|
ВОСПИТЫВАТЬ - НЕ ЗНАЧИТ ТОЛЬКО ЛЮБИТЬ
Государством и обществом на родителей возлагается ответственность за правильное развитие и воспитание детей в духе уважения национальных ценностей, преданного отношения к труду, в духе умения ставить превыше всего интересы демократического общества. Дошкольные и другие образовательные учреждения призваны только облегчать работающим родителям воспитание их ребенка, но не ликвидировать, а наоборот, способствовать сплочению семьи. Семья остается первичной общественно-государственной ячейкой, лучше всего обеспечивающей формирование нового человека, не говоря уже о том, что семья является наиболее совершенной формой взаимоотношений людей.
Освобождение семьи от множества хозяйственных и большей части воспитательных работ и обязанностей при наличии образовательных учреждений в жизни ребенка вовсе не означает ее какой-то степени "отмирания". Наоборот, механизация для наведения домашнего комфорта, приготовления пищи и других домашних работ, устранения многих трудностей, выпадающих на долю супругов с появлением детей, высвобождает много времени для обогащения их различными культурными ценностями, которые делают жизнь семьи намного содержательнее и интереснее.
В условиях независимого современного общества нет противоречий между семейным и государственным воспитанием, между семьей и школой. Перед ними стоит единая и общая задача - воспитание физически здорового, духовно зрелого и гармонично развитого поколения, способного развивать гражданское общество в условиях дальнейшего углубления демократических реформ и формирования национального самосознания.
О воспитании детей, о создании необходимых условий для их благополучного развития и какой подход требуется ребенку, рассказывают врачи-специалисты городской центральной многопрофильной поликлиники № 4.
- Наши дети - наследники всех культурных и национальных ценностей, духовного и национального богатства, созданного трудом предыдущих поколений, - говорит детский психиатр ГЦМП № 4 М. Х. Сапаева. - С молодым поколением мы связываем будущее нашей страны. Поэтому любовь родителей к детям у нас не только отцовское и материнское чувство, но и чувство патриотическое. Семья живет единой жизнью со всей страной, и ее воспитательная роль огромна.
Первыми и главными воспитателями детей являются родители. Вот почему перед каждой парой молодых людей, вступающих в брак, во весь рост встает проблема воспитания детей. Причем одной лишь любви к детям и желания их воспитывать в этом большом деле далеко не достаточно. Необходимо еще приобрести специальные знания и педагогические навыки, - отмечает Мухаббат Хидыровна. - Поэтому к воспитательной деятельности надо готовить не только работников школьных и дошкольных образовательных учреждений, но и всех без исключения людей, вступающих в брак, претендующих иметь детей. Ведь воспитатель есть личность более совершенная, чем воспитанник.
К любой специальности люди долго и серьезно готовятся, обучаются. Но вот приступить к такому сложному и очень ответственному делу - к воспитанию нового человека - многие считают себя вправе без всякой подготовки: взрослый, по их мнению, может и умеет воспитывать уже по одному тому, что он взрослый! Такая точка зрения глубоко ошибочна. Отсутствие знаний и неумение обращаться с детьми, а также непонимание специфики детских переживаний часто приводят к тому, что родители, сами того не желая, наносят детям непоправимый вред.
Родителям надо знать, что ребенок индивидуалист и собственник, но надо растить из него коллективиста. Ребенку надо постоянно внушать, что он должен что-то делать не только для себя, но и для "других", думать не только о себе, но и о "других". Это может отражаться пока в играх, в отношении к другим детям, - советует Мухаббат Хидыровна. - Нужно учить ребенка умению отвечать за себя и заботиться о других, и это должно регулярно быть показано родителями на собственном примере.
Всем известна издревле воспетая родительская любовь и доброта к своим детям. Но, становясь взрослыми, дети не всегда оплачивают родителям свой неоплатный долг добротой и чуткостью, если эти чувства у них не были воспитаны. Взаимную отдачу чуткости и доброты к людям необходимо постоянно воспитывать и закреплять, особенно когда ребенок еще мал и наиболее восприимчив.
Вначале путем подражания, а затем и сознательно дети стремятся быть похожими на своих родителей. Поэтому следует, чтобы дети в семье имели обязанности. Пусть сначала они выполняют простые, а затем более сложные трудовые задачи, которые им поручают родители. Так в семье у детей будет воспитываться трудолюбие - важнейшее качество будущего гражданина. Труд - самый важный фактор умственного и физического развития ребенка.
