ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Социально-экономическое и научно-техническое развитие напрямую зависит от квалифицированных кадров, их передовых исследований и инновационных разработок. Высокие достижения современной цивилизации невозможны без химической науки, как одной из основополагающих наук в области химического производства, медицины, биотехнологии, фармакологии и других, активно развивающихся и прогрессирующих дисциплин в основе фундаментального знания. Обозначенная значимость химической науки в развитии цивилизованного общества свидетельствует о необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов для химического производства.
Для развития химического образования необходимо создание методической и материально-технической базы, необходимо разрабатывать программы мероприятий, направленных на качественную подготовку специалистов путем внедрения инновационных технологий.
Эффективность процесса формирования компетентности у студентов при изучении химической технологии обеспечивается владением преподавателя инновационными технологиями. Осуществление обозначенной цели предполагает особый коммуникативный подход преподавателя спецдисциплин к студентам, который характеризуется как субъект - субъектный, основанный на паритетном и гуманном отношении преподавателя и студента.
Кроме того, для организации качественного обучения химической технологии студентов становится целесообразным использование других образовательных ресурсов, в качестве которых могут выступать кружки химиков, научные химические сообщества и др.
Наиболее эффективным в подготовке специалиста является активное применение инновационных технологий, которые не вытесняют традиционные технологии, а органично дополняют их.
Проблемно-поисковые технологии, проблемное обучение и такие методы, как ситуационные задания, проблемный эксперимент, проблемные задачи, опыты, способствуют развитию творческого мышления у студентов. В частности, такие технологии оказывают содействие в реализации незаурядности мышления студентов на занятиях спецдисциплин, развивают гибкость и продуктивность мыслительного процесса обучающихся.
Познавательно-исследовательские технологии также способствуют активизации мыслительного процесса студентов, которая проявляется в их способности прогнозировать ситуации, выстраивать собственные перспективные стратегии для решения проблем. Такие технологии можно внедрять в колледже посредством применения преподавателями химии и других дисциплин особых форм организации (творческие химические мастерские, лаборатория творца, кружки химиков) и методов (креативные межпредметные методы).
В особую группу инновационных технологий следует отнести игровые технологии, которые можно осуществить при обучении химической технологии студентов посредством применения форм организации, - деловые игры, КВН, турниры юных химиков, игровое проектирование, игровые методы.
Следующий вид технологий, способствующих развитию и реализации неординарных способностей студентов в области химической технологии - это коммуникативно-диалоговые технологии. Данные технологии способствуют развитию коммуникативных навыков, формированию ораторских навыков. Внутри данного вида можно выделить такие формы организации, как химическая пресс-конференция, дискуссии, клуб химиков, и методы организации - метод проектов, "мозговая атака" и т.д.
Также следует отметить, что применение информационных технологий при обучении химии способствует развитию любознательности и высокой познавательной активности студентов, а также позволяет сформировать информационную компетентность студентов. Мы применяем в учебном процессе электронные презентации для сопровождения лекций или практических занятий.
При изучении спецдисциплин по химической технологии важно и проведение химического анализа и химического эксперимента. Поэтому при организации практических опытов компьютер может стать неотъемлемым помощником. В особенности это касается химических анализов и экспериментов, когда вещества вступают в реакцию и в ходе нее получают новые химические вещества, так как виртуальный мир дает возможность проводить лабораторные и практические работы без риска для здоровья обучающихся. Это обязывает преподавателя применять виртуальные практикумы.
Другими словами, педагогическое мастерство преподавателя спецдисциплин по химической технологии заключается в умении применять традиционные и инновационные технологии, целесообразно их сочетать и комбинировать с учетом индивидуальных личностных особенностей каждого студента. Применение инновационных технологий требует от преподавателя особой высококвалифицированной психолого-педагогической компетенции, позволяющей использовать данные технологии в современных условиях образования не только на занятиях спецдисциплин по химической технологии, но и в других образовательно-воспитательных мероприятиях.
Ж. АХМЕДОВА, преподаватель спецдисциплин по направлению "Химическая технология" Чирчикского промышленного профессионального колледжа.
gazetachirchik@umail.uz
|