|
ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ
Труд, являющийся источником радости и творческой удовлетворённости, при неправильной организации может принести вред здоровью. Вот почему вопрос об оздоровлении нервно-психической сферы учащихся, особенно старших классов, учебная программа которых требует большого умственного напряжения, приобретает не только теоретическое, но, и важное научно практическое значение. Поэтому усилия гигиенистов, педагогов, психологов должны быть направлены на то, чтобы труд способствовал укреплению здоровья, гармоничному развитию физических и умственных способностей детей.
Известно, что чувство усталости после проделанной работы, сопровождающее утомление, проходит довольно быстро после кратковременного отдыха. Однако перегрузки, хотя и незначительные, но повторяющиеся в течение длительного времени, вызывают прогрессирующее утомление, переходящее в переутомление, которое снимается только сном. Утомление при умственном труде - результат нарушения корково-подкорковых соотношений, при которых, с одной стороны, наблюдаются сдвиги в корковой нейродинамике и работоспособности, а с другой - налицо неблагоприятные изменения в реакциях вегетативной сферы. Следовательно, устранение утомления связано с процессами восстановления высшей нервной деятельности и вегетативных функций.
Возникающее умственное утомление может способствовать ухудшению функционального состояния организма, снижению внимания и работоспособности, нарушению точности движений. Все это свидетельствует о развитии в коре головного мозга тормозного процесса, о снижении общей возбудимости центральной нервной системы и подвижности нервных процессов. Существенные изменения различных функций организма происходят при умственной работе ночью.
Как же проявляется утомление? В первую очередь, снижением работоспособности. Следует отметить, что снижение работоспособности может быть связанно с рядом причин: недомоганием, плохим настроением и т. д. После устранения этих причин работоспособность восстанавливается, тогда как при умственном утомлении снижение работоспособности прогрессирует - уменьшается количество выполняемой работы, ухудшается ее качество. Ребёнок становится рассеянным, у него ослаблено внимание, он не способен к работе творческого характера, плохо запоминает заучиваемое, появляется слабость, раздражительность.
Дети, не соблюдающие режим дня, особенно младшего школьного возраста, к концу уроков становятся вялыми, у них пропадает интерес к окружающему. Постоянное утомление нарушает нормальное течение процессов высшей нервной деятельности, приводит к истощению нервной системы.
В основе профилактики утомления, сохранения высокой работоспособности, укрепления здоровья школьников лежит несколько факторов. Одним из них является двигательная активность. Мышечные движения являются раздражителями для умственной работы, способствуют повышению трудоспособности и гармоничному развитию организма. Подвижные игры оказывают очень сильное общее физиологическое действие на организм детей: укрепляют нервно-мышечную систему их, улучшают дыхание, пищеварение, кроветворение, повышают обмен веществ. Наряду с подвижными играми очень полезны и регулярные занятия различными видами спорта: зимой - коньки, лыжи, санки, летом - плавание, езда на велосипеде и др., но их интенсивность должна соответствовать физиологическим возможностям детей.
Рациональный режим умственного труда - это средство не только предупреждения утомления, но и повышения умственной работоспособности. Целесообразное, физиологически обоснованное построение соответствующего режима при умственной работе может явиться и эффективным фактором активизации восстановительных процессов. Тщательно продуманный, составленный на научной основе режим дня, повседневное выполнение гигиенических правил - залог здоровья детей.
К.АБДУРАХМАНОВ, главврач "Саломатлик маркази" г. Чирчика.
gazetachirchik@mail.ru
|
|