Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Актуально

РАБОТАЕМ ПО НОВОМУ НАЛОГОВОМУ КОДЕКСУ

В течение завершившегося года были приняты и успешно реализуются законодательные акты, направленные на дальнейшее углубление и продвижение реформ, демократизацию и либерализацию практически всех сторон жизни нашей страны. Одним из законодательных актов, принятых в ушедшем 2007 году, является новый Налоговый кодекс, который введен в действие 1 января 2008 года. В кодексе даны четкие определения принципов налогообложения, субъектов, объектов налогообложения, основных терминов, исключающих двусмысленное толкование, элементы налогов и других обязательных платежей, правила исполнения налогового обязательства и другие определения. Об этом беседа нашего корреспондента с начальником ГНИ Чирчика Бахтиером Ортыкбаевичем ЮСУПОВЫМ.

- Основной целью нового законодательства, как отмечалось на протяжении всего времени разработки Налогового кодекса, являлись унификация налогов, сокращение налогового бремени, совершенствование и либерализация налогового администрирования...

- Главным недостатком действовавшего Налогового кодекса было то, что он являлся документом прямого действия. Он определял общий порядок налогообложения, а конкретные нормы расчета налогов с учетом особенностей налогообложения отдельных хозяйствующих субъектов, исчисления налогооблагаемых баз регулировались нормативными подзаконными актами - инструкциями и положениями, зачастую расширяющими положения самого кодекса.

Кроме того, сфера применения действовавшего Налогового кодекса была ограничена, так как налогообложение, к примеру, предприятий торговли, малых предприятий и т.д., регулировалось не Налоговым кодексом, а решениями правительства или нормативными актами.

Все это вызывало ряд недоразумений в ходе проверок. В новый Налоговый кодекс введен новый раздел "Налоговые проверки", регулирующий порядок осуществления налогового контроля. Предусмотрены такие новые формы его осуществления, как "камеральные проверки" и "мониторинг", определены их статус и правовые последствия.

- А как со сроками?

- Налоговым кодексом предусмотрена периодичность проверок, что очень важно для хозяйствующих субъектов. В частности, установлено, что плановые проверки микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств могут осуществляться не чаще одного раза в четыре года, а других субъектов предпринимательства - не чаще одного раза в три года.

В отдельную статью 101 вынесено "Оформление результатов налоговой проверки". Как известно, все экземпляры акта налоговой проверки подписываются должностными лицами органа государственной налоговой службы, проводящими налоговую проверку. Один его экземпляр вручается налогоплательщику, который обязан расписаться в его получении на всех экземплярах акта с указанием даты получения. Но если прежде роспись на акте автоматически означала согласие плательщика с результатами проверки, то отныне в кодексе однозначно сказано: "Подпись налогоплательщика в акте налоговой проверки не означает его согласия с результатами налоговой проверки". Таким образом, роспись проверяемого является всего лишь свидетельством соблюдения порядка оформления документа.

Новый Налоговый кодекс состоит из двух частей: общей и особенной.

Общая часть регулирует общие вопросы налогового законодательства, отношения по установлению, введению налогов и других обязательных платежей, отношения, связанные с исполнением налоговых обязательств.

Особенная часть определяет порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и других обязательных платежей, особенности налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков. Например, уплачивающих фиксированный налог.

- Самый актуальный вопрос для всех - размеры налогов...

-Ставка налога на прибыль юридических лиц сохранена на уровне 2007 года (10 процентов). Однако расширен перечень затрат, подлежащих вычету из налогооблагаемой базы. Конкретизированы доходы, подлежащие налогообложению, а также определены средства, получаемые налогоплательщиком, но не рассматриваемые в качестве доходов для целей налогообложения. Установлен единый для всех налогоплательщиков перечень расходов, не подлежащих вычету при определении налогооблагаемой базы.

Усовершенствовано налогообложение доходов нерезидентов, получаемых на территории Узбекистана.

Предприятия, перешедшие на единый налоговый платеж, по-прежнему остаются в зоне особого внимания. На 2008 год ставка единого налогового платежа установлена в размере 8 процентов (в 2007 году была 10 процентов).

Также кодекс дополнен статьями, определяющими классификацию доходов, полученных в виде выплат стимулирующего характера; компенсационных выплат (компенсаций); доходов по оплате за неотработанное время и др.

В целях обеспечения прозрачности порядка уплаты по декларации кодекс дополнен статьей, в которой раскрывается порядок освобождения от налогообложения доходов нерезидентов Республики Узбекистан, полученных от источников в Республике Узбекистан, на основании соответствующего международного договора Республики Узбекистан, в соответствии с которым он имеет право на возврат уплаченного налога на доходы физических лиц из бюджета в течение срока исковой давности по налоговому обязательству.

В целях систематизации и упорядочения, финансовые услуги освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, в связи с чем кодекс дополнен отдельной статьей, определяющей обороты, в том числе финансовые услуги, освобождаемые от уплаты налога на добавленную стоимость.

- Насколько я знаю, новый Налоговый кодекс вносит значительные изменения в сферу арендных взаимоотношений, в частности, связанных с определением ставок арендной платы за земельные участки...

- Статья 278 Налогового кодекса гласит: "Арендная плата, уплачиваемая за земельные участки, предоставленные в аренду Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, органами государственной власти на местах, приравнивается к земельному налогу.

На юридических лиц, получивших земельные участки в аренду, распространяются ставки земельного налога с юридических лиц, льготы, порядок исчисления, представления расчетов и уплаты, установленные для плательщиков земельного налога с юридических лиц. Юридические лица уплачивают земельный налог за земельные участки, используемые на правах собственности, владения, пользования или аренды".

А согласно статье 278 "за использование земельных участков платежи в бюджет производятся в виде земельного налога или арендной платы за землю" коэффициенты к ставкам земельного налога составляют от 1,30 до 1,10.

- Мы говорили о новшествах в налоговом законодательстве. А что такое вообще, налоги и другие обязательные платежи?

- В статье 12 нового Налогового кодекса четко определены эти понятия:

"Под налогами понимаются установленные настоящим кодексом обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемые в определенных размерах, носящие регулярный, безвозвратный и безвозмездный характер.

Под другими обязательными платежами понимаются установленные настоящим кодексом обязательные денежные платежи в государственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы, государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий и иных разрешительных документов".

Статья 23 кодекса определяет виды налогов и обязательны платежей.

К налогам относятся:

1) налог на прибыль юридических лиц;

2) налог на доходы физических лиц;

3) налог на добавленную стоимость;

4) акцизный налог;

5) налоги и специальные платежи для недропользователей;

6) налог за пользование водными ресурсами;

7) налог на имущество;

8) земельный налог;

9) налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры;

10) налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств.

К другим обязательным платежам относятся:

1) обязательные платежи в социальные фонды:

единый социальный платеж;

страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд;

обязательные отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд;

2) обязательные платежи в Республиканский дорожный фонд:

обязательные отчисления в Республиканский дорожный фонд;

сборы в республиканский дорожный фонд;

3) государственная пошлина;

4) таможенные платежи;

5) сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг.

Налоги и другие обязательные платежи, указанные в частях второй и третьей статьи 23, являются общеустановленными налогами.

В случаях и порядке, установленных настоящим кодексом, могут применяться следующие налоги, уплачиваемые при упрощенном порядке налогообложения:

единый налоговый платеж;

единый земельный налог;

фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности.

Налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные в пунктах 1-6 части второй, пунктах 1-4 части третьей, в абзацах втором и четвертом части пятой статьи 23, являются общегосударственными налогами и другими обязательными платежами. Налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные в пунктах 7-10 части второй, пункте 5 части третьей, в абзаце третьем части пятой статьи 23, относятся к местным налогам и другим обязательным платежам.

В период реализации государственных общенациональных программ могут создаваться соответствующие фонды, в которые устанавливаются обязательные платежи в порядке, предусмотренном законодательством.

- Бахтиер Ортыкбаевич, некоторые категории налогоплательщиков имеют льготы. Возьмем, к примеру, товарищества частных собственников жилья...

- Статья 30 Налогового кодекса так и называется "Льготы по налогам и другим обязательным платежам". В ней, в частности, говорится: " Льготами по налогам и другим обязательным платежам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные Налоговым кодексом, иными законами и решениями Президента Республики Узбекистан преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог и (или) другой обязательный платеж либо уплачивать их в меньшем размере.

Предоставление льгот по налогу на имущество, земельному налогу, единому земельному налогу и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры может осуществляться органами государственной власти на местах в установленном порядке.

Налогоплательщик вправе использовать льготы по налогам и другим обязательным платежам с момента возникновения соответствующих правовых оснований в течение всего периода их действия.

В соответствии с налоговым законодательством льготы по налогам и другим обязательным платежам могут предоставляться с условием направления высвобожденных средств на определенные цели. В случае нецелевого использования таких средств сумма нецелевого использования подлежит взысканию в бюджет с начислением пени в установленном порядке.

Центральный банк Республики Узбекистан, его главные управления в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, а также учреждения Центрального банка Республики Узбекистан освобождаются от уплаты налогов и других обязательных платежей, предусмотренных настоящим кодексом, за исключением единого социального платежа".

В статье 358 говорится, что от уплаты единого налогового платежа освобождаются юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых работает не менее 50 процентов инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью и деятельностью по организации лотерей. При определении права на получение указанной льготы в общую численность работников включаются работники, состоящие в штате.

В новом Налоговом кодексе также четко определены понятия обязанностей и прав налогоплательщиков, порядок и сроки исполнения налогового обязательства и т.д. Есть в нем и статьи об особенностях налогообложения рынков, и дехканских хозяйств, и порядок исчисления и уплаты фиксированного налога индивидуальными предпринимателями, и порядок налогообложения совместной деятельности у товарища (участника) договора простого товарищества и другими категориями лиц.

Пересказать все статьи и положения Налогового кодекса невозможно. Главное - теперь есть авторитетная целостная система налогообложения и ее правовая форма, составленная с учетом международного опыта.

ВРУЧИЛИ ПАСПОРТА

Получение паспорта - важнейшее событие в жизни каждого молодого человека, говорящее о том, что вчерашний подросток вступает в новый жизненный этап, становится полноправным гражданином своего государства. Поэтому каждому хочется, чтобы этот знаменательный день прошел особенно и запомнился надолго. Для юношей и девушек, которым в начале этого года исполнилось по 16 лет, 7 февраля - день, когда они получили самый важный документ в своей жизни, - действительно стал особенным днем. Торжественное вручение паспортов, организованное городским отделением общественного молодежного движения "Камолот" совместно с хокимиятом и городским отделом внутренних дел г. Чирчика прошло в большом зале хокимията. В этот день были вручены более 46 паспортов.

Поздравить ребят и вручить им паспорта пришли заместитель хокима Чирчика, председатель женского комитета города Ш. Т. Ирисметова, заместитель начальника ГОВД Чирчика А. Исаев, начальник городского паспортного стола Т. Ю. Гаюпов, председатель комиссии по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних К. Туляганов и председатель чирчикского отделения общественного молодежного движения "Камолот" Ж. Курбанов.

Среди тех, кто в этот день получил паспорта: Алмира Юнусова, Акром Юлчиев, Сардор Носиридинов, Гавхар Гуломова и многие другие.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO