Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Актуально

"ГОРЯЧАЯ" РАБОТА ВАЛЕНТИНЫ КОРНИЕНКО

Огромная машина из металла,
Которая строку извне ковала, -
Вот что такое, братцы, линотип!
Я видел сам когда-то эти строки -
Горячих букв горячие потоки,
И слышал линотипа грозный хрип.

Набрать текст и распечатать его в любом количестве экземпляров. На сегодняшний день этот не представляет большого труда даже для совсем малоопытных пользователей компьютеров. Однако еще не так давно процесс набора и изготовления любой печатной продукции был довольно длительным и трудоемким. В этом процессе были, порой, задействованы сразу несколько работников-полиграфистов.

Одним из наиболее востребованных полиграфических специалистов во второй половине прошлого столетия был линотипист. Линотип - вид полиграфического оборудования, строкоотливной наборный аппарат, изобретенный в 1884 году американским инженером Отмаром Мергенталером, предназначенный для отливки строк текста из типографского сплава. Хорошие линотиписты ценились, буквально, "на вес золота".

Одной из таких специалистов высокого класса, в совершенстве владевшей этой нелегкой профессией была сотрудница Чирчикской городской типографии Валентина Ивановна Корниенко.

В освоении этой редкой и непростой профессии Валентине Ивановне помогла врожденная грамотность, а также терпение и желание делать свою работу "на отлично".

Окончив полиграфическое ремесленное училище № 2 г. Ташкента, и получив шестой разряд наборщика машинного набора, она начала свою трудовую деятельность в Ташкентской типографии № 1. Пришлось ей за свою жизнь поработать и в типографии газеты "Фрунзевец", и в других типографиях. Однако больше всего воспоминаний у нее связано с работой в Чирчикской городской типографии, где она проработала большую часть своей трудовой деятельности. Сюда, в Чирчикскую типографию Валентина Ивановна пришла, молодым, но уже грамотным специалистом в 1963 году.

В то время здесь работал достаточно большой коллектив полиграфистов под руководством Сергея Гаиповича Ризаметова.

- Я только пришла устраиваться на работу, - вспоминает Валентина Ивановна, - узнав, что я работаю на линотипе, меня, даже еще не оформив документы, Сергей Гаипович усадил за машину - была срочная работа. Так, можно сказать, прямо с порога и началась моя работа в типографии Чирчика.

Коллектив встретил новенькую очень тепло, работать было интересно. "Почему бы не остаться здесь", - решила Валентина Ивановна и не пожалела об этом. Сегодня она с благодарностью вспоминает тех, кто когда-то поддержал ее. Особые слова благодарности в адрес директора типографии.

- Первое время по приезде в Чирчик мне негде было жить, и с разрешения руководства типографии пришлось обосноваться прямо в красном уголке. Однако все понимали, что долго это продолжаться не может, ведь в Чирчик я приехала с дочерью Татьяной. Да и не дело это жить прямо на рабочем месте. Поэтому С. Г. Ризаметов, походив по инстанциям, выхлопотал нам с дочерью квартиру. В новую квартиру мы переехали в канун Нового 1964 года. Помог Сергей Гаипович и с устройством моей дочери в детский сад, - продолжает вспоминать В. И. Корниенко.

Когда читатели берут в руки газету "Чирчик", то просто смотрят страницы, читают заметки, статьи и корреспонденцию и совсем не думают о том, какой колоссальный труд множества людей многих профессий нужно приложить, чтобы получить газету.

В 60-80 -е годы городская газета выходила три раза в неделю и печаталась большим тиражом. Ее выписывала почти каждая семья. В то, чтобы очередной номер газеты вышел своевременно, большой вклад вносили и работники типографии. Большая нагрузка ложилась именно на линотип и линотипистов, в частности на В. И. Корниенко. Руководство и работники редакции, настаивали на том, чтобы именно Валентина Ивановна занималась набором газетных строк, так как она делала это практически без ошибок, и последующий процесс вычитки газетных полос занимал меньше времени.

Помимо городской газеты, в типографии печатали и многотиражки предприятий Чирчика. Кроме того, с помощью линотипа печатали любую продукцию. Он делал все, что угодно, его надо было только перенастроить. Хотя при ручном наборе надо было исправлять только отдельные буквы, при линотипном же, когда обнаруживали ошибки, приходилось повторно отливать всю строку.

