|
РЕБЕНОК – ЭТО ЧИСТАЯ СТРАНИЦА
Каждый из нас хочет видеть своего ребенка здоровым, красивым и счастливым. И с первых дней мы пытаемся расширить его кругозор, научить "доброму, вечному и прекрасному...". А получается это не всегда. Почему? Да потому, что ребенок - другой. Это значит, что его психика, все его существо устроено иначе, чем у нас, взрослых. Если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи анализа происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. Малыши обучаются прежде всего через собственные действия, через призму собственных чувств, прожитых им в действии. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения у ребенка вызывает не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.
Об этом и шел разговор на семинаре-тренинге, который был проведен республиканским учебно-методическим центром переподготовки и повышения квалификации руководителей дошкольных учреждений и Российской академией образования, участницей которого стала заведующая детским дошкольным учреждением № 8 "Умид" Мавлюда Рауфовна Шомахсудова.
- В течение пяти дней шел активный обмен мнениями, разыгрывались жизненные ситуации, - делится она впечатлениями. - Мы с блеском в глазах рассматривали бусинки, коробочки, таблички с картинками, изумительно красивые развивающиеся предметы, похожие и не похожие на детские игрушки и сделанные специально для детей. Каждый был придуман, изготовлен и опробован российскими педагогами и свидетельствовал о попытках взрослых понять мир ребенка, проникнуть в его потребности, главная из которых - потребность в развитии, в познании окружающего мира. Педагоги должны помогать детям в их работе, не вмешиваясь в нее, а предоставив им возможность действовать через предметы культуры, созданные человеческим разумом.
Сегодня уже всем ясно, что главное не научить ребенка писать и считать, а помочь ему захотеть обрести эти знания. А как это сделать? Да, конечно, с помощью игр, дидактического материала, игрушек и т.д. Дети любопытны и способны осваивать окружающий мир через самостоятельную деятельность, они стремятся к независимости и ответственности.
А мы, педагоги, должны пробуждать их интерес, оказывать помощь и никогда не бить по рукам. Но это не означает, что следует сесть в углу комнаты и наблюдать происходящее. Нет. Педагог должен создать специальную среду и специальные предметы для их свободной деятельности малышей.
- К примеру, ребенок видит, слышит и ощущает запах, вкус и т.д., - продолжает делиться впечатлениями Мавлюда Рауфовна. - Но воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства. Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему - навыки распознавания. Как же помочь малышу совершить эту удивительную работу? Прежде всего довериться природе. Надо позволить делать ребенку все, что удовлетворит его неустанную потребность в общении с ней.
К примеру, ребятишкам доставляет радость звонкое перекладывание камешков из одной в две чашки. Еще больше им нравится переливать воду из чашки в чашку и т.д. Ребенок переставляет и перекладывает, наблюдает, узнает названия удивительных предметов живой природы, чувствует, как они могут превращаться в предметы искусства. Камни и ракушки часто имеют удивительную форму и цвет, сухие фрукты и цветы - тоже природный материал.
И если мы хотим помочь ребенку в упорядочении его сознания, необходимо обустраивать его жизнь так, чтобы он постоянно сталкивался с потребностью что-то распределить, разложить, сгруппировать. Таким образом у него формируются различные познания.
Вот простейшая ситуация. Дети строят розовую башню от самого большого кубика к самому маленькому, они сравнивают и распределяют по цвету, объединяют парами цилиндры.
Разумеется, сначала, показывая те или иные предметы, собранные в дидактический материал, взрослый сам упорядочивает их на глазах ребенка. Но затем дети многократно и с неизменным энтузиазмом устанавливают этот порядок в работе. И порядок спонтанно впитывается, откладывается в их сознании.
- О том, как много полезного, хоть и простого, можно перенять у коллег, невозможно пересказать, - завершает М. Р. Шомахсудова рассказ о своих впечатлениях о прошедшем семинаре. - Обмен опытом с российскими педагогами приносит огромную пользу.
И наши методические работы их тоже интересуют. Теперь мы сможем направлять свои методические разработки прямо в издательский дом "Карапуз", возглавляемый А. И. Бортковским, и они будут публиковаться в пособиях для педагогов и воспитателей. В результате об опыте узбекских педагогов будут знать и в России. В прошлом году я также участвовала в аналогичном семинаре-тренинге и многое сегодня успешно применяется в процессе воспитания.
... Да, в "Умиде" используется много дидактического материала, направленного на развитие интереса детей. Достаточно заглянуть в любую группу, где развешаны всевозможные геометрические фигуры, панно, национальные уголки и т.д., сделанные руками воспитателей, нянечек, родителей.
Каждый уголок группы упорядочен в соответствии с физическими свойствами предмета - такими, как цвет, форма, звучание, масса и т.д. Большинство предметов - это не игрушки, а реальные, постоянно встречающиеся в жизни вещи или формы, подобранные специальным образом. И детям здесь интересно, и детям здесь хорошо.
В. НИКОЛАЕВА.
|
|