Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Педагогика: поиск, творчество

ЛОГОПЕД ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ПРИЗВАНИЮ

Разноцветные карточки, куклы, шарики, коврики с вышитым солнышком, лото, магнитная азбука - всего, что есть в кабинете логопеда Вазиры Закировны Талиповой, не перечислить. Да и надо ли? Сегодня она принесла еще одно пособие, хотя, казалось бы, зачем, их и так много?
- Да затем, что Дильмураду трудно дается выделение гласных в слове, - поясняет Вазира Закировна. - Попробуем через эту игру. У меня так было уже. Ведь дети - они по-разному развиваются. У кого-то более развито логическое мышление, а кто-то больше познает через восприятие. Моя задача - определить и помочь ребенку…
Вот так с вопросов, на мой взгляд, психологии и началась наша беседа о работе логопеда в детском дошкольном учреждении "Умид". И это не случайно, ведь логопедия - сложная наука, находящаяся на стыке медицины, педагогики и психологии.
Педагогов, по-настоящему влюбленных в детей, видно сразу. Ребятня вокруг них так и вьется, а они готовы заниматься с малышами, кажется, семь дней в неделю. В запасе у них всегда новые игры, упражнения. Таких воспитателей ценят не только родители, но и коллеги. Наработки Вазиры Закировны вызывают восхищение профессионалов. Ей есть чем поделиться, рассказать коллегам о своем опыте.

Хотя, в общем-то, она мечтал об этом с детства. Родилась Вазира в большой и дружной семье восьмым ребенком, а когда подросла, то любила возиться с младшей сестрой и братишкой. Всего в семье выросло 10 детей. В атмосфере любви и дружбы воспитывали их родители. За что-то журили, за что-то наказывали. Но своего мнения при выборе профессии навязывать не стали. И каждый из них пошел своим путем - сестры в медицину и торговлю, братья на производство и строительство. А Вазира - в педагогику, как и мечтала. Сначала работала в детских садах № 18 и 2 воспитателем, потом поступила на заочное отделение факультета дефектологии столичного педагогического института имени Низами.

Несколько лет назад перешла на работу в детское дошкольное учреждение № 8 "Умид", который стал для нее родным. На мой вопрос, почему она решила выбрать именно эту профессию, не задумываясь, ответила: "Выбор сделан сразу после окончания школы, институт лишь приблизил к мечте. Для меня работа с детьми - самая главная в мире профессия. Что может быть трепетнее ощущения обнявших тебя детских ручонок, доверчиво склоненной головки на твоем плече? Я прикасаюсь к огромному миру добра, вхожу в этот мир. Я настраиваюсь на мелодичный звук детского голоса, этого камертона чистоты и искренности! Детский смех, веселая суета праздников, творческая деятельность - в этом я вижу эликсир вечной молодости, неугасаемого оптимизма. И эликсир этот варится, готовится не где-нибудь, а здесь, в нашем детском саду, на зависть алхимикам и всяким зловещим чародеям. Важно только принять его сердцем".

И она принимает это сердцем, душой. Любит всех - и непослушных мальчишек, и тихонь-девчонок, помогает им преодолеть комплексы и правильно говорить. К каждому ребенку она ищет индивидуальный подход. Говорящие с дефектом дети часто стесняются своих недостатков и нужно уметь их ободрить, раскрепостить. Вот откуда у Вазиры Закировны привычка даже в нерабочее время говорить ласково, участливо. С годами это выработалось в рефлекс. Впрочем, разве это минус?

- Работа начинается со специально подобранных, в зависимости от проблемы, упражнений, рассказывает она о специфике своих занятий. - И логопед, прежде чем учить других, должен сам идеально выполнять их все. Например, демонстрировать ребенку, как правильно открыть рот, чтобы появился нужный звук.

После гимнастики и постепенной постановки звука начинается его закрепление в слоге, слове, предложении. Для отдыха опять же упражнения на развитие слухового внимания и работа по подготовке артикуляционного аппарата к постановке следующего звука, но уже в игровой форме. И так на протяжении долгого времени…

Что говорить, работа логопеда порой каторжный труд. В детских садах - это не только подгрупповые и индивидуальные занятия, но и контроль отработки заданий вечером (так называемый "логопедический час"). А еще есть и семья - муж, сын, дочь. Им тоже надо уделить время и внимание. Но В. З. Талипова работает и не собирается уходить, потому что самый главный рецепт для счастливой жизни у нее такой: "Надо просто любить свою работу". И она ее любит за то, что можно помочь детям, наполнить добротой каждое мгновение их жизни.

- Самое главное, - говорит Вазира Закировна, - вовремя начать занятия с логопедом. Если этого не сделать, у ребенка возникнут сложные проблемы в школе, так как страдает память, мышление, внимание. Кроме того, в тяжелых случаях нарушена и психическая сторона, специалисты называют это вторичным наслоением: ребенок становится неуверенным, замкнутым, обидчивым и плаксивым. Не умея объяснить, такие дети активно жестикулируют и используют мимику. Но мамы все равно не понимают, чего хотят их дети. Тогда ребенок начинает заходиться в истерике. А причина истерического припадка может быть совсем банальной - ребенок просто хочет пить.

У малыша до трех лет трудно определить, каким дефектом речи он страдает. Но как только ребенок начал произносить звуки, нужно обращать внимание на его речь. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку слова "повтори" и "скажи". Родителям следует исключить их из своей лексики. Папы и мамы должны сами несколько раз повторять ребенку знакомые и новые слова. Ребенок не будет говорить, пока сама мама не захочет этого. Но, к сожалению, в некоторых случаях все происходит наоборот: как правило, в общественных местах (магазинах, больнице) мамы запрещают детям разговаривать.

Родители на индивидуальных встречах с логопедом В. З. Талиповой получают практические советы по становлению речи ребенка и, покидая стены детского сада, всегда благодарны тому, что их дети идут в школу с правильно поставленной фонетикой.

- Вазира Закировна, вы закончили? - это заглядывает воспитатель. Детям пора в спортзал, где их ждут скакалки и мячики, прыжки и приседания. Все должно быть строго по расписанию. А затем они вернутся сюда и продолжат играть, а логопед Вазира Закировна Талипова ненавязчиво, в игровой форме, подсказывать и поправлять. Благоприятный тип воспитания детей основывается на доверии, уважении друг к другу, сотрудничестве. А логопед В. З. Талипова для малышей - и друг, и товарищ, и учитель.

В. ПАВЛОВСКАЯ.

gazetachircik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO