|
ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Десятки фруктовых деревьев, молодые, но уже высокие тополя, ухоженные зеленые газоны и многочисленные яркие цветы - настоящий сад, радующий взгляд каждого, проходящего мимо. А в глубине этого сада уютно расположилось дошкольное образовательное учреждение - ясли № 5 "Гнездышко", в котором воспитываются дети в возрасте от одного года до 3,5 лет. Ясельно-дошкольное образовательное учреждение № 5 - единственное учреждение подобного рода в нашем городе, основной задачей которого является помощь родителям, занятым на работе и не имеющим возможности сидеть дома с детьми, во всестороннем и гармоничном развитии и воспитании малышей, подготовке их к детскому саду.
Если в обычные дошкольные образовательные учреждения дети, в основном, приходят, уже умея самостоятельно кушать, проситься в туалет, обладая элементарными навыками самообслуживания и общения, то большинство воспитанников яслей еще не умеют разговаривать, держать ложку и т.д. И здесь, в яслях, малыши приобретают культурно-гигиенические умения и навыки самообслуживания, развивают основные движения, память и внимание, мышление, речь. Расширяются их способности ориентирования в окружающем, обогащаются сенсорные впечатления, развивается умение играть со сверстниками. Во всем этом большую роль играют воспитатели.
Многие воспринимают ясли, как учреждение, где просто осуществляется присмотр за маленькими детьми: покушали, поспали, погуляли - и хорошо. Но именно здесь нужна высокая квалификация педагога. В яслях малышам должно быть комфортно именно с взрослыми, ведь ребенок раннего возраста идет не к игрушкам, не к другим детям, а ко взрослому. Поэтому воспитатель ясельной группы, в первую очередь, должен быть добрым и ласковым, любить детей - всех без исключения, уметь работать с малышами.
И именно такие воспитатели работают в ясельно-дошкольном образовательном учреждении № 5. Ф. Махкамова, Я. Мухитдинова и Ш. Каримжанова, занявшая второе место на конкурсе "Воспитатель года", - педагоги с многолетним стажем работы, для которых воспитание детей - настоящее призвание. На своих старших коллег равняется и О. Пирматова, пришедшая в ясли всего около года назад, но уже заслужившая уважение сотрудников и родителей, и самое главное, любовь своих маленьких воспитанников.
Воспитатели ясельно-дошкольного образовательного учреждения не просто следят за тем, чтобы дети вовремя и хорошо покушали (для чего многих воспитанников приходится кормить с ложечки), своевременно легли спать и т.д., но и заботятся о всестороннем развитии малышей.
Дети приходят в ясли с разными навыками и умениями. Многие никогда не держали в руках карандаш или не пользовались красками. Поэтому первоначальной задачей воспитателя становится выравнивание уровня подготовки детей. Его задача пояснить и наглядно показать, как пользоваться карандашом, фломастером, кисточкой.
Большое внимание на занятиях с детьми, воспитатели уделяют развитию сенсорики, которая планируется в тесной связи с остальными областями развития, так как это дает ребенку представление о размере, форме, цвете предметов и обязательно будет использоваться им в будущем. Малыши учатся группировать предметы по свойствам, попутно совершенствуя движения рук во время вкладывания-вынимания предметов, при игре с мозаикой.
Занимаются здесь и лепкой, в процессе которой дети учатся отщипывать, сплющивать, раскатывать, соединять несколько кусочков, пробуют делать аппликации. Знакомясь с признаками и свойствами предметов, наблюдая за природой во время прогулок, проводя простейшие опыты, ребенок качественно обогащает свое представление о мире, о неживой и живой природе.
Во время занятий по развитию речи в ясельной группе дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения. Эти уроки сочетаются с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения.
Большую роль в воспитании и развитии своих подопечных сотрудники ясельно-дошкольного образовательного учреждения № 5 отводят музыке, ведь музыка - наверное, самое доступное из всех искусств, для детей раннего возраста. Многие дети, как только они слышат звуки, начинают подпевать, пританцовывать, в общем, отвечать на звучание.
Музыкальная деятельность детей в целом заключена в звукоимитации, звукоподражании, подпевании, а так же ограничена несложными ритмическими движениями (хлопками, притопами, кружением), которые нравятся детям. Конечно же, занятия музыкой проводятся в игровой, доступной малышам форме.
Своеобразной формой музыкального обучения, а также привитие малышам навыков театрального искусства и выступления перед публикой, являются и праздничные утренники, организуемые в яслях. Понятно, что в утренниках принимают участие детишки постарше, самые маленькие же, присутствуют на празднике в качестве гостей, и с интересом наблюдают за выступлениями.
Умственное развитие ребенка тесно связано с физическим. Малыш, который лучше раскрепощен и более подвижен больше узнает об окружающем мире. Его ум получит больше пищи для размышлений. Он будет чувствовать себя увереннее и станет более контактным со сверстниками и взрослыми. Поэтому в ясельно-дошкольном образовательном учреждении № 5 воспитатели совершенствуют умение детей играть в подвижные игры, которые кроме физического воспитания дают развитие образному мышлению, фантазии, учат взаимодействовать с другими детьми.
