Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Педагогика: поиск, творчество

ДЕЛИТЬСЯ СВОИМ ТЕПЛОМ

Что такое начальное, среднее, высшее образование, знают все. Сейчас же все чаще в средствах массовой информации, на семинарах работников образования встречается термин "инклюзивное образование". Что это такое? Может, это новый вид обучения или особая привилегия?! И не то, и не другое.
Система инклюзивного образования - это когда обычные девочки, мальчики и дети с нарушениями здоровья обучаются и воспитываются вместе, а не изолированно друг от друга. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, создаёт условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Законодательные основы инклюзии включают в себя Конституцию Узбекистана, законы Республики Узбекистан об образовании и социальной защищенности людей с инвалидностью, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Конвенцию о правах ребенка ООН и другие документы.

Дети с инвалидностью и с нарушениями развития не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. Они живут свою единственную и неповторимую жизнь.

Долгие годы об этой проблеме было не принято говорить. Ее как будто не существовало. В последние годы вопросам интеграции в общество людей, имеющих инвалидность, уделяется все больше внимания. Однако психологический барьер между здоровыми людьми и имеющими инвалидность разрушить непросто...

- Стирать эту грань надо со школьной скамьи, а лучше еще раньше, считает директор вспомогательной школы № 23 Гульнара Маматовна Мамонтова. - Даже ребенку, передвигающемуся на инвалидной коляске, важно быть на равных, быть со всеми... В законе Республики Узбекистан о социальной защите людей с инвалидностью говорится об их равных правах и возможностях с другими гражданами страны. Детям, не имеющим нарушений здоровья, тоже полезно учиться в одном классе с ребенком, передвигающимся на инвалидной коляске, или с особенностями в развитии. Это научит их заботливости, готовности помочь, сделает чуточку добрее и даст наглядный урок того, что все люди разные, а, стало быть, приучит к толерантности. Конечно, к каждому случаю нужно подходить индивидуально. Но внедрять инклюзию в практику необходимо.

А пока у нас нет традиции совместного обучения обычных детей и детей с нарушениями здоровья, которая существует в развитых странах. В Финляндии, например, с самого раннего возраста дети с инвалидностью и с особенностями развития находятся в общих группах детского сада. Поэтому и взрослые к ним относятся так же, как к не имеющим нарушений здоровья. Психологи пришли к любопытному выводу - оказывается, у взрослых больше предубеждений и психологических барьеров по отношению к инклюзии. А дети свободны от стереотипов и страхов, они адекватно воспринимают людей с инвалидностью и без проблем общаются с теми, кто на них не похож. Эти страхи у них создают взрослые. От помещения их в адекватную среду развития и обучения, может кардинально зависеть их интеллектуальный уровень. Особенно это касается детей с Даун-синдромом, и других. Часто они могут учиться, но по специальным индивидуальным планам, и специально подготовленными педагогами, знающими, как надо с такими детьми работать. И такие педагоги у нас есть.

- В обществе нужно формировать правильное отношение к детям с особенностями развития и с нарушениями здоровья - во избежание дискриминации, - считает Гульнара Маматовна.- А еще важнее - "переломить" свой менталитет. Ребенок с нарушениями здоровья до сих пор воспринимается как человек второго сорта. Некоторые родители у нас не хотят, чтоб их дети учились рядом с детьми с инвалидностью, проявляют жестокость порой и сами школьники…

Когда Г. М. Мамонтова на мероприятиях выстраивает "своих" детей перед фотокамерами и слышит возражения некоторых родителей, боящихся, что физическая неполноценность их детей будет заметна людям, то не может сдержать взрыва эмоций: "Не тот имеет инвалидность, кто, преодолевая свою боль, страх, а порой и недоверие самых близких людей стремится жить, учиться и работать, а тот, кто может без усилий это делать и не хочет".

-Научитесь уважительно относиться к своему ребенку, говорить ему, что он - такой как все, нет, даже лучше многих, потому что умеет сострадать и преодолевать трудности, - говорит она родителям.

Таким, как Гульнара Маматовна (она 18 лет работает директором школы № 23), нередко приходится сталкиваться с горем и отчаянием, с административной черствостью и равнодушием, самой страдать и отчаиваться, однако никогда не сдаваться. Но речь сегодня не о ней персонально, а о том, для чего, вернее, для кого она и возглавляемый ею коллектив педагогов это делает.

Сегодня это 203 ученика, причем с самыми разными формами нарушения здоровья - дети, имеющие умственную отсталость легкой и средней степени, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и пространственной ориентации, нарушениями речи, с задержкой в развитии, переболевшие детским церебральным параличом и т.д.

Школа осуществляет комплексную систему обучения и воспитания, обеспечивающую адекватный возможностям учащихся уровень образования. Специальные образовательные программы направлены на развитие слухового восприятия, формирование словесной речи, интеллектуального развития. В группах продленного дня для всех учащихся предусмотрено не только выполнение домашних заданий, полученных на уроках, но и время для социальной адаптации. Учат здесь и стирке, и чистке зубов, и мытью посуды, - в общем, казалось бы, мелочам, но они необходимы.

Учащимся предоставлена возможность развивать свои способности в творческих студиях - хореографии, рукоделия, драматической, хоровой и даже музыкально-шумовой.

Вот такого ансамбля шумовой музыки не найти ни в одной школе города. А ребята школы № 23 умеют воспроизвести мелодию с помощью ложек, тазиков, ведер, бутылок! И делают это с удовольствием, потому что музыку любят все дети.

