ЛЕНАРА АППАЗОВА: "ГЛАВНОЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ - НЕИЗМЕРИМАЯ ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ДЕЛУ"
Сегодня людьми негероических профессий мало кто интересуются. А вот педагогу, считающему свою профессию счастьем, есть что сказать. Заведующая отделением теоретических отделов эстрадного и академического пения, заведующая отделением теоретических дисциплин детской школы музыки и искусств № 15 Ленара Имрановна Аппазова поделилась своим профессиональным мнением о работе преподавателя и последних победах своих учеников на республиканских и международных конкурсах. Л. И. Аппазова, имея немалый опыт работы, является победителем конкурса "Лучший учитель года среди ДШМИ" и уже удостоена нагрудного знака "Отличник народного образования Республики Узбекистан".
- Ленара Имрановна, расскажите о себе, о своей профессиональной судьбе.
- Закончила детскую школу музыки и искусств № 15 и Республиканский музыкальный колледж им. Хамзы Хакимзоды Ниязи. В 2006 году поступила Государственную консерваторию Узбекистана на факультет академическое хоровое дирижирование. В 2012 году окончила магистратуру. Уже со 2-го курса, то есть с 2004 года, работать учителем вокально-хоровых дисциплин в ДШМИ № 15. После окончания консерватории продолжила работать в этой же музыкальной школе, где и работаю по сей день.
- Как Вы считаете, что необходимо для преподавателя музыки?
- Конечно же, неизмеримая любовь к музыке, к своему делу и терпение. Если этого нет, нельзя работать в этой сфере.
- Все мы знаем, что во многом успехи ученика зависят от родителей, от их отношений к занятиям музыкой. Как Вы строите отношения с родителями ваших учеников?
- Ребенок - это всегда зеркало своих родителей. Как правило, если заинтересованы родители, то и заинтересованы дети. И родители всех моих учеников всегда заинтересованы в успехах своих детей.
- Расскажите о последних победах ваших учеников на конкурсах республиканского и международного уровня. Все-таки это и ваши победы тоже.
- Одной из главных побед за последнее время стала победа на 7-м Международном конкурсе-фестивале музыкально-художественного творчества "Золото Балтики", который проходил в г. Калининграде (Российская Феде-рация) с 21 по 24 марта нынешнего года. В номинации "Эстрадный вокал" Диплом лауреата I степени в возрастной группе 13-15 лет и специальный приз в номинации "За сохранение национальных культурных традиций" завоевала моя ученица Диера Сайдалиева (учащаяся 4-го класса ДШМИ № 15).
Кроме того, совсем недавно мы вернулись с победой из г. Термеза, приняв участие в республиканском этапе смотра-конкурса "Академическое и эстрадное исполнение" среди учащихся детских школ музыки и искусства, проходившем с 1 по 4 июня. Среди победителей конкурса и 2 мои ученицы: в академическом направлении 1-го места удостоена Светлана Зеева, а в эстрадном направлении 3 место заняла Диера Сайдалиева.
- Как Вы помогаете своим ученикам справиться с волнением перед выступлением на конкурсах?
- В первую очередь, участие в конкурсах дает профессиональный рост и уверенность в себе. Одно дело - заниматься в классе, и другое - выступать в новых условиях, на новой сцене, рядом с новыми людьми, в условиях жесткой конкуренции. Артисту нужна устойчивая нервная система, и участие в конкурсах как раз и помогает сформировать это качество. Я учу их анализировать и самостоятельно давать оценку своим способностям. И, конечно, конкурсы - это прекрасная возможность посмотреть мир и показать себя.
- А как делаете свои занятия не скучными?
- Я всегда стараюсь доходчиво объяснять, для чего мы делаем то или иное упражнение, и что оно дает. Большинство педагогов этого не рассказывают. Мои же ученики всегда понимают, что к чему ведет. Вдохновлять, пробуждать искренний интерес к музыке и желание стать музыкантами - главная цель моих занятий с учениками. При этом я постоянно стремлюсь к новым формам и методам преподавания.
- Чем работа преподавателя в музыкальной школе отличается от работы учителя музыки в обычной общеобразовательной школе?
- Это абсолютно разные вещи. Школьный учитель музыки развивает общий музыкальный кругозор детей, прививает им музыкальный вкус, воспитывает "слушателей музыки". Преподаватель же в музыкальной школе занимается развитием специальных способностей и профессиональных навыков у своих учеников - постановкой рук, голоса и т.д. - с целью воспитать музыкантов-исполнителей. Конечно, немногие из наших выпускников в дальнейшем избирают музыку своей профессией. Но именно в этой ранней профессиональной ориентации и начальной исполнительской подготовке и состоит главное отличие обучения в музыкальной школе от уроков музыки в школе общеобразовательной.
- С какими трудностями может столкнуться препода-ватель музыкальной школы?
- Если ты любишь свою работу и детей, то единственная труд-ность в нашей профессии - это лень учеников, которые, как и во все времена, иногда не любят выполнять домашние задания. В остальном же моя работа прино-сит мне только радость, ведь я работаю с одаренными детьми в сфере самого прекрасного из искусств - искусства музыки!
- Спасибо за беседу.
Беседовала Д. ИМИНАХУНОВА.
gazetachirchik@umail.uz
|