Лучшие условия для воспитания и развития ребенка, по мнению М. Х. Сапаевой, имеются в многодетной семье. Здесь он приучается сообразовывать свои желания и требования с потребностями других членов семьи. В большой семье ребенок с малых лет привыкает к жизни в коллективе, которая предоставляет ему возможность упражняться в различных формах человеческих отношений. Дети, растущие в большой семье, легко превращаются в активных членов общества. Именно так и воспитывается личность. Когда же ребенок один в семье, он привыкает принимать знаки внимания. А когда становится взрослым и встречает просто спокойное, а не сверх внимательное к себе отношение, то воспринимает это как беду или даже обиду.
- Особенно большое воспитательное значение для детей имеет взаимная супружеская любовь родителей. Она облагораживает всю атмосферу семьи. Когда отец и мать любят друг друга, больше всех от их любви получает ребенок, - говорит Мухаббат Хидыровна. - Воспитывая ребенка, мы стремимся передать ему все самое лучшее, что имеем, и сделать его лучше, чем мы сами. Порой надеемся на то, что наши дети смогут решить проблемы, которые мы сами не сумели или не успели решить. В условиях стремительного развития науки и техники образованных людей становится больше, чем надлежащим образом воспитанных и культурных. Поэтому разрешение проблемы, связанной с вопросами воспитания и культуры взаимоотношения людей, является неотложной и неотъемлемой.
Также родителям необходимо помнить, самые сильные впечатления, навыки и привычки ребенка, получаемые в процессе развития, возникают именно в семье. От обстановки в семье, от того, что он видит и слышит, как родители относятся друг к другу и к своим детям, создаются первые представления ребенка о любви и взаимоотношениях.
Дети подражают и копируют в своих действиях и поступках взрослых и, в первую очередь, своих родителей, - продолжает Мухаббат Хидыровна. - Отсюда следует, что соответствующим примером можно оказать гораздо больше влияния на ребенка, чем прекрасными наставлениями, хотя и повторяемыми ежедневно, но ежедневно опровергаемыми всем тем, что ребенок наблюдает в поведении взрослых. На ребенка больше действует не то, что говорит воспитатель, а то, что он делает.
Наукой установлено, что все, что сознательно или даже бессознательно воспринимается мозгом ребенка, не проходит бесследно. Условные рефлексы, выработанные в раннем детстве, обладают наибольшей прочностью и сохранностью. Они могут быть одновременно забыты, утрачены, как потерявшие свое значение для жизни, но при определенных условиях в более позднем возрасте могут вновь проявиться и действовать с не меньшей силой, чем прежде.
Современные психологические исследования показывают, что умственные способности ребенка, зарождение у него важнейшей особенности человеческого мышления начинают складываться очень рано и не сами собой, а под влиянием окружающей обстановки, по мере того, как растет ребенок. Поэтому нужно всегда помнить, что чем меньше ребенок, тем он более восприимчив и податлив, тем легче на него воздействовать.
- Первые годы жизни - время наиболее быстрых темпов в физическом и нервно-психическом развитии ребенка. Вот почему семья - есть центр и главный оплот воспитания нового человека. Большую роль в воспитании играют дошкольные учреждения, - говорит детский психиатр ГЦМП № 4 З. У. Исраилова. - Еще не понимая, ребенок уже жадно впитывает все происходящее вокруг. Он очень рано начинает усваивать все хорошее и все плохое, бытующее в семье, в коллективе детского сада, в школьном коллективе. Именно поэтому молодым матерям и отцам, приступившим к воспитанию детей, нужно многое знать и уметь, - убеждена Захира Уткуровна. - Прежде всего, для ребенка должен быть установлен правильный режим дня, который строго и неукоснительно должен выполняться. Размеренный образ жизни приучает к дисциплинированности. Детям, выросшим в условиях разумного режима, обычно не свойственны капризы. У них подсознательно формируется представление о том, что для всего есть свое время.
Также молодым супругам необходимо отличать родительскую любовь и ласку к своему ребенку от действий воспитательного характера. Ведь далеко не все, что нравится и приятно родителям, полезно и ребенку. Естественно, родители должны проявлять любовь к своему ребенку, но вместе с ним необходимо предъявлять к нему м и разумную требовательность. Изнеживающее воспитание не укрепляет воли, делает ребенка слабым, не способным в дальнейшем преодолевать самые незначительные препятствия, - советует Захира Уткуровна. - Особенно заласканным часто является единственный ребенок в семье. Ему отдаются все заботы и внимание, он самый любимый, но, к сожалению, не всегда самый здоровый и счастливый. Избыток опеки, чрезмерная любовь к ребенку пап и мам, бабушек и дедушек, постоянные уступки и поблажки неизбежно вредят и психике ребенка.
