|
КОГДА ПРОДАВЕЦ НЕ ПРАВ
Несмотря на то, что в последнее время много говорится и пишется о защите прав потребителей - эта тема не теряет своей актуальности. Ведь не секрет, что в погоне за прибылью продавцы и производители нередко нарушают требования законодательства. Поэтому в условиях рыночных отношений защита прав потребителей приобретает особое значение. На сегодняшний день права потребителей нарушаются в торговле, в сфере обслуживания, в отношениях между банками и вкладчиками и т.д. Свидетельством тому служат обращения чирчикцев в городской отдел защиты прав потребителей.
- За последние месяцы с просьбой о помощи в наш отдел только с ОАО "Максам -Чирчик" обратились более 30 граждан, - рассказывает председатель ОЗПП Чирчика Рустам Абдамбекович Рисбаев. - У каждого из них своя проблема. Так, например, Л. Кадушкина купила в магазине туфли, которые уже через день пришли в полную негодность. Когда женщина обратилась в магазин с просьбой вернуть ей деньги, либо заменить товар - продавцы и хозяин магазина были возмущены ее требованием и как это часто бывает в подобных случаях, нашли массу причин отказать ей в законном требовании. Согласно пункту 29 "Правил розничной торговли" при замене или возврате товара ненадлежащего качества, покупатель может возвратить купленный им товар ненадлежащего качества. При этом продавец должен вернуть заплаченные деньги и не вправе удерживать сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за потери им товарного вида. Чаще всего при подобных обращениях граждан, продавцы мотивируют тем, что на обувь или одежду не дается гарантия. Однако в пункте 32 тех же правил указано, что если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатком товара могут быть предъявлены покупателем в разумный срок (чаще всего до 6 месяцев, если другого не предусмотрено договором). Что касается сезонных товаров, к которым, в частности, относится и обувь, срок заявления претензий, связанных с недостатками товара исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, наступающего после покупки товара. В результате разъяснительной работы с работниками магазина деньги гражданке Кадушкиной были возвращены.
Вернули деньги и А. Сабриевой, купившей неисправный пылесос и М. Тулаевой, которая приобрела некачественный кофе.
В последнее время все большее распространение приобретает система оплаты на основе пластиковых карточек. И как следствие, к нам начали поступать жалобы горожан о нарушении их прав при попытке купить товары по пластиковой карточке, - продолжает Рустам Рисбаев. - Так, Ю. Богданову в одной из торговых точек дехканского рынка отказались продавать товар на сумму менее 3 тысяч сумов. Другому потребителю, пытавшемуся купить яйца по пластиковой карточке, продавец сказал, что не может продать менее 15 яиц (при том, что за наличный расчет можно было приобрести любое количество яиц от 1 и до бесконечности). Это прямое нарушение прав потребителей, так как расчет посредством пластиковых карт приравнен к расчету наличными средствами. С продавцами данных торговых точек была проведена разъяснительная беседа и даны соответствующие рекомендации.
В отдел защиты прав потребителей граждане обращаются с различными вопросами, однако лидируют по количеству жалоб уже на протяжении длительного времени коммунальные службы Чирчика. Все заявления звучат примерно одинаково: коммунальная служба (чаще всего "Иссиклик энергияси" и "Чирчикшахаргаз") выставили счет по уплате неизвестно откуда взявшегося долга. Нередко жителям даже приносят исполнительные листы и решения суда об уплате этих долгов. При обращении в соответствующие службы коммунальщики отвечают: "так показывает компьютер", и даже слушать не хотят о том, что обратившийся гражданин регулярно, а нередко и с предоплатой оплачивает все услуги данной службы. В таких случаях, чтобы отстоять права потребителей, нам иногда приходится даже обращаться в суд. В большинстве случаев удается добиться того, чтобы гражданам были возвращены незаконно истребованные у них деньги или же произведен перерасчет по оплате за коммунальные услуги.
Так, по результатам работы отдела защиты прав потребителей, с начала года нам удалось вернуть гражданам более 2 миллионов сумов.
С нарушениями прав потребителей мы сталкиваемся почти ежедневно. И каждый знает насколько трудно доказать недобросовестному продавцу или поставщику услуг то, что они не правы. Однако результаты работы чирчикского общества защиты прав потребителей являются подтверждением тому, что справедливость можно восстановить, необходимо лишь знать свои права и уметь их отстаивать.
Ю. БОНДАРЕНКО.
gazetachirchik@mail.ru
|
|