|
НАУЧИТЬ РОДИНУ ЛЮБИТЬ
Трудно научить любить свою страну. Но только те, кто способен испытывать такие чувства, могут сделать для нее многое. Мы живем в сложное время. В мире возникает много ситуаций, которые требуют мужества, самоотдачи и преданности Родине. Поэтому необходимо, чтобы каждый юноша и каждая девушка понимали, что безопасность Родины обеспечивается не только укреплением нашей военной организации, но и их личным участием в подготовке к защите Родины.
Первые азы патриотизма, несомненно, девчонки и мальчишки получают в семье и школе.
Осуществляется военно-патриотическое воспитание, прежде всего, в ходе учебного процесса. Но школа призвана вооружить школьников не только идейно, но и вооружить их военными знаниями, умениями и навыками, воспитывать в них патриотические чувства, связать их с практикой поведения.
В каждой школе какие-то отдельные формы военно-патриотической работы превалируют над другими, являются характерными. Зависит это от конкретных условий школы, особенностей педагогического коллектива и личности преподавателя военного дела.
Школа № 5 Чирчика известна прежде всего углубленным изучением английского языка. Однако и педагогам по другим предметам нельзя жаловаться на невнимание.
-Мы всегда и во всем находим поддержку у администрации школы, - говорит военрук Ж. Султанбаев.
Школе в организации работы по допризывной подготовке повезло с двух сторон. С одной - школа расположена недалеко от школы сержантов. С другой - военрук Ж. Султанбаев, бывший военный, прослужил в армии 32 года, специалист по летной механике.
- У меня дядя, старший брат служили в десантных войсках, - говорит Жумабай Шаисламович. - Затаив дыхание, я слушал их рассказы о разных удивительных происшествиях. А еще очень любил Николая Петровича, добрейшей души человека, который преподавал нам военное дело в школе № 18, где я учился. Поэтому я стал мечтать о десантных войсках.
На призывном пункте к нам подошли солдаты с голубыми погонами. "Ну, все, - подумал я, - буду десантником". А на их эмблемы от радости не посмотрел. Посадили нас в самолет. Летим. Час, три, пять, десять. Двенадцать часов летели. И прилетели в Приморье. Выяснилось, что готовить из нас будут не десантников, а механиков. Я не расстроился, так как другие чувства захватили меня, когда увидел, из какого множества приборов состоит "начинка" самолета. Захотелось разобраться в их хитросплетениях, назначении.
Этого интереса хватило на последующие три года. И я решил стать кадровым военным. Служил в Прибалтике, на Украине, в других местах. Многое пережито. Сегодня своими знаниями делюсь с учениками.
Конечно, изучаем оружие, как пользоваться им, обращаем внимание на меры безопасности. Вместе с ребятами изучаем и другие, полагающиеся по нашему предмету, темы. Однако, честно говоря, больше всего мне нравится вести уроки в сержантской школе, где практические занятия проводишь не на макетах, а на настоящих приборах. Мальчишки интересуются, просят разрешения покрутить самим, повертеть. Мне это приятно.
С другой стороны в школе стало традицией к праздникам готовить театрализованные представления. Здесь сценаристом и главным режиссером становится завуч О. Симонова. По обмену опытом в постановке военно-патриотических мероприятий она ездила в Петербург, где узнала немало полезного. Теперь использует в своих спектаклях.
- Одно из наших театрализованных шоу было на армейскую тему. Я жизнь военных неплохо знаю. Муж был профессиональным военным. Иной раз ворчу на него - уж слишком строг с детьми. Хотя, если разобраться, это больше на пользу, чем во вред, - делится своими заботами Оксана Марковна Симонова. - В том представлении в центре внимания были рыцари. Ребята с удовольствием репетировали, а как играли, как пели свои песни - засмотришься и заслушаешься. Рыцарский турнир прошел на "ура". В конце шоу избрали мистеров - "мистер ум", "мистер спорт". "мистер мужество", "мистер проницательность".
- А мистер проницательность в таком турнире зачем?
- Как же, - удивляется О. М. Симонова. - Кто-то же должен предугадывать действия противника, своими контрмерами обезвредить его. Был и "мистер юмор", ведь армии без юмора нельзя. И вообще, во многом все придумали сами ученики.
Юмор, конечно, хорошо. А к армии в школе № 5 готовят серьезно. Об этом красноречиво свидетельствует такой факт. Никита Новиков, Эрвин Белялов поступили в суворовское училище. Одиннадцатиклассники Эдем Сейтмеметов, Масхад Тагаев, Константин Васюткин и еще несколько выпускников будут поступать в расположенные в разных городах республики высшие военные училища. Каждый выбрал военную специальность не просто так, а ту, в которой сможет проявить свои способности наиболее полно. Этот первый шаг им помогли сделать уроки по военно-патриотическому воспитанию. Вот в этом и видит свою задачу военрук Ж. Ш. Султанбаев, сравнительно недавно начавший в ней работать, но имеющий большой опыт военной службы. Он хорошо видит перспективу своего труда, работает умело, творчески, увлеченно, с полной самоотдачей, обладает масштабным общественно-педагогическим мышлением, а главное – имеет развитое чувство гражданского долга и единомышленников в лице педагогического коллектива школы.
С. ГАПИЧ.
|
|