АВТОБАН СОЕДИНИТ КОНТИНЕНТЫ
Деловой партнер.UZ.
Узбекистан возрождает Великий Шелковый путь - транспортный коридор, соединяющий Азию и Европу - при помощи собственных средств и иностранных инвестиций. Прежде всего, средства привлекаются на строительство скоростной национальной автомагистрали Андижан - Ташкент - Нукус - Кунград, пересекающей всю территорию республики. Общая протяженность автомагистрали, которую предстоит обустроить, составляет свыше 2 тысяч километров. Пуск дороги в эксплуатацию еще более укрепит экономику Узбекистана и улучшит транспортную инфраструктуру региона
В августе 1999 года по инициативе Президента Узбекистана было принято постановление Кабинета Министров "О проектировании строительства скоростной магистрали Андижан - Ташкент - Нукус - Кунград". В начале 2001 года словацкая компания "Доправопроект" завершила подготовку технико-экономического обоснования проекта, общая стоимость которого оценивается в $1 млрд. Строительство отдельных участков автотрассы началось в 2002 году.
- Подчеркну сразу, речь не идет о строительстве новой автотрассы, это, прежде всего, полная реконструкция выделенных участков дорог общего пользования Узбекистана, которые после капитального ремонта и "выпрямления" будут сложены в единый транспортный коридор, - заявил начальник Управления оценки технического состояния автомобильных дорог Государственно-акционерной компании "Узавтойул" Вахид Агзамов. - Автобан будет представлять собой шестиполосную трассу на равнинной части и четырехполосную в горной местности, протянувшуюся с востока на запад.
На протяжении всей автомагистрали проектировщики запланировали построить около 18 крупных и более 600 средних и малых мостов, а также около 305 путепроводов и дорожных развязок. В число объектов дорожной инфраструктуры войдут свыше 180 автозаправочных станций, 12 автокемпингов, 17 вертолетных площадок, а также две таможни на пересечении границ с Кыргызстаном и Казахстаном. Автострада будет проложена как по горной местности, так и по равнине через пески Кызылкумов.
По утверждению специалистов, средняя скорость движения на равнинных участках дороги составит 150 км/ч, в горах - 120 км/ч. Согласно ТЭО, строительство трассы займет 9 лет, а сам проект окупится через 20 лет. Строительство скоростной автодороги Андижан - Ташкент - Нукус - Кунград создаст несколько тысяч новых рабочих мест. Как сообщил UT Вахид Агзамов, в настоящий момент, строительные работы ведутся в 5 областях республики: полностью готовы принять большой автопоток несколько участков в Ташкентской и Сырдарьинской областях, Республике Каракалпакстан.
Первая скоростная национальная автомагистраль общей протяженностью 2294 км примет на себя основной поток транзитных международных и внутрихозяйственных перевозок, пройдя через всю страну с востока на северо-запад по кратчайшему направлению. Трансконтинентальная магистраль в перспективе свяжет Китай с портами Каспийского моря.
Среди инвестиционных проектов Узбекистана строительству автобана Андижан - Ташкент - Нукус - Кунград отводится особое место. Необходимость строительства скоростной автомагистрали вызвана ускоренным ростом экономического потенциала стран Восточной Азии. А пропускная способность морского пути через Суэцкий канал, на который приходится основная тяжесть грузоперевозок между Азией и странами Европы, не отвечает требованиям нынешнего дня. В то же время высокие тарифы на авиаперевозки далеко не всегда позволяют воспользоваться услугами воздушного транспорта. Автомобильная перевозка грузов решит многие проблемы азиатских государств. Оттого в строительстве трансконтинентальной магистрали заинтересованы, кроме Узбекистана, Китай, Иран, Кыргызстан, Туркменистан, интерес к маршруту создания трансконтинентального моста Азия - Европа проявило японское правительство, а также Китайская корпорация по строительству дорог и мостов. Трансконтинентальный автодорожный коридор пройдет по исторически сложившимся маршрутам Великого Шелкового пути.
Напомним, автомобильная дорога Ташкент - Андижан - Ош - Кашгар, которая является основой программы Великого Шелкового пути, соединит Европу с Китаем через территорию Узбекистана, а затем со странами всей Юго-Восточной Азии. Большая часть этого пути, в частности строительство тоннелей на перевалах Камчик и Резак, было осуществлено узбекистанскими строителями.
Восстановление Великого Шелкового пути было начато в 1993 году на Брюссельской встрече созданием ТРАСЕКА - Транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия. Тогда была принята и специальная декларация. Восстановление Великого Шелкового пути стало одной из самых актуальных задач нашего времени. И Узбекистан активно участвует в осуществлении этого крупного международного проекта. На протяжении последних 10 лет в Узбекистане осуществляется последовательная политика, направленная на всестороннюю интеграцию собственных транспортных сетей в мировые коммуникации.
Конкурентоспособность Узбекистана на мировом рынке транспортных услуг значительно повысится уже в ближайшее время. В марте этого года было принято правительственное постановление, определившее программу строительства автомобильных дорог. В настоящий момент проектный институт "Йул-Лойиха бюроси" ГАК "Узавтойул" разрабатывает Концепцию развития автомобильных дорог Узбекистана на 2007-2010 годы. Приоритетными направлениями станут увеличение пропускной способности дорожной сети и объемов транспортных перевозок, а также обеспечение высокого технического уровня дорог, отвечающих современным международным требованиям.
В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог Узбекистана составляет свыше 146 тыс. км, из них 43,5 тыс. км - магистральные дороги общего пользования, в том числе 3,2 тыс. км - автотрассы международного и 18,8 тыс. км - республиканского значения.
|