Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Актуально

ДИЛОРОМ КАСЫМОВА: "ВОПРОС ДУХОВНОСТИ И РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕРПИМОСТИ НИКОГДА НЕ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ВНИМАНИЯ"

В последние годы все чаще в СМИ обсуждается проблема религиозного экстремизма - проблема мирового масштаба. Целью экстремизма является дестабилизация общественно-политической ситуации, ухудшение межрелигиозных и межнациональных отношений и многое другое. Безусловно, эта проблема касается всех государств, в том числе и нашей страны. Со стороны правительства Республики Узбекистан на международном и внутреннем уровне предпринимаются необходимые меры против религиозного экстремизма и международного терроризма. В частности, Узбекистан является активным членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), и региональный антитеррористический центр в Ташкенте становится одним из важнейших факторов обеспечения безопасности в Центральной Азии. Естественный вопрос - как обстоит ситуация с данной проблемой в Чирчике? Его прокомментировала главный специалист хокимията по экономическо-социальному развитию города Дилором Муптуллаевна КАСЫМОВА:

- У нас не только многонациональный город, но еще и многоконфессиональный. Однако такое разнообразие только помогает укреплению религиозной терпимости, толерантности, мира. Поэтому такое негативное явление, как религиозный экстремизм нам не грозит.

- Дилором Муптуллаевна, сколько различных религиозных организаций, конфессий существуют в Чирчике?

- Наверное, нет в Узбекистане ни одного такого города, в котором было бы столько религиозных конфессий, сколько в Чирчике. Это и центральная мусульманская мечеть, мечеть Амир Угли Хасанбой, Свято-Троице-Георгиевский мужской монастырь, церковь христиан-адвентистов седьмого дня, организация "Христиане Полного Евангелия", евангельско-христианская пресвитерианская церковь, церковь евангельских христиан-баптистов, "Поколение веры" и Свидетели Иеговы.

- Сейчас в мире существует проблема религиозного экстремизма. Актуальна ли данная проблема для Чирчика?

- У нас такой проблемы нет по нескольким причинам. Во-первых, все организации зарегистрированы в установленном законодательством порядке. А это автоматически означает, что в уставе и других документах религиозных организаций ничего противозаконного, предосудительного нет. Во-вторых, мы в курсе тех мероприятий, праздников, которые проходят в религиозных организациях Чирчика, поддерживаем с ними контакты, выступаем наблюдателями, своеобразными арбитрами для того, чтобы не было трений между конфессиями. Следим за тем, чтобы действия и деятельность одних религиозных организаций не были во вред другим. Мы делаем все возможное в рамках наших полномочий. Но дело в том, что согласно закону "О свободе совести и религиозных организациях" от 1 мая 1998 года контролировать деятельность религиозных организаций имеет право регистрирующий орган. А все наши организации зарегистрированы Ташкентским управлением юстиции. Следовательно, мы можем только координировать деятельность религиозных организаций, но контролировать их не имеем права.

- Деятельность всех ли организаций, на ваш взгляд, соответствует их законодательству?

- Это хороший вопрос. Наверное, каждый становился свидетелем того, как представители организации "Свидетели Иеговы" останавливают на улицах людей, беседуют с ними на религиозные темы. Дело в том, что подобными действиями они нарушают несколько пунктов и собственного устава, и законодательства нашей страны в данной сфере. Во-первых, религиозные мероприятия, духовные беседы, проповедование, проведение богослужений должны проводиться по месту юридического адреса религиозной организации. Проповедование на улице - прямое нарушение. Во-вторых, проповедуя на улице, они, как правило, говорят о превосходстве своей веры, что недопустимо. В-третьих, они пытаются обратить в свою веру, или попросту вербуют тех людей, которые с рождения, с младенчества являются представителями иной веры, иных религиозных убеждений даже в том случае, если не совсем добросовестно их выполняют. Этот вопрос не один раз поднимался. Однако "миссионерство" можно проявлять в отношении нецивилизованных аборигенов, а не людей с твердыми религиозными убеждениями. В-четвертых, роль таких уличных проповедников на себя берут те, у кого нет специального образования и права проповедовать. Очень часто это молодые люди, которые останавливают своих сверстников. И свои действия оправдывают, показывая свидетельство о регистрации организации. Это свидетельство указывает юридический адрес организации, но не дает права проповедовать на улице.

- А что по поводу пятничного намаза и образования?

- Это вопрос, безусловно, актуален. Пятница - священный день для мусульман. Однако мы сотрудничаем с педагогами, советниками по духовности и просветительству махаллинских комитетов, другими специалистами и представителями сферы образования для того, чтобы донести до традиционных мусульманских семей, что главная задача детей - это учеба. И, в первую очередь, детям необходимо дать светское образование, мирские знания, а потом уже все остальное. Поэтому дети без согласия родителей к пятничному намазу не допускаются. Им разрешается присутствовать в период праздников Рамазан, Курбан-хаита. Но могу с уверенностью сказать, что ни учащиеся колледжей, ни учащиеся лицеев мечеть по пятницам во время учебного времени не посещают. Исключение могут составить те дети, которые приходят туда вместе с родителями. Но здесь мы бессильны что-либо сделать, потому что родители берут на себя ответственность за своих детей.

- В городе все чаще встречаются женщины и девушки в хиджабах…

- В этом нет ничего предосудительного, если только их убеждения не мешают выполнению обязанностей работника или учащегося. Женщины и девушки в хиджабах более традиционно относятся к религиозным правилам. Опять же через махаллинские комитеты, комитеты женщин мы проводим профилактические беседы. А что касается того, что их становится больше, так это потому, что в последнее время в Чирчик приезжают много людей из других регионов Узбекистана, где более ревностно придерживаются религиозных правил и обязанностей.

- Возвращаясь к проблеме религиозного экстремизма в мировом масштабе, мы наблюдаем, что среди экстремистов много молодежи. Почему именно молодежь наиболее уязвима в этом плане?

- Здесь играют роль несколько факторов. Во-первых, большинство так называемых сект и агрессивно настроенных религиозных организаций стали появляться как грибы на территории Центральной Азии в начале 90-х. Это период образования независимых государств. Время неспокойное, потому что старые устои рухнули, а новые культурные и духовные ценности, равносильные по своей силе и значимости предыдущим, еще не успели сформироваться. Возник так называемый духовный вакуум. И этим воспользовались те движения, в первую очередь, религиозные, которым было выгодно обрести влияние в нашем регионе. Действия некоторых геополитических сил, направленных на усиление своего влияния в регионе, были дестабилизирующими. Эти силы боролись именно за души молодежи, которую в тот момент проще всего было привлечь, манипулировать ею. Неокрепшие молодые люди с несформировавшейся личностью, без твердых убеждений стали самым удобным материалом для религиозных экстремистов. Однако сегодня созданы все условия для развития творческого потенциала, интеллектуальных, физических и других способностей молодежи.

- Прошедший год был посвящен молодежи. Какие мероприятия в сфере религии, культуры, духовности и про-светительства были проведены в Чирчике?

- Мероприятий было немало. На религиозном вопросе акцент мы не делали, потому что в нашей стране обеспечение свободы совести граждан закреплено законодательством, это индивидуальное и деликатное дело каждого, какую религию исповедовать. Совместно с городским отделением ОМД "Ка-молот", с городским отделением центра "Маънавият таргибот маркази" и другими организациями проводили семинары по правовому освещению данного вопроса. В частности, во всех колледжах и лицее города знакомили ребят с законодательством в сфере религии, религиозной терпимости. Это и закон "О свободе совести и религиозных организациях" от 1 мая 1998 года, и главный закон страны - Конституция Республики Узбекистан, и другие смежные законы, законодательные акты, постановления, в которых прямо или косвенно обсуждаются вопросы свободы совести. Так или иначе, когда речь идет об образовании и воспитании подрастающего поколения, данный вопрос всегда на повестке дня. Вопрос духовности и религиозной терпимости не остается, и, думаю, никогда не останется без внимания.

Беседовала М.ЮСУПОВА.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO