ПРОЕКТ "ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЧИРЧИКЕ"
С июля 2002 года в Узбекистане действует совместная программа "Глобального образования" Министерства народного образования Узбекистана и ЮНИСЕФ. Целью программы является внедрение интерактивных методов преподавания в школах страны. Глобальное образование - это новый подход к образованию, направленный на более качественную подготовку молодежи к эффективной жизнедеятельности в условиях возрастания сложности окружающего мира, скорости происходящих в нем изменений, сплетения и взаимопроникновения культур. Качественного результата в образовании можно достигнуть, только если интеллектуальное, эмоциональное, физическое, моральное и духовное развитие учащегося будет осуществляться как единый и целостный образовательный процесс.
На прошлой неделе в рамках этого проекта в школе №15 проходил семинар-тренинг на тему: "Глобальное образование. Школа дружелюбного отношения".
Занятия вели национальные координаторы проекта "Глобальное образование" Фарида Умарова и Наргиза Нуркузиева.
В течение пяти дней 26 педагогов – математиков, преподавателей русского и английского языков, истории, биологии и начальных классов из школ №№ 3, 7, 15, 21 и 24 изучали основные аспекты проекта, вели оживленные дискуссии, диалоги, проводили интерактивные игры, заполняли анкеты, обменивались опытом.
А что же такое глобальное образование?
Глобальное образование - это целостный подход к образованию, который построен на том, что в мире все связано: между собой связаны сообщества людей; природные явления; прошлое, настоящее и будущее; связаны вопросы развития мира и социальной справедливости; а устойчивое развитие будущего зависит от каждого из нас.
Главная идея глобального образования - переход каждого человека от бессознательного приспособления к миру на позиции осмысленной и активной социализации, сознательного предвосхищения и личной сопричастности.
Глобальное образование делает обучение высоко интерактивным и ориентированным на деятельность процессом, ставя учителей перед необходимостью прилагать новые усилия к изменению своей практики преподавания.
Целями глобального образования являются:
• осознание каждым школьником любого процесса как системы;
• развитие сознания и самопознания учащихся;
• понимание взаимной связи между явлениями природы и глобальными проблемами;
• развитие самосознания и готовности отвечать за свои поступки;
• осознание процесса;
• обогащение учебной программы ключевыми вопросами;
• создание учебной среды, дружелюбной для ребенка.
Главная задача - формирование творческой личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее мира.
Участники совещания обсудили такие темы, как гендер в образовании, сущность и основные направления реформирования современных образовательных систем, воспитание у молодого поколения жизненных навыков посредством здорового образа жизни, информационные системы управления образованием, обязательства по соблюдению прав ребенка и повышению качества образования в рамках Конвенции по правам ребенка.
Руководитель отдела международного сотрудничества республиканского центра по образованию Нодира Кодирова и советник по проекту развития ребенка и образования Детского фонда ООН Ю. Нарольская во время семинара провели мониторинг занятий, подсказали на какие аспекты следует обратить внимание.
- Я 25 лет работаю педагогом, - говорит преподаватель начальных классов школы № 15 М. Шумилова. – Меняется время, меняются методики преподавания. И нынешний семинар дал много новых знаний, притом следует отметить, что организован семинар на высоком уровне и, что самое интересное, с помощью интерактивного общения, а это значит, что каждый участвовал в разговоре ежеминутно, не расслабляясь. Конечно, с 9 утра до 5 часов вечера трудновато было выдерживать такой темп пополнения знаний, но конечный результат стоит того.
- Мне очень понравился семинар, - вступает в разговор учитель математики школы № 15 Н. Халикова. – Тесный контакт аудитории с преподавателями во время обучения очень важен. Ведь порой бывает, что приглашают на семинар лектора, который в течение часа-двух излагает тему вопроса, а слушатели зевают от скуки. Такие ситуации нередко встречаются и на школьных уроках, потому и дети мало что усваивают из "прочитанной" темы.
- Мой педагогический стаж насчитывает 32 года, - говорит учитель математики школы № 20 Наиль Гараев. – Безусловно, и тема семинара, и методика интерактивного общения преподавателя и слушателей оставили неизгладимый след. Новые подходы к преподаванию предмета мы, конечно, будем применять на практике.
Участники семинара убедились в том, что интерактивные методы обучения, которые развивают сотрудничество, искусство дискуссии и активного участия, широкий выбор используемых стилей обучения не только дают возможность развивать базовые умения и навыки, но и способствуют привитию умений более высокого уровня - способность мыслить "около" проблемы, преодолевать стереотипы, видеть сразу несколько вариантов решения, умение разрешать конфликты, сотрудничать и решать проблемы. Новые подходы нацелены также на поддержку самооценки ребенка, на развитие в нем умения поддерживать уважительные отношения в любой окружающей его группе.
- Семинар-тренинг дал хорошую возможность для педагогов обсудить проблемы и обменяться опытом в области продвижения реформ в секторе образования, - говорит координатор проекта "Глобальное образование", педагог школы № 15 Тамара Таштановна Исаева. - Глобальное образование делает обучение ориентированным на деятельность процессом, ставя учителей перед необходимостью прилагать новые усилия к изменению своей практики преподавания.
Аналогичные семинары - тренинги прошли в это же время и в школах №№ 2 и 5.
В. НИКОЛАЕВА.
|