Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Актуально

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРОСЯТ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ

Дефицит хлопкового масла, сложившийся на потребительском рынке республики несколько месяцев назад, начинает сходить на нет, и ситуация постепенно нормализуется. Это стало результатом конструктивных мер и совместных действий, предпринятых целым рядом министерств и ведомств, органов государственной власти, предприятий, задействованных в цепочке от производства до реализации хлопкового масла. Правительством республики было принято решение установить предельные цены на хлопковое масло. А для сдерживания роста цен был создан эффективный механизм контроля за его реализацией.
Какие меры принимаются для стабилизации положения на рынке, и что послужило причиной недавнего дефицита хлопкового масла? С этим вопросом мы обратились в Государственный комитет по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства (далее - Комитет). Ситуацию разъяснила заместитель начальника управления анализа и формирования конкурентной среды Валентина ДУБРОВСКАЯ.

РЫНОК ВЗДРОГНУЛ

- Осень всегда была переходным периодом, связанным с уменьшением ресурсов сырья для выработки хлопкового масла. Соответственно, в это время года наблюдалось некоторое сокращение объемов его производства. Но это был короткий период, который всегда проходил безболезненно для потребителей. С одной стороны, с учетом сезонной ситуации производители всегда имеют резервы сырья, которые быстро пополняются с окончанием сбора хлопка. С другой - кроме хлопкового масла, на рынке в достаточном количестве присутствует завозное подсолнечное, которое употребляет значительная часть населения и прежде проблем в межсезонье не возникало. Что произошло в этом году?

Основная причина дефицита - значительный рост цен на семена подсолнечника на мировом рынке, который и спровоцировал ситуацию. Это привело к резкому увеличению цен на подсолнечное масло на российском и казахском рынках, откуда оно, главным образом, и завозится в республику, и рикошетом ударило по нашему рынку. Цена завозного подсолнечного масла подскочила в два ра-за, и это стало ощутимо для потребительского кармана. Многие потребители решили изменить устоявшимся вкусам и предпочтениям и перейти на употребление более дешевого местного хлопкового масла. Потребление хлопкового масла возросло, его стали раскупать. Другими словами, спрос на него резко увеличился, но удовлетворить его рынок не мог, поэтому масло стало исчезать из торговой сети. Все это совпало с межсезоньем, когда объем производства хлопкового масла несколько сокращается по объективным причинам. Рынок не был готов к такому форс-мажору, как резкое смещение акцентов в потреблении растительного масла с подсолнечного на хлопковое.

СИТУАЦИЯ ПОД КОНТРОЛЕМ

Любое повышение цен, как и любой дефицит, порождает ажиотаж. Здесь, как правило, быстро появляются желающие поймать рыбку в мутной воде. На этом сыграли недобросовестные торговые предприятия, которые стали повышать цены на хлопковое масло. Но ситуацию быстро взяли под контроль. Стали применяться меры по стабилизации рынка, сдерживанию цен и их контролю.

Оптовые и розничные цены на ряд основных потребительских товаров у нас в республике регулируются государством. То есть устанавливается предельная цена, выше которой торговая сеть не вправе реализовать эти продукты. Цены на разливное и фасованное хлопковое масло были свободные, но в связи с возникшей ситуацией правительством принято решение ввести регулирование цен на масло. Поскольку теперь его цена определена - она подлежит контролю, который осуществляет Комитет и его территориальные управления.

Мы проанализировали ситуацию на биржевых торгах, но резких изменений оптовых цен на хлопковое масло здесь не наблюдалось. Другое дело, что появился большой спрос на него. О сговоре поставщиков или производителей тоже не могло быть речи. Когда установлен потолок цены, выше которой продукт не может быть реализован, как ни сговаривайся - дороже его не продашь.

В сравнении с прошлым годом цена на хлопковое масло в республике увеличилась примерно на 30 процентов. Это связано с повышением цен на хлопковое волокно, а соответственно на семена, их переработку. Здесь речь идет о цепочке, когда изменение в одном звене влечет за собой изменения в следующих. Мы сдерживаем рост цен на хлопковое масло, но, положа руку на сердце, следует отметить, что в сравнении с сопредельными государствами они у нас гораздо ниже.

Одна из действенных мер по сдерживанию роста цен - мониторинги на предмет наличия хлопкового масла в торговой сети и уровня цен на него. Их проводят работники территориальных управлений при содействии подразделений Федерации общества защиты прав потребителей республики (далее - ФОЗПП). В рамках изучения ситуации выявляются предприятия торговли, завышающие цены на хлопковое масло, допускающие его сокрытие и нелегальную продажу. По каждому факту принимаются меры. Изначально цены завышали многие. Территориальные управления вносили в хокимияты предложения о запрете реализации масла в таких магазинах. То есть подход был таков: нарушил - не продаешь. Но сейчас пошли другим путем.

