|
ГЛАВНАЯ НАША ЦЕЛЬ - ВЫЯВИТЬ И ПРЕКРАТИТЬ НЕЗАКОННУЮ ТОРГОВЛЮ
С началом летнего сезона в городе резко увеличивается количество мест несанкционированной торговли сельскохозяйственной продукцией, иными товарами как продовольственного, так и непродовольственного типа. Именно летом наблюдается "расцвет" незаконной уличной торговли, которая продолжает "цвести" до поздней осени, так как в большинстве своем - это точки продажи, на которых реализуются все сезонные ягоды, фрукты и овощи.
Не секрет, что вся торговля "с рук" вне торговых зон и комплексов мелкорозничной торговли попадает под определение "несанкционированная". Так в чем же опасность несанкционированной торговли?
В первую очередь, несоблюдение санитарно-гигиенических норм и правил при хранении, продаже и употребление даров природы, купленных в точках стихийной торговли, становятся причиной различных острых кишечных инфекционных заболеваний.
Во-вторых, торговцы стихийной торговли наносят ущерб не только здоровью горожан, но и казне города - незаконные предприниматели не платят налоги, а это, как следствие, несвоевременные выплаты пенсий, пособий и т.д.
В-третьих, стихийная торговля, цветущая и тут, и там, мягко говоря, портит внешний вид всего рынка, а значит, и города в целом. Кроме того, обочины дорог и тротуары, киоски и магазины, объекты общепита и ларьки обрастают со всех сторон все новыми палатками, лотками, прилавками. И пешеходам приходится прямо-таки протискиваться между ними, и при этом, не снося прилавки и не наступая на тазы с фруктами, и к тому же, не задевая остальных прохожих.
Несмотря на то, что работниками городского отдела благоустройства производится регулярная уборка прилегающих к рынкам территорий, мусор от ежедневной стихийной торговли только прибавляется.
Городской центральный рынок… Каждый день здесь активно ведется несанкционированная уличная торговля плодоовощной продукцией, товарами широкого потребления и т.д. И, хотя на территории рынка установлены специальные прилавки, люди по-прежнему предпочитают торговать с тележек, ведер и тазов, картонных коробок за его пределами.
В настоящее время среди любителей торговать и покупать на улице регулярно проводится большая разъяснительная работа. Выявляя и прекращая незаконную торговлю, руководство города и администрация рынка работает в тесном сотрудничестве с сотрудниками Чирчикского городского центра Госсанэпиднадзора и другими структурами. Чтобы не допустить на рынок продавцов нелегальной продажи, на рынке дежурят сотрудники Государственной налоговой инспекции и правоохранительных органов. Уже не первый год на городских рынках совместными усилиями организуются и проводятся рейды по ликвидации незаконной торговли, в ходе которых применяются меры административного воздействия.
Однако результатов этой работы пока не видно - точки стихийной торговли растут не по дням, а по часам. При этом, торговые точки-"стихийки" появляются даже в самых неожиданных местах, и горе-предприниматели встают за свой импровизированный "прилавок" практически сразу же после ухода участников рейда, лишь бы не упустить из виду потенциальных покупателей - ведь бизнес не прощает простоя.
Каждый из нас хотя бы раз задумывался, почему клубника стоит на рынке 5 тысяч сум за килограмм, а черешня - 15 тысяч сум и почему эта же клубника за пределами рынка стоит 3,5 тысяч сум, а черешня - 10 тысяч сум. Потому что продавец рынка, реализуя свой товар, платит налоги, платит аренду и т.д., а его недобросовестный коллега, стоящий у тротуара, ведущего на рынок, - не платит ничего, а весь доход прячет в собственный карман.
Почему-то принято считать, что цены за пределами рынка должны быть ниже, чем в его границах, что "бабушкино молочко" и "лучок только с грядки" всегда полезнее и свежее, чем с торгового ряда или с магазина, и что самая короткая дорога от производителя к покупателю ведет не через рынок, а через подворотни.
Многие из покупателей говорят: "У нас все хорошо, и жалоб на качество товара у нас нет". А жалоб нет, не потому что нарушений нет, а потому что "на глазок" определить качество мяса или молока невозможно. Причем, так же, как и установить связь между сегодняшней болезнью и съеденным более полугода назад арбузом.
Кто-то, наверное, скажет, что не стоит драматизировать ситуацию, что, если б на базарах сплошь и рядом торговали сомнительным товаром, они бы уже давно потеряли всех покупателей. И все же, у продовольственного рынка есть один самый главный "органический недуг": на следующий день после приобретения товара покупатель рискует уже не найти там продавца, с которым имел дело. Другими словами, ответственность за опасные продукты никто не несет, и приобретение товара "с рук" естественным образом сопряжено с определенным риском для покупателя.
Отсюда вытекает вполне логичный вопрос: а кто у нас продавец? В нашем городе торговля на базаре, в основном, стала делом профессиональным. Даже "бабушки-старушки" стоят с "чужими" яблоками, но приговаривая: "Со своего огорода!". Также уже давно из "своего огорода" продается мед, молоко, сметана и творог и многое другое. Сегодня за внерыночными прилавками в действительности уже стоят не бабушки и не дедушки, а, как показала проверка, "профессионалы" своего дела, которые закупают те же помидоры и морковь на оптовых базах, а затем перепродают прямо на тротуарах и обочинах дорог. Такие "уличные бизнесмены", обложившись ведрами да коробками, успешно продают свой товар и не боятся никаких рейдов.
И поэтому, несмотря на то, что административные наказания ужесточаются и профилактические мероприятия в данном направлении продолжаются, несанкционированная уличная торговля продолжает расти.
Есть специальные места, отведенные для частной торговли, на рынке рядом с крупными магазинами и павильонами оборудованы торговые зоны с крытыми прилавками. Почему же уличные торговцы и не спешат покидать насиженные годами придорожные места?! Потому что платить ни за что не хочется. Зачем платить, если можно тихонько постоять в самом проходимом месте? Они, "уличные торговцы", предпочитают оперативно сбывать свой товар и не заинтересованы в том, чтобы торговля осуществлялась согласно цивилизованному формату, а значит, не заинтересованы работать и во благо потребителей.
Д. ИМИНАХУНОВА.
gazetachirchik@umail.uz
|
|