|
ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПРИДЕТСЯ ОТВЕЧАТЬ ПО ЗАКОНУ
"Коммерческие банки Узбекистана продолжают развивать систему безналичных расчетов посредством пластиковых карточек. Банки страны увеличили количество выпущенных пластиковых карточек с 5,072 млн. штук в конце первого полугодия 2009 года до 7,033 млн. штук за тот же период этого года. Рост составил 38,7 процента. Также коммерческие банки Узбекистана установили 61,011 тыс. терминалов на 1 июля 2010 года против 36,653 тыс. штук на 1 июля 2009 года. Рост составил 66,5 процента. Объем безналичных платежей по пластиковым карточкам в отчетном периоде увеличилось в 2,7 раза." - сообщил 19 июля 2010 года UzDaily.uz.
Сегодня каждый желающий может обратиться в банк и открыть на свое имя пластиковую карту в национальной, либо иностранной валюте. Кроме того, обыденной практикой становятся зарплатные проекты, реализуемые в настоящее время практически всеми предприятиями и организациями как государственными, так и частными. Суть данных проектов состоит в переводе на пластиковую карту определенного процента от заработной платы работника.
Как и следовало ожидать, в начале люди упорно отказывались переводить наличные средства на непонятные многим карточки, т.к. в понятии простого человека наличные средства всегда остаются "старыми добрыми наличными", осязаемыми, реальными и надежными. Но со временем мнение изменилось, ведь карточка заменяет мешок денег. Да и количество терминалов растет. И потому сегодня пластиковая карта в кошельке вместо потертых купюр - более распространена, однако противоречивых мнений по поводу пластиковых денег по-прежнему очень много.
И в первую очередь потому, что в большинстве торговых точек, во-первых, цены на товары на 10-30 процентов выше, а во-вторых, мягко говоря, не соблюдаются определенные законодательством правила торговли и оказания услуг.
В то же время по законодательству каждый владелец торговой точки должен на видном месте вывесить ксерокопию лицензии или патента, наименование и координаты владельца. И тогда при нарушении потребитель будет знать на кого пожаловаться за нарушение его прав.
В магазине, расположенном в десятом микрорайоне, куда я зашла после работы, нет таблички с именем и координатами владельца, но встретили меня радушной улыбкой, обслужили быстро, пошутили. И даже, что приятно удивило - подали терминал, чтобы я сама ввела пин-код. Удивило потому, что в большинстве магазинов терминал находится по ту сторону прилавка и продавцы нажимают на все кнопочки сами после того, как покупатель во всеуслышание произносит пин-код.
- Этого делать ни в коем случае нельзя, - говорит исполнительный директор городского отдела по защите прав потребителей Салават Айбушев, с которым я обсуждала проблемы в сфере услуг. - По всем правилам продавец должен передать пин-клавиатуру клиенту для ввода пароля или повернуть терминал в сторону покупателя, который, прикрывая рукой аппарат, должен сам ввести пин-код. И это, в первую очередь, должны помнить сами покупатели, поскольку пользование карточками расширяется, и, соответственно, начинают появляться и мошенники. Но мошенничество в данном случае заключается не во взломе микросхемы карточки, а в банальном хищении пластиковых карт у их владельцев. Введение пин-кода приравнивается к подписи владельца карты. То есть, на основании данных о том, что была проведена операция с карточкой и она была подтверждена пин-кодом, ее владельцу будет в дальнейшем очень трудно доказать, что он не был причастен к этой операции. К сожалению, и покупатели, и продавцы в большинстве случаев этих правил не придерживаются. Но в данном случае меня больше интересовали правила оказания услуг с помощью пластиковой карточки.
- Отказ принять платеж по карте по причине неумения пользоваться терминалом или его неработоспособности считается нарушением правил торговли и оказания услуг и грозит соответствующими санкциями. Законодательством также запрещено повышать цену товара или услуги при оплате карточкой, - говорит заведующий сектором торгового отдела ГНИ г. Чирчика Марат Сирлибаевич Оразбаев. - Дополнения в статье 119 Налогового кодекса "Нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам" предусматривают, что размер финансовой санкции не может быть менее 50-кратного размера минимальной заработной платы (с 1 августа этого года минимальная заработная плата в республике установлена в размере 45215 сумов в месяц).
- За нарушение правил торговли или оказания услуг наказание определяется в соответствии со статьей 189 Уголовного кодекса Республики Узбекистан. По ее части первой виновные лица привлекаются за нарушение правил торговли или оказания услуг стоимостью в значительном размере, совершенное после применения административного взыскания за такие же деяния. Наказание - штраф до 150 размеров минимальной заработной платы или лишение определенного права до 5 лет либо исправительные работы до 1 года, - продолжает Марат Сирлибаевич Оразбаев. - Также владельцы торговых точек несут ответственность за отсутствие или неисправное состояние "карточных" терминалов.
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по стимулированию развития системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек" от 19 апреля 2010 года расширяется диапазон использования электронных бумажников. Так, планируется дополнительно установить 24 848 расчетных терминала, 161 банкоматов и 482 инфокиосков по всей республике.
Расширен перечень объектов розничной торговли и сферы услуг, осуществляющих денежные расчеты с населением и подлежащих обязательному оснащению расчетными терминалами по приему платежей с банковских пластиковых карточек.
Теперь в него включены кассы по продаже авиа- и железнодорожных билетов; кассы автовокзалов и автостанций; автозаправочные станции; гостиницы; кредитные организации (кредитные союзы, микрокредитные организации, ломбарды), страховые организации и другие субъекты финансового рынка; стационарные торговые точки, в том числе аптеки (независимо от размера занимаемой площади); объекты общественного питания; пункты по приему платежей от населения по оказанию жилищно-коммунальных услуг, а также за услуги телефонной связи, в том числе сотовой; места временного хранения автотранспортных средств; отделения связи; объекты бытового обслуживания и по проведению культурно-массовых и зрелищных мероприятий, а также прочие хозяйствующие субъекты, осуществляющие денежные расчеты с населением.
Органам государственной власти на местах, государственного и хозяйственного управления и коммерческим банкам поручено принять меры по оснащению вышеперечисленных объектов розничной торговли и оказания услуг населению до 1 января 2011 года. В этом же постановлении определено, что несоблюдение хозяйствующими субъектами требований по оснащению платежными терминалами и их использованию приравнивается к нарушениям порядка оснащения и использования контрольно-кассовых машин, правил торговли и оказания услуг, с наложением на них ответственности в установленном законодательством порядке.
До 1 января 2012 года продлено действие налоговых и таможенных льгот, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 3 августа 2006 года №ПП–433 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию системы безналичных расчетов на основе пластиковых карточек", пунктом 7 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 сентября 2004 года №445 "О мерах по дальнейшему развитию системы расчетов на основе пластиковых карточек" и пунктом 7 постановления Президента Республики Узбекистан от 12 июля 2007 года №ПП-670 "О мерах по дальнейшему повышению капитализации банков и активизации их участия в инвестиционных процессах по модернизации экономики".
- Таково на сегодняшний день законодательство, - завершает разговор Марат Сирлибаевич Оразбаев.. - Нравится это кому-то или нет, но выполнять его необходимо. Нарушителей мы будем выявлять и наказывать в соответствии с законодательством.
В.ПАВЛОВСКАЯ.
gazetachirchik@mail.ru
|
|