По мнению З. У. Исраиловой, с самых ранних лет детей и подростков следует приучать к мысли, что не всякие возникающие у них желания могут и должны быть немедленно удовлетворены. Надо воспитывать в детях привычку считаться с окружающими, с их интересами, с требованиями реальной жизни, нужно прививать им навыки соизмерять свои желания с интересами и возможностями других людей, то есть каждый раз уровень притязаний приводить в соответствие с уровнем возможностей.
Дети в понимании действительности иногда опережают взрослых, которые все еще думают, что дети ничего не знают и ничего не понимают. Они растут, взрослеют и познают окружающий мир. Поэтому необходимо следить за развитием ребенка и своевременно уметь ему помогать в изучении действительности. Например, особенностью учеников младших классов является их общительность, которая связана с другой особенностью - отзывчивостью и чуткостью. Но, к сожалению, родители и педагоги не всегда умеют использовать эти возрастные особенности детей. Надо вовремя дать соответствующую пищу детской отзывчивости, чтобы воспитать и укрепить привычку всегда быть отзывчивым, потому что, именно в этом возрасте происходит становление многих прекрасных качеств характера, чувств, укрепление воли. Отрицательно сказываются на ребенке применяемые родителями физические наказания, которые вредны не только тем, заставляют ребенка что называется "уходить в себя", скрывать свои переживания, но копить свои негативные эмоции и в самый неожиданный момент выплескивать их на других людей в будущем.
Другим важным аспектом, играющим непосредственную роль в воспитании детей, является то, что дети не любят праздности, они всегда свой досуг проводят в деятельности, преимущественно в игре, и это вполне естественно. Однако, как это часто встречается, игра детей, шумная, бурная, стесняет взрослых, в какой-то степени мешает им, вызывает у них стремление обуздать их, "успокоить", заставить быть тихими. Подобное стремление усмирить детей далеко не всегда целесообразно.
Инстинкт движения древний, как мир. И потребность ребенка играть, двигаться, так же естественна и жизненно необходима для него, как есть, пить, спать.
- Игра для ребенка - то же, что и труд для взрослых, - подтверждает З. У. Исроилова. Биологические корни игры и труда одни и те же. Игры в детском возрасте - сердцевина всей будущей жизни человека: через них он развивается и проявляется в самых различных своих задатках, с своей сущности. Через игру ребенок не только познает мир, в игре вырабатывается и культура движения. В детских играх начало всех умений, составляющих основу труда, спорта, искусства. Именно поэтому советую: не следует останавливать непоседливого малыша. Энергия, которую дети затрачивают на "игровую" деятельность, огромна. Надо только уметь направлять эти неуемные силы детей на приобретение полезных навыков и привычек. Всем известно, как дети ломают игрушки, но это часто происходит не по злой воле, не из стремления разрушать, а все из того же любопытства все испробовать, все узнать. Ребенок познает ему неизвестное с поражающими темпами и быстротой именно в играх. Для этого необходимо всячески поощрять и поддерживать у ребенка его самостоятельную, пока еще "игровую" деятельность, совместно с другими детьми.
Исходя из этого, следует вывод, что воспитывать детей - задача не из легких. Опыт показывает, что просто любить детей не достаточно, просто оберегать и заботиться - не способствует правильному воспитанию и формированию их как личностей. Важно научить ребенка выполнять то, что "надо", научить его послушанию, не используя насилие и избегая повелительного тона. Правильно воспитанный ребенок наиболее отзывчив и послушен, в дальнейшем такой человек проявляет свою "воспитанность" в самообладании, спокойствии, уравновешенности и уверенности в себе. Эти черты в будущем помогают общению с людьми, а также устанавливают нормальные супружеские отношения в браке.
Социальная среда, наука, искусство совершенствуют и формируют личность, способную к труду и к совершенным приспособительным реакциям в различных условиях жизни. Но истоки личностных качеств заложены в его детстве, в семье, в которой он воспитывался.
Д. АХУНОВА.
gazetachirchik@mail.ru
|
|