- А с каким удовольствием они играют в спектаклях, - говорит завуч школы № 23 Парида Каюмовна Тухтаева. - Работа в кружках дополнительного образования способствует формированию у детей положительных сторон личности. Серьезный акцент в нашей школе делается и на трудовую подготовку. Не все ребята имеют статус "инвалид детства" и могут рассчитывать на помощь от государства в виде пенсии. Детям с легкой степенью умственной отсталости, задержкой психического развития и речевой патологией предстоит во взрослой жизни заботиться о себе самостоятельно. А для этого им необходимо иметь специальность и работу. Мы расширяем список профессий, которым обучаем детей с нарушениями здоровья. Если раньше были слесарь, швея, то сейчас это спектр расширяется. Вводим такие специальности, как вязание, столярное дело, сельскохозяйственный труд. Вот начали разводить кроликов. Вы бы видели с каким удовольствием дети ими занимаются.

Мы считаем, что детям с нарушениями здоровья можно давать еще более востребованные профили обучения, например, такие как фермер, садовник. Очень популярная сейчас специальность, не правда ли? В США, между прочим, очень много выпускников школ для детей с нарушениями интеллекта работают, знаете где? В "Макдоналдсе"! Не так уж много интеллектуальных способностей нужно, чтобы завернуть бутерброд. В странах Запада работодатели давно поняли, что нанимать на работу людей с инвалидностью порой даже выгодно. Они - очень усидчивые, кропотливые люди. Они могут несколько часов выполнять одну и ту же операцию, не требуют слишком больших денег и держатся за свое место. Не каждому здоровому это под силу: одну и ту же строчку на наволочке целый день строчить. А эти ребята могут и будут это делать с удовольствием. И строчка будет у них выходить ровная и наволочка красивая! Образовательная среда в нашей школе нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с нарушениями здоровья нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Школа богата традициями: это и разнообразные праздники для детей, торжественные мероприятия, театральные представления, спортивные соревнования. Яркие представления дают возможность раскрыться детским талантам, получить эмоциональный заряд, оценить свои творческие способности.

А то, что дети, имеющие физические ограничения здоровья, могут быть талантливы, известно всем. К примеру, школу № 23 окончил Андрей Гречкин - признанный сегодня художник. А Максим Брюков стал членом республиканской молодежной сборной детей с нарушениями здоровья по баскетболу. За 55 лет существования школа № 23 помогла интеграции в общество многим мальчишкам и девчонкам. Только в прошлом году 30 выпускников получили путевку в жизнь, причем трое из них учатся сегодня в колледжах города. А в первый класс 1 сентября текущего года пришли 23 ребенка.

- Как правило, это дети из неблагополучных семей и из малоимущих, - говорит Г. М. Мамонтова. - Именно в таких семьях чаще всего рождаются дети с патологиями, нарушениями развития. Хотя и в здоровой семье может родиться ребенок с нарушениями здоровья. И причины тут могут быть разные - экология, генетика и т.д. К каждому ребенку подбираем индивидуальный "ключик". Сегодня с детьми занимаются 7 воспитателей и 40 педагогов. Текучести кадров практически нет. Увольняются учителя только в связи с переездом на другое место жительства. А секрет в том, что прирастаем к детям, они становятся для нас родными. По многу лет работают М. У. Закирова, М. М. Алиева, М. Х. Наджибаева, Г. Е. Ибраимова. Для них школа не просто место работы - это второй дом.

Правда, этот дом давно нуждается в ремонте. Наши шефы - ОАО "Чирчиксельмаш", конечно, помогают, чем могут. А все остальное мы делаем сами. Вот и эти полы в голубой цвет покрасили, потому что другой краски не было. В поддержании чистоты и косметическом ремонте активно участвуют и дети, поэтому они бережно относятся к имуществу. Свой же труд всеми ценится!

Школа № 23 имеет статус вспомогательной. Есть в республике и различные специализированные интернаты. Однако отличительной чертой образовательной политики в отношении детей с инвалидностью на современном этапе становится переориентация системы специального коррекционного образования на интеграционную форму обучения в массовых учебных заведениях. Данная тенденция стала следствием использования опыта развитых западных стран, которые постепенно, на протяжении нескольких десятилетий создали условия для обучения детей-с нарушениями здоровья в массовых образовательных школах.

Однако сегодня устроить ребенка-с нарушениями здоровья в обычную школу весьма проблематично. Если его даже и возьмут, никто не представляет необходимых для него условий обучения. Наши-то школы рассчитаны только на детей, не имеющих никаких ограничений по болезни. А ребенок, пользующийся инвалидной коляской, даже на второй этаж добраться не сумеет, поскольку пандусы в зданиях при строительстве были не предусмотрены.

И все же на пути к инклюзивному образованию стоят барьеры в большей степени не финансов, а вопрос понимания инвалидности. В медицинской модели имеющим инвалидность или особенности развития приписывается статус больных, которым необходима коррекция или изоляция. Некоторые из них страдают всего лишь задержкой психического развития, у других - проблемы со слухом, зрением, передвижением. Как утверждают некоторые специалисты, если бы многие из этой второй группы учились в массовой школе по специально разработанным программам, они бы ничем не уступали по своему развитию вполне здоровым сверстникам.

Социальная модель понимает инвалидность как ярлык и подразумевает работу по людей с нарушениями здоровья в общество.

К сожалению, сегодня именно медицинская модель превалирует в понимании будущего детей. Инклюзивное образование - идея, которая осваивается прогрессивными людьми вместе с идеями о том, что усыновление или удочерение - это правильно, что важно делиться временем и деньгами с теми, кто нуждается. Отказ от изоляции детей с нарушениями здоровья приведет к выравниванию шансов детей с ограниченными возможностями и, в конечном счете - реализации права на жизнь в обществе.

В. ПАВЛОВСКАЯ

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO