|
КАК РАЗВИТЬ РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ?
Развитие речи учащихся - важная задача обучения родному языку. Расширение словарного запаса осуществляется на протяжении всей жизни человека, но необходимость обогащения словаря особенно остро ощущается в начальных классах. Работа по развитию речи - это многосторонняя работа учителя, направленная на то, чтобы учащиеся овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Ведь школа должна научить учеников свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме.
Как преподаватель, в своей работе я определила следующие требования к развитию речи: правильность, ясность, чистота, точность, выразительность, богатство лексического запаса. Именно поэтому на уроках русского языка много внимания мы уделяем словарной работе, в результате которой обогащается и активируется словарный запас. Для этого проводятся сочинение-описание, сочинения рассуждения, сочинения на основе увиденного, изложения и т.д. Для более полного развития речевой деятельности учащихся мы проводим кружковые занятия, на которых обязательно вводятся новые слова, их лексическое значение и то, что слово обозначает, с использованием толковых словарей.
Организация диалога формируется на основе речевого общения на уроке чтения. Для этого на уроке используются пословицы и поговорки, крылатые фразы и выражения, стихи детских поэтов.
При работе со словами применяются такие приемы, как демонстрация предмета, сюжетные иллюстрации, введение слова в предложение, подбор однокоренных слов, отгадывание загадок, составление предложений с данными словами.
Большой интерес у детей вызывают задания, связанные с подбором слов с близким значением (синонимы) и противоположным значением (антонимы). Метод работы с синонимами и антонимами широко используется при изучении частей речи. Например, к выделенному существительному подобрать слова с близким значением или заменить одним словом.
Также постоянно на уроках применяю разные формы работы с пословицами. Например, собрать пословицу из слов, соединить одну часть пословицы с другой; вставить пропущенные буквы, вспомнить орфограммы; найти пословицы, которые имеют одинаковый смысл; найти пословицу с таким же смыслом на узбекском языке. При изучении стихотворений прослушивается аудиозапись в исполнении мастеров художественного слова.
Работу над обогащением лексического запаса нужно проводить систематически. Постепенно упражнения усложняются. Выработанные в начальной школе умения и навыки являются основой для успешного развития учащихся в средних и старших классах. Таким образом, работа над развитием речи помогает учащимся свободно, точно и метко высказывать свои мысли в устной и письменной речи, расширяет кругозор, вызывает устойчивый интерес к изучению языка, формирует орфографическую и пунктуационную грамотность, способствует развитию логического мышления, формированию общей культуры.
З. КАШКИНБАЕВА, учитель начальных классов общеобразовательной школы № 17.
gazetachirchik@umail.uz
|
|