Для того чтобы малышей не утомляли занятия, их организуют так, чтобы они не пересекались по смыслу и не повторялись.
В целях оздоровления и закаливания детей, наряду с прогулками, в летний период не забывают в яслях и о водных процедурах - детишки могут поплескаться в небольших надувных бассейнах, а также побегать по специальным дорожкам из небольших камней и различных подручных материалов (для профилактики и исправления плоскостопия).
Руководит ясельно-дошкольным образовательным учреждением Ирода Хайруллаевна Хакимова - сама педагог с многолетним стажем, работающая в системе дошкольного образования более 20 лет. Она не просто руководитель образовательного учреждения, но настоящий вдохновитель разнообразных творческих идей, направленных на повышение профессионализма сотрудников и всестороннее развитие детей.
На сегодняшний день в ясельно-дошкольном образовательном учреждении № 5 созданы все необходимые условия для комфортного пребывания детей, их воспитания и развития. Но так было далеко не всегда.
Построенные в 1939 году ясли, к концу прошлого века практически полностью пришли в упадок. В течение нескольких лет, в конце 90-х годов по различным причинам территория яслей оказалась заброшенной: основное здание и подсобные помещения (прачечная, кухня, склад) требовали ремонта, на площадках не было даже беседок.
И вот в таком виде это образовательное учреждение приняла Ирода Хайруллаевна в 2001 году.
Решив восстановить ясли, она с большим энтузиазмом и энергией взялась за дело. Начинать пришлось практически с нуля, но трудности ее не остановили. Большую помощь и поддержку в задуманном деле ей оказал муж.
Чтобы получить разрешение на открытие яслей, на площадке были установлены беседки, приведены в порядок группы и подсобные помещения. Сначала была открыта только одна группа, которую посещали всего несколько воспитанников, для набора которых приходилось проводить разъяснительные беседы с жителями района. Но уже в следующем году из-за увеличения количества желающих попасть в ясли, была открыта вторая группа. На сегодняшний день в ясельно-дошкольном образовательном учреждении - 4 группы, в каждой из которых по 15 маленьких воспитанников.
Постепенно, шаг за шагом, обустраивались ясли, набирался персонал - коллектив единомышленников, для которых данное образовательное учреждение - это не работа, а второй дом.
По инициативе заведующей, на не обустроенной территории, были высажены фруктовые деревья, которые впоследствии стали не только удобным и красивым оформлением яслей, но и начали приносить дополнительный доход (средства, поступающие от реализации фруктов и аккумулирующиеся на специальном расчетном счете, идут на проведение ремонтных и благоустроительных работ).
Благодаря усилиям коллектива под руководством Ироды Хайруллаевны, при участии и поддержке родителей воспитанников, для каждой группы была организована площадка для прогулок, на которых помимо беседок были установлены и качели, и различные фигуры и поделки, сделанные руками работников.
Каждая детская площадка - небольшой сказочный мирок, где "растут" пальмы и "гуляют" птицы, изготовленные из различных материалов (в частности, из автомобильных покрышек и пластиковых бутылок) и раскрашенные яркими красками умелыми руками воспитателей.
В нынешнем году между площадками была создана сказочная поляна, на которой отдыхают Белоснежка и гномы. А практически в центре двора красуется символ ясельно-дошкольного образовательного учреждения № 5 - гнездо с цыплятами.
Забота о благоустройстве и оформлении территории - это лишь небольшая часть той работы, которая была проведена здесь за последние годы. Так, для того, чтобы в яслях и в осенне-зимний период малышам было тепло и уютно, были проведены работы по изоляции теплотрассы, заменены трубы в самом помещении и т.д. В одной из групп была обновлена спальная мебель, большое внимание уделяется своевременному устранению различных неполадок, проведению ремонтных работ.
- Уже сегодня можно сказать, что мы неплохо потрудились, - отмечает Ирода Хайруллаевна, - за что хочется сказать огромное спасибо всем работникам нашего учреждения, которые, находят время на все, и на занятия с детьми, и на свои семьи, и на дополнительную работу по оформлению и благоустройству яслей. Ведь все, что сделано здесь - все сделано руками самих работников. И деревья, и цветы мы сажаем и поливаем в свободное от основной работы время, а ведь надо еще ухаживать за газонами - своевременно срезать траву, убирать высохшую, изготовлять поделки для оформления площадок и для проведения занятий, да и много чего еще надо успеть.
- Но все это, можно сказать, второстепенное. Главное - это наши дети, к каждому из которых мы относимся, как к своим родным, и прилагаем все усилия, чтобы они росли здоровыми, крепкими и развитыми, чтобы окончив ясли и поступив в дошкольное образовательное учреждение, они смогли адаптироваться в новом коллективе и получить дальнейшее образование, - подчеркивает И. Хакимова.
Самой высокой оценкой самоотверженного труда всех без исключения работников ясельно-дошкольного образовательного учреждения № 5, без сомнения, являются благодарственные отзывы родителей и близких воспитанников, среди которых есть и те, кто сами в далекие военные и послевоенные годы посещали эти ясли и имеют возможность сравнить "как было, и как стало".
Ю. БОНДАРЕНКО.
gazetachirchik@umail.uz
|
|