|
ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК!
Цирковым искусством узбекские мастера славились с незапамятных времен. Наскальные изображения, датированные двумя тысячами лет до нашей эры, а также обнаруженные памятники в древних раскопках Самарканда в Афрасиабе в 5 - 4 веках до нашей эры и других древних городов, свидетельствуют о существовании еще в те времена жанров дрессировки животных, джигитовки на конях, жонглирования различными предметами, акробатики, клоунады и упражнений на канатах.
Развитие узбекского национального цирка напрямую связано с конноспортивными военными упражнениями, подвижными народными играми, бытом и укладом жизни.
Традиционные номера, известные с древних времен у народов, населяющих Центральную Азию включали искусство канатоходцев (дорбозы). Это были трюки ходьбы по канату на ходулях, с завязанными глазами. Эквилибриста на амортизирующей проволоке выполняли упражнения на высоте 5-6 метров, а гимнасты - чичирикчи - на одинарной, двойной и трехступенчатой трапеции.
Артисты - жонглеры виртуозно демонстрировали сложные трюки, нередко сочетая их с танцем. Особой сложностью отличался танец с подносом, наполненным горящими углями.
Цирковые артисты чаще всего выступали во время праздников и базарных дней, когда в одном месте собиралось много людей - ремесленников, дехкан, торговцев, скотоводов.
Акробаты - зангбозы, бесуякчи, муаллакчи, иилюзионисты и фокусники - найрангбозы, луттибозы, кузбогловчи, факиры и шпагоглататели показывали удивительные трюки, а комедийные актеры - кизукчи и масахарабозы на канате и под канатом разыгрывали комические сценки.
Узбекские национальные комики всегда владели несколькими жанрами циркового искусства, в том числе акробатикой, гимнастикой, хождением по канату, танцами на ходулях, игрой на различных музыкальных инструментах. В своих выступлениях они высмеивали чванливость, зазнайство, грубость, невежество, казнокрадство чиновников. При этом они всегда защищали простых тружеников, но нередко, поэтому подвергались гонениям и преследованиям.
В двадцатом столетии цирковые группы появились во многих регионах Узбекистана. Популярными в стране стали группы дорбозов возглавляемые М. Юсуповым в Андижане, К. Абдуллаевым в Бухаре, Г. Кадыровым в Намангане, О. Ибрагимовым в Ургенче, И. Хамидовым в Коканде и другие.
Все они были потомственными дорбозами и прошли национальную школу циркового искусства. Сохранение и продолжение традиций, постоянная связь со зрителем позволили сохранить искусство дорбозов и донести его до наших дней. Вместе с дорбозами постоянно показывали свое искусство палваны - борцы и силовые атлеты. Борцы выступали и в спортивных соревнованиях, на праздниках и различных многолюдных представлениях.
Палваны жонглировали двухпудовыми гирями, впрягались в арбу, переполненную пассажирами. Представления, как правило, велись в национальных сценических костюмах богатырей в сопровождении ансамблей народных инструментов.
В конце 19 и начале 20 вв. появились профессиональные цирковые и смешанные русско-узбекские трупы. Первая в 1904 году под руководством М. Мансурова.
В 1914 году был построен стационарный деревянный цирк в Ташкенте. Крупным организатором и артистом национального цирка в 1915 - 1925 годах был А. Рахманов.
В 1942 году был создан узбекский цирковой коллектив, в который вошли семьи канатоходцы Ташкенбаевых, джигитов Зариповы, гротеск - наездников Ходжаевых. Среди известных мастеров цирка были комики А. Юсупов, М. Юсупов, наездница и дрессировщик собак Л. Ходжаева, клоуны П. Боровиков, Г. Заставников, П. Ульянов, наездник Х. Зарипов, акробат на лошади Л. Ходжаев. В 1976 году в Ташкенте было построено новое современное здание цирка. Все последующие годы узбекский национальный цирк развивался, пополнял программу новыми номерами. На арене появились новые звезды цирка, которые радовали зрителей своей игрой и талантом.
В. СТАРШИКОВ.
gazetachirchik@umail.uz
|
|