ЧТОБЫ КОНТРОЛЬ БЫЛ ЭФФЕКТИВНЫМ

Вопрос обеспечения контроля за ростом цен и меры по их сдерживанию на основные продовольственные товары, в том числе - хлопковое масло, рассматривался на недавней коллегии Комитета по итогам 9 месяцев. Была проанализирована сложившаяся на рынке ситуация, выявлены проблемы, намечены пути их решения. В частности, отмечалось, что лишение ряда магазинов права продажи хлопкового масла при завышении на него цен большого эффекта не дает. К тому же это не очень популярная мера. Работники торговых предприятий - это предприниматели, права которых мы не можем ограничивать. Поэтому взяли на вооружение другой подход, который уже дает результаты.

У Комитета есть право возбуждать дела по нарушению регулируемых цен и применять соответствующие санкции. Например в соответствии с Кодексом об административной ответственности мы можем применять штрафные санкции к руководителям торговых предприятий, выдавать предписания, неисполнение которых также чревато штрафом (статья 164). Мы приняли решение об организации в Комитете и его территориальных управлениях, телефонов доверия, по которым может позвонить любой гражданин, столкнувшийся с завышением цен на хлопковое масло. После такого обращения оперативно включаются работники территориальных управлений совместно с активистами ФОЗПП. Для эффективности контроля за ситуацией на рынке и сдерживанием цен привлекаем широкие слои общественности, активистов потребительских организаций - то есть тех, на кого работает рынок и кто больше всего в этом заинтересован. Это позволяет широко охватить контролем торговую сеть, оперативно выявлять нарушения и принимать меры. В СМИ распространили информацию о предельных розничных ценах на хлопковое масло, номера телефонов доверия, на которые уже поступило 166 звонков. Еще одно требование, которое предъявляем к торговым предприятиям. В магазинах должны быть установлены ценники на реализуемые продукты, в том числе и на хлопковое масло. Это установлено Правилами розничной торговли в Республике Узбекистан (пункт 20) и Законом "О защите прав потребителей" (статья 8), но не всегда исполняется. Мы настаиваем на том, чтобы в магазинах, реализующих хлопковое масло, была информация о телефонах доверия Комитета, ФОЗПП или их территориальных подразделений.

НЕ СОЗДАВАЙТЕ ДЕФИЦИТ

Психология многих потребителей такова, что когда на рынке возникает ажиотаж, люди начинают скупать продукты в большом количестве впрок. Но ведь у того же масла есть срок хранения. Помните, как в прошлом году по российскому телевидению прошли сюжеты: где-то резко поднялись цены на пищевую соль и сахар, возник ажиотаж, люди стали сметать их с прилавков. Но через некоторое время цены на эти продукты снизились, а люди целый год едят купленное про запас втридорога. То же самое происходит и с хлопковым маслом у нас. Люди ведрами берут его впрок. Для чего? Ситуация нормализуется, масло появляется в торговой сети, и не надо, самим создавать дефицит. По подсчетам специалистов, биологическая потребность организма в растительном масле составляет 6 кг в год. Но фактически его потребление в республике составляет 12 кг в год на человека - то есть в два раза больше установленных нормативов. Поэтому даже в условиях дефицита не надо забывать о правильном питании и здоровом образе жизни.

МОНИТОРИНГОМ - ПО НАРУШИТЕЛЯМ

Теперь, что касается мониторингов, проводимых работниками территориальных управлений Комитета на предмет наличия масла и состояния цен на него в розничной торговой сети. В течение грех месяцев было проведено более 900 рейдов на предприятия торговли, реализующих хлопковое масло.

Среди них выявлены хозяйствующие субъекты, фактически прекратившие свою деятельность, не работающие по указанным адресам, не имеющие розничной сети магазинов. Например, в Сырдарьинской области установлены 5 "мертвых душ" - несуществующих, предприятий, 7 магазинов, не работающих по указанным адресам. В республике Каракалпакстан 7 торговых точек не работали на постоянной основе. По предложению Самаркандского территориального управления за завышение цен на масло 26 магазинов были лишены права его продажи.

Установлены факты искусственного завышения цен на масло и его сокрытия. Например, в Сырдарьинской области из полученных "Сырдарьягуштсавдо" 40 тонн масла искусственно сдерживалась поставка 22,4 тонны. Помимо этого, допускалось искажение данных о его поступлении в торговую сеть. Так, был представлен отчет о поставке масла предприятиям "Яхтан хамкор савдо", "Акнар маркет сервис", "Доно", в то время, как фактически эти хозяйствующие субъекты его не получили.

В рамках мониторингов в Джизакской области во время биржевых торгов выявлены злоупотребления брокеров, приобретающих масло для предприятий, не занимающихся его реализацией. Джизакское территориальное управление Комитета внесло предложение в Госкомимущество о лишении их лицензий.

За нарушение антимонопольного законодательства по фактам завышения предельных розничных цен на хлопковое масло возбуждено 16 дел.

"Налоговые и таможенные вести", № 45 от 9 ноября 2007 года.

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO