|
РАЗВИТИЕ ШТРИХОВОГО КОДИРОВАНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Проблема создания единого информационного пространства приобрела особое значение в нашей стране уже в начале 70-х годов в связи с разработкой общегосударственной автоматизированной системой (ОГАС) сбора и обработки информации для целей планирования и управления народным хозяйством.
В целях повышения конкурентоспособности узбекских товаров на внутреннем и зарубежных рынках, идентификации товаропроизводителя в рамках международной системы товарной нумерации, защиты прав потребителя, обеспечения автоматизированного учета производства товаров принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 сентября 1999 года № 438 "О введении штрихового кодирования товаров, производимых в Республике Узбекистан".
В постановлении отмечается, что международной ассоциацией товарной нумерации "EAN International" Республике Узбекистан присвоен цифровой идентификационный код 478. Агентством "Узстандарт" и торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан создан центр автоматической идентификации товаров и услуг "EAN Uzbekistan" для осуществления регистрации субъектов предпринимательства, товары которых маркируются штриховыми кодами EAN, и методического руководства деятельностью пользователей системы идентификации товаров в соответствии с международными требованиями.
Внедрение штрихового кодирования связано с развитием информационной технологии, широким внедрение ЭВМ в производство и торговлю. В результате этого появилась возможность упростить документальное оформление товаров на разных этапах.
Немного из истории создания штрихового кодирования. Штриховое кодирование было изобретено молодым инженером Давидом Коллинзом. После окончания в 50-х годах инженерного факультета Массачусетского технологического института он поступил работать на Пенсильванскую железную дорогу, где ему пришлось заниматься сортировкой вагонов, их надо было пересчитать, оперативно выяснить номера и определить, куда каждый должен следовать. Процедура довольно длительная, не гарантирующая безошибочности ее выполнения. Тогда пришла идея освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Чтобы упростить распознавание, инженер-изобретатель предложил записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом, состоящим из красных и синих полос, расположенных на стенке вагона в прямоугольнике длиной до полуметра. Это, в свою очередь, натолкнуло Коллинза на мысль, что придуманный штриховой код можно использовать не только на железной дороге. Он вспомнил, как 14-летним мальчиком подрабатывал по выходным на складе одного супермаркета. Сколько времени уходило на поиск нужного товара. Здесь именно и получил применение штриховой код в виде кода товара.
Важной задачей для штрихового кодирования является первичный этап автоматизации торговой деятельности. Предприятия сталкиваются с проблемой упорядочивания складских остатков и проведения инвентаризации товаров. Казалось бы, грамотное ведение учета, приема и расхода товара со склада и торгового зала должны исключить саму вероятность неправильной информации по остаткам. Но все не так просто: к появлению недостоверных сведений приводят даже элементарные ошибки, обусловленные человеческим фактором. Решить проблему, призвана технология штрихового кодирования, которую сегодня широко применяют в розничной торговле: практически все продукты продают при сканировании специального кода. Штрих код – это один из способов записи информации об объекте или товаре. Поэтому понимать язык штрихкодов и уметь им пользоваться – это значит освоить еще одну ступеньку на пути к цивилизованному рынку и взаимовыгодному международному сотрудничеству. Таким образом, штриховые коды выступают не только, как средства автоматизированной идентификации, учета и интенсификации товародвижения, а также носителями коммерческой информации. Товары, маркированные штриховыми кодами EAN в одной стране, могут быть однозначно идентифицированы и сканированы на соответствующем оборудовании во всех странах мира.
Т. ШЕВКЕТОВА, начальник сектора Чирчикского ЦИС.
|
|