|
ЗАКОН "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
ПОВЫСИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БОРЬБЫ С ТРАФИКОМ ЛЮДЕЙ
В последние годы в разных уголках земного шара все чаще стали наблюдаться проявления одного из видов преступной деятельности, каковой является торговля людьми. Наиболее часто жертвами лиц, занимающихся этим античеловеческим промыслом, становятся молодые люди и дети. Этот вид преступления стал представлять еще большую общественную опасность с усилением миграционных процессов, когда люди приезжают в чужую страну и, не зная языка, местных обычаев и традиций, пытаются найти себе какую-нибудь работу. Это незнание нередко приводит к тому, что многие нелегальные гастарбайтеры оказываются в положении рабов. Есть случаи, когда в подобных обстоятельствах оказывались и граждане Узбекистана. Для предотвращения подобного преступного явления, создания правовой базы борьбы с ним, выработки механизма социальной реабилитации его жертв правительством Узбекистана принят Закон "О противодействии торговле людьми". О сути и значении этого правового акта рассказывает старший помощник прокурора города Мухтар Абдугафурович Мухамедов:
- Интересы, права и свободы человека являются высшим приоритетом государственной политики Узбекистана. Работа по их обеспечению началась сразу же после обретения независимости. За прошедший период был принят целый ряд законодательных актов, начиная с Конституции страны, направленных на достижение этой цели. А 17 апреля 2008 года вступил в силу Закон Республики Узбекистан "О противодействии торговле людьми", который стал логическим продолжением политики страны в деле защиты прав и свобод человека, а также системного противодействия транснациональной преступности.
Он состоит из четырех глав и семнадцати статей. В нем раскрывается содержание таких неспецифичных для нашей страны понятий, как "противодействие торговле людьми", "торговля людьми" и "торговец людьми". Закон устанавливает основные принципы противодействия этому виду преступления, такие, как законность, неотвратимость ответственности торговцев людьми, недопустимость дискриминации жертв торговли людьми, социальное партнерство.
Закон определяет в качестве основных государственных органов, непосредственно осуществляющих деятельность по противодействию торговле людьми, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел Республики Узбекистан, дипломатические и консульские учреждения Республики Узбекистан, а также Службу национальной безопасности Республики Узбекистан. Законом также предусматривается создание Республиканской Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми (ее территориальных подразделений), порядок формирования и деятельности которой определяется Президентом Республики Узбекистан. Закон устанавливает полномочия указанных государственных органов и основные задачи Межведомственной комиссии.
В ее задачи, кроме того, входит организация мероприятий, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих торговле людьми, по информированию населения о вопросах противодействия этому; сбор и анализ соответствующей информации; координация деятельности территориальных межведомственных комиссий, создаваемых в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте; подготовка предложений по улучшению работы по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми, по совершенствованию соответствующего законодательства.
В целях оказания помощи и предоставления защиты жертвам торговли людьми могут быть созданы специализированные учреждения. Так как социальная реабилитация жертв торговли людьми является важным элементом в организации защиты жертв торговли людьми, статьей 10 закона определено, что социальная реабилитация жертв торговли людьми осуществляется в целях их возвращения к нормальному образу жизни и включает в себя юридическую помощь указанным лицам, их психологическую, медицинскую, профессиональную реабилитацию, трудоустройство, предоставление им временного жилья.
В процессе социальной реабилитации жертв торговли людьми особое внимание уделено обеспечению интересов детей. В соответствии со статьей 11 закона руководители специализированных учреждений в случае появления у них информации о детях – жертвах торговли людьми обязаны немедленно сообщить о ней органам опеки и попечительства. Если дети - жертвы торговли людьми остались без попечения родителей или не осведомлены о местонахождении своих семей, принимаются меры по розыску их родителей или лиц, заменяющих родителей.
Проблема торговли людьми приобрела особую актуальность в прошлом десятилетии и на сегодняшний момент по своим количественным параметрам и качественным особенностям представляет серьезную угрозу нормальному развитию различных сфер общественного организма, вызывая озабоченность мирового сообщества. По экспертным оценкам, по уровню доходности торговля людьми занимает третье место после торговли наркотиками и оружием.
В декабре 2000 года на 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми. Эти документы на международном уровне определили обязанности государств по противодействию торговле людьми. В Платформе действий как итоговом документе 23-й специальной сессии экономического и социального совета Генеральной Ассамблеи ООН (март 2005 года) обозначены существующие сегодня стратегии, приоритетные направления и проблемные области в создании эффективного социального контроля над сферой торговли людьми, и прежде всего женщинами и детьми, и определены стратегии в системном противодействии этому злу.
Обзор и анализ основных направлений в предупреждении данного явления показывает, что принимаемые на национальном уровне меры все чаще сочетают в себе профилактику, судебное преследование и защиту. На уровне отдельных стран ужесточаются меры наказания правонарушителей, обеспечения защиты и проведения реабилитации, совершенствуются механизмы расследований.
Следует отметить, что до принятия вышеупомянутого закона нормы Уголовного кодекса Республики Узбекистан в качестве уголовно-наказуемого состава преступления выделяли вербовку людей для эксплуатации, в том числе несовершеннолетних, совершенную путем обмана и в целях вывоза таких лиц за пределы Республики Узбекистан (ст. 135 УК). Но изменение ситуации, расширение сфер влияния транснациональных преступных группировок и как результат формирование мировым сообществом глобальной системы борьбы с транснациональной организованной преступностью стимулировали принятие закона прямого действия.
Дознаватель, следователь, прокурор, судья принимают меры безопасности, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан, в отношении жертвы торговли людьми, заявившей о своем желании сотрудничать с правоохранительными органами в целях обнаружения лиц, подозреваемых в этом виде преступлений.
Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, ставшее жертвой торговли людьми, признано потерпевшим или является свидетелем по уголовному делу, либо оказывает помощь соответствующим органам в обнаружении лиц, подозреваемых в торговле людьми, по мотивированному ходатайству к такому лицу не могут быть применены меры по депортации до вынесения решения по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми. При этом жертве может быть предоставлено право временного пребывания в Республике Узбекистан независимо от обстоятельств въезда данного лица в Республику Узбекистан.
Жертвы торговли людьми в порядке, установленном законодательством, освобождаются от гражданской, административной и уголовной ответственности за деяния, совершенные под принуждением либо угрозой. В соответствии со статьей 13 закона лица, признанные судом виновными в торговле людьми, возмещают в полном объеме расходы, связанные с содержанием и реабилитацией жертв торговли людьми.
Закон Республики Узбекистан "О противодействии торговле людьми" охватывает широкий спектр взаимоотношений в сфере противодействия торговли людьми и является эффективным средством защиты прав и свобод личности от преступных посягательств.
gazetachirchik@mail.ru
|
|