Валентина Ивановна набирала текст, нажимая на клавиши расположенной перед ней клавиатуры. Благодаря специальному устройству буквы, цифры и знаки отливались в строки заданного размера, из которых комплектовались (верстались) будущие страницы (полосы). С линотипного набора делали контрольные оттиски, которые поступали к корректорам для проверки набора. Проверенный и выправленный набор передавали в печатный цех, где и производилась печать. В обязанности В. Корниенко входила также подготовка машины к работе: тщательная проверка ее механизмов, смена магазина с матрицами, смазка трущихся частей и т.д.

Во время работы в огромной махине все двигалось и крутилось одновременно. Наборщица нажимала на клавиши, и к ней выскакивали горячие готовые строчки: для них в котле при температуре выше тысячи градусов плавился металл. Свинец расплавлялся, строчки капали, падали, собирались в строки, колонки. Отсюда и пошло: горячая строка.

Клавиши линотипа Валентина Ивановна выучила назубок, и набирала строки газетного текста из отдельных буквенных матриц впоследствии "слепым" методом, практически, не глядя на клавиатуру.

Работа была горячей в прямом и переносном смыслах. Во-первых, в газете не должно быть ошибок. Во-вторых, так устроен был линотип, что набранная строка служила формой для отливки линотипной строки из металла, и, увы, вынужденное вдыхание паров "тяжелых" металлических сплавов было особенностью работы линотиписта.

Делаешь контрольные оттиски - гранки и передаешь набор на верстку. Случись в работе линотипа даже небольшие неполадки - и пошли ошибки. То не те буквы падают в строку, то что-то застревает…

В. И. Корниенко не уходила домой, пока весь набор не был сделан.

- Приходилось работать и в праздники, и в выходные и, нередко, по ночам. Бывало, что вызывали на работу чуть ли не среди ночи. Особенно, когда надо было набрать статью с пометкой "срочно" в очередной номер газеты.

Однако, несмотря на все трудности и на то, что работа со сплавом (гартом) была очень вредна для здоровья (в его состав входили: олово, свинец, сурьма) я очень гордилась своей работой, тем, что делала газету и первой ее читала, - рассказывает Валентина Ивановна.

К своим обязанностям В. И. Корниенко относилась очень ответственно, тряслась, как говорится, за каждую буковку. Понимала, какое важное дело ей поручено: набрать быстро, без ошибок и технически грамотно не каждый сможет. Этому же она учила и молодых сотрудниц, среди которых и проработавшая много лет в Чирчикской типографии Л. Прусова, и многие другие.

Несмотря на тяжелый в прямом смысле слова труд, работа эта приносила удовлетворение. Вспоминает Валентина Ивановна, как радовались линотиписты, когда в цех установили новую машину, которая значительно облегчила ежедневные заботы. "Нас тогда ценили", - улыбается она.

Свидетельством высокой оценки труда В. И. Корниенко служат многочисленные Почетные грамоты от руководства типографии и города, которые и дали ей право на звание "Ветеран труда". Эту награду ей вручили за долголетний добросовестный труд в 1988 году.

Как и в любом большом коллективе, среди сотрудников типографии случались и разногласия, была и негласная конкуренция, но, несмотря ни на что, годы работы здесь Валентина Ивановна вспоминает с улыбкой и радостью. Вместе полиграфисты переживали печали и радости, боролись с трудностями и житейскими проблемами, вместе работали, а, нередко и вместе отдыхали, выезжая на природу, где устраивали пикники.

Дружно отмечали в типографии и праздники, дни рождения и памятные даты. Как сейчас помнит Валентина Ивановна торжество, когда коллектив типографии под руководством директора М. В. Кравчука провожал ее на заслуженный отдых.

Заработав пенсию, В. И. Корниенко не нашла в себе сил сразу же расстаться с типографией. Некоторое время она еще проработала здесь вахтером.

В эти годы Валентина Ивановна наблюдала, как постепенно в прошлое уходит ее профессия - в работе типографии начали использовать более современное и усовершенствованное оборудование, компьютерный набор и верстку. Горько было, конечно, сознавать, что в печатном деле обойдутся теперь без линотипа. Но прогресс есть прогресс, компьютеризация сделала производство газеты и другой печатной продукции более совершенным. А значит, дело, которому В. И. Корниенко посвятила всю жизнь, будет продолжаться. Взрастит оно не одно поколение полиграфистов и газетчиков, преданных любимой профессии.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO