СИМВОЛ МИРА И НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА
Цикличность присуща не только явлениям природы, но жизни и деятельности человека, общества и истории. В этой динамике заложена невидимая и трепетная нота внутренней взаимосвязи всех явлений мироздания.
Человек по мере постижения тайн своей и окружающей природы не только усваивает, но и изменяет, расширяет сознание, привыкает к тем незыблемым закономерностям, которые утвердились в течение тысячелетий. Одной из таких закономерностей является цикличность времен года, с которыми связаны все материальные и духовные потребности человека.
Навруз является одной из закономерностей отношения к природе и обществу народов Ближнего и Среднего Востока. Несмотря на различные перипетии исторического движения, он сохранился до наших дней как результат духовного возмужания и эстетического сознания.
Навруз - начало нового дня, нового года, обновления, цветения, движения везде и всюду. Навруз - это осмысление вечности и молодости природного мира. Одновременно Навруз - это новый взгляд на опыт предков, обогащение тех народных традиций, обычаев, которые в совокупности служат цементирующим ключом всенародной солидар¬ности и сознания. Таким путем Навруз закрепляется в сознании людей как праздник творческой радости человека.
У каждого народа, у каждой страны были, есть и будут различные праздники, подобные Наврузу. Но праздники, в зависимости от исторической ситуации, общественных катаклизмов, могут изменяться, исчезать или приобретать другое значение. Как только идеология вмешивается в естественное течение праздников, возникает опасность их утрирования или искусственного нарушения естественности природы и человеческого ликования.
Несмотря на различные идеологические, религиозные и исторические изменения, Навруз выдержал все удары социально-политических перемен и настроений. Ибо он как праздник с самого возникновения не был связан с определенными нормами религиозного или социального натиска и надзора.
Навруз родился как правомерное детище природы и общества, укрепляющее взаимоотношения человека и природы, вне всяких социальных или религиозных диктатов. Поэтому тщетной была борьба в средние века ислама с этим праздником. Столь же безнадежной оказалась борьба коммунистической идеологии с Наврузом, считавшей его проявлением религиозного обряда и миропонимания.
Навруз - это живое древо исторического опыта, различных форм художественно-эстетического отношения к жизни, эстетическая гармонизация жизни и идеала народов Востока. И в то же время это яркий пример духовного объединения, общественного единства народов без всякой идеологической нагрузки.
В дни празднования Навруза все люди - братья, их мысль и стремления направлены на коллективное ликование в момент обновления и очищения как природы, так и человека. В этом великая гуманистическая сущность и значение Навруза, объединяющего целые континенты и страны, независимо от их этнокультурных различий, особенностей языка и национальных традиций. Ибо природа не различает народы ни по языку, ни по этническим признакам, ни по историческому опыту - она одинаково бескорыстно служит источником радости всех людей. х
От других праздников Навруз отличается тем, что объединяет мечту с реальностью, стимулирует и активизирует человека в его жизнедеятельности. Навруз представляет яркий пример проявления свободы и мира, спокойствия и благоухания, укрепления традиционной культуры, приобретения новых форм и способов выражения национального духа. В течение тысячелетий он вместе с другими праздниками стал эстетической формой нравственно-духовного воспитания народов.
Необходимо подчеркнуть и другую особенность Навруза -культивируемую стихийность проведения праздника. Как только он получает заранее подготовленную схему или сценарий, то в известной степени утрачивает свою массовость, привлекательность и творческую природу. Навруз - праздник народа и для народа, выражающий естественное тяготение людей к свободе, счастью и духовному озарению.
Каждый народ, независимо от традиций, этнических особенностей и исторического опыта, демонстрирует собственное отношение к этому празднику. Культурная традиция народа обогащается и начинает входить в орбиту жизни последующего поколения.
Празднование Навруза для народов Средней Азии берет свое начало в эпоху зороастрийских верований, запечатленных в Авесте. Это выражается в отношении к воде, воздуху, огню и земле; к пониманию добра и зла, света и тьмы, прекрасного и безобразного, чистоты и грязи, свободы и покорности.
Навруз, по преданию зороастрийцев, был символом царствования всего светлого, теплого и прекрасного, торжеством духа и деяния Ахуры Мазды над темными, холодными и мертвыми силами Ангри Маню. Равенство дня и ночи 22 марта и увеличение дня с 23 марта означало победу Ахуры Мазды и торжество жизни, света и всего растущего и цветущего в мире.
Ощущение светлых начал природы и человеческого духа на протяжении тысячелетий варьируется, изменяется, обогащается в зависимости от исторических судеб людей. По словам Беруни, Навруз в старину праздновался от одного до тридцати дней. В связи с этим хочется подчеркнуть, что Навруз - это не праздник, придуманный кем-то и для кого-то. Это праздник, возникший как естественная потребность утверждения человеческого в человеке, как творческая потребность, вытекающая из необходимости освоения и познания окружающей среды. В этом его всенародность, массовость и гуманистическая направленность.
Постепенно боги солнца, земли, воздуха, огня даруют часть своих сил самому человеку, и он начинает сам создавать такие обряды, праздники и обычаи, свидетельствующие о гуманистическом и созидательном величии Человека. Стихийно начатый Навруз постепенно превращается в естественный образ жизни человека.
С приобретением Независимости наш народ не только всенародно возобновил Навруз, но вложил в его содержание новые идеи и задачи, связанные с бережным отношением к природе, с новым осмыслением национального богатства, национальных традиций и обычаев.
Навруз стал национальным праздником и массовым торжеством всех людей, живущих в Узбекистане. За 15 лет стало традицией демонстрировать в дни Навруза все стороны жизни и деятельности народов, свободное проявление их способностей и духовных потребностей.
За эти годы не только возродились старые, забытые или запрещенные игры, обычаи и традиции, но появились новые формы народного гуляния и проявления свободного духа народа.
В связи с празднованием Навруза происходит синтетическое взаимовлияние народного творчества и творчества профессиональных поэтов, музыкантов, актеров и художников. Они учатся друг у друга и обогащают себя новыми художественно-эстетическими ценностями.
В наши дни Навруз от созерцательно-умиротворенной развлекательности переходит в сторону эстетически-созидательной дея¬тельности. Эстетическая сущность Навруза становится главной духовной силой в укреплении национального духа и всенародной солидарности.
Навруз в эпоху Независимости приобрел форму, обогатившую народную жизнь: вспоминать и отмечать с радостью и благоговением наиболее памятные и незабываемые дни и события истории народа. Именно Навруз дал возможность народу оживить свою историческую память, чувствовать себя наследником богатых традиций и обычаев, создавать новые духовно-эстетические ценности, созвучные нашему времени.
Нынешний праздник демонстрирует образ жизни, своеобразие духовной культуры и мироощущения народа. Поэтому Навруз стал выражением, торжества нашей общенациональной идеи и идеологии, нашего независимого и свободного образа жизни, отчетом каждого человека перед самим собою и перед обществом за истекший год, за преодоление трудностей и достигнутые успехи. Навруз стал символом мира, национального единства, духовного очищения, гуманизма и межнационального согласия и дружбы.
Тилаб МАХМУДОВ,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой ТГИФК.
gazetachircik@mail.ru
|