лечебного питания, минеральных вод, лечебно-косметической продукции, предназначенных для лечения и предупреждения болезней. К аптечным учреждениям относятся аптеки и их филиалы, аптеки лечебно-профилактических учреждений (статья 2 Закона Республики Узбекистан "О лекарствах и фармацевтической деятельности от 25 апреля 1997 года № 415-1).
- Какие требования предъявляются к реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения?
- В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 14 июля 1994 года № УП-916 "Об упорядочении реализации лекарственных средств в республике", статьи 13 Закона РУз "О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности", в целях обеспечения надлежащего порядка в реализации лекарственных средств, усиления ответственности за нарушение правил торговли ими и улучшения лекарственного снабжения населения республики: лекарственные средства реализуются только аптечными учреждениями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Узбекистан; реализацию лекарственных средств разрешается осуществлять в указанных аптечных учреждениях только лицам, имеющим специальное фармацевтическое образование; работа аптек должна осуществляться в соответствии со стандартами надлежащей аптечной практики. Все аптечные учреждения должны отвечать санитарным нормам и правилам.
Запрещается: реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не зарегистрированных в Республике Узбекистан и не прошедших контроль качества в уполномоченных контрольно-аналитических лабораториях; прием лекарственных средств и изделий медицинского назначения аптечными учреждениями от юридических и физических лиц без документа, подтверждающего качество лекарственного средства и изделия медицинского назначения; реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения физическими и юридическими лицами, не имеющими специальных разрешений - лицензий на продажу медикаментов; реализация лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Республике Узбекистан лекарственных средств; реализация и использование лекарственных средств с истекшим сроком годности.
Категорически запрещается реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения физическими и юридическими лицами вне аптечных учреждений - на рынках, на улице, в общественных местах и на дому.
- Обязаны ли сотрудники аптеки предъявить потребителю при его обращении или требовании сертификат соответствия на приобретаемый лекарственный препарат, лекарственное средство?
- Да, сотрудники аптеки обязаны по просьбе потребителя (покупателя) предъявить сертификат соответствия на реализуемое лекарственное средство, изделие медицинского назначения в соответствии со статьей 6 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей", как на товар, подлежащий обязательной сертификации.
- Какие требования предъявляются к внешнему оформлению лекарств, приготовленных и фасуемых в аптеках?
- В соответствии со статьей 9 Закона Республики Узбекистан "О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности" от 25 апреля 1997 года , согласно Приказа Министерства здравоохранения Республики Узбекистан от 15 апреля 2002 года № 177 к внешнему оформлению лекарственных средств, готовящихся и фасуемых в аптеках независимо от формы их собственности применяются следующие правила: 1. При внешнем оформлении лекарственных средств, готовящихся и фасуемых в аптеках, используются соответствующие этикетки, которые должны подразделяться в зависимости от способа их применения и различаться соответствующей цветной каемкой:
а) "наружное" - темножелтого цвета;
б) "для приема внутрь" - зеленого цвета;
в) "глазные капли" - розового цвета;
г) "глазная мазь" - розового цвета;
д) "для инъекций" - голубого цвета.
2. На этикетках всех лекарственных средств, готовящихся и фасуемых в аптеках, должны быть следующие обозначения и надписи:
а) эмблема (змея вокруг вазы);
б) название аптеки;
в) наименование лекарства;
г) способ применения;
д) "беречь от детей";
е) предостерегающие надписи (указания) "Хранить в прохладном и защищенном от света месте";
ж) на этикетках лекарств "Наружное", применяемых для растирания, должно быть обязательно указано "Мазь"; на этикетке употребляемых порошкообразных лекарств "для приема внутрь" - надпись "порошкообразное лекарство" и т.д.
- Во взаимодействии потребителя с аптеками самый больной вопрос - возврат денег за лекарства. Подлежат ли возврату лекарственные средства купленные в аптеке?
- У аптек есть юридически законные основания отказать в возврате или обмене лекарственных средств. Согласно пункту 1 приложения № 1 "Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар" к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 февраля 2003 года № 75 "Правила розничной торговли в Республике Узбекистан", не подлежат возврату и обмену на аналогичный товар: "товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты)". Поэтому потребители должны быть предельно внимательны при покупке лекарственных средств и препаратов в аптеках, проверять срок годности; маркировку; наличие инструкции по применению препарата; соответствие препарата описанию, данному в инструкции (запах, цвет, консистенция, форма, размер, осадок, комплектация) и т.д.
Кстати, обнаружение недостатка, заключающегося в несовпадении сроков годности или серий между первичной и вторичной упаковками, - веское основание для изъятия всей партии лекарственного средства из оборота. Изготовителю грозит большой штраф за такую "ошибку".
Записала Ю. БОНДАРЕНКО.
gazetachirchik@mail.ru
|