|
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
С 1 января 2011 года в Узбекистане вступил в силу закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" и Трудовой кодекс Республики Узбекистан". Наш корреспондент беседует о нововведениях с юристом-консультантом Чирчикского отдела внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан Айнагул Калыковной Беримбетовой.
- Айнагул Калыковна, чирчикцы обращаются в редакцию с различными вопросами в связи с нововведениями в законодательство о пенсионном обеспечении. К примеру, многие уверяют, что повышен возрастной ценз ухода на заслуженный отдых - с 60 и 65 лет… А еще утверждают, что работающие пенсионеры не будут получать пенсий…
- Бабушкины сказки. Ничего подобного в принятых изменениях нет. Изменения коснулись только льгот по досрочному выходу на пенсию. В частности, женщинам, работающим в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, водителям городского пассажирского транспорта, а также женщинам, родившим пятерых и более детей, ранее законодательством предоставлялось право выхода на льготную пенсию с уменьшением возраста на 5 лет. Теперь вышеуказанные льготы отменены, как не отвечающие современным требованиям.
Отменены льготы по досрочному выходу на пенсию учителям в общеобразовательных школах и медицинским работникам многопрофильных больниц и поликлиник. Если раньше они могли выйти на пенсию в 50 лет при стаже в 25, то по принятым поправкам на заслуженный отдых они при наличии необходимого стажа на общих основаниях буду выходить - женщины в 54 года, мужчины в 60 лет.
Право на льготную пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет осталось педагогам, работающим в специализированных учреждениях для детей-инвалидов, домов "Мехрибонлик", военных академических лицеев, воспитательных колоний при наличии специального стажа работы не менее 25 лет. А также врачам и среднему медицинскому персоналу специализированных медицинских учреждений при наличии специального стажа не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах.
Также отменено право на пенсию на льготных условиях для лиц, работавших в зоне экологического бедствия, так как в Узбекистане, по мнению экологов, такие места отсутствуют. Необходимо подчеркнуть, что норма о назначении льготной пенсии гражданам, работавшим в регионе экологической катастрофы, имелась только в пенсионном законодательстве Республики Узбекистан, в законодательствах других государств подобного нет. Вместе с тем сохранены региональные коэффициенты к месячной заработной плате работающих на экологически неблагоприятных территориях Республики Узбекистан, в частности, в Республике Каракалпакстан, Навоийской области и городе Янгиабаде Ташкентской области.
- Какие изменения в новом законе предусмотрены при назначении пенсии людям, имеющим инвалидность?
- С 1 января 2011 года отменено начисление пенсии вновь назначаемым инвалидам III группы. Вместе с тем для инвалидов данной группы полностью сохранены льготы, установленные в законодательстве, по их квотированному трудоустройству и обеспечению бесплатными медицинскими средствами.
С чем связана эта отмена? На мой взгляд, в первую очередь с тем, что инвалидность III группы легко получали лица с незначительными отклонениями здоровья. А в связи с постоянным повышением среднего размера пенсий снизилась заинтересованность инвалидов в полной реабилитации. Не случайно систематически выявляются нарушения законов, связанные с безосновательно назначенной инвалидностью.
Известно, что большинство инвалидов III группы трудятся в различных сферах экономики. Другими словами, это - трудоспособные граждане. Среди них встречаются лица, которые имеют незначительные отклонения в здоровье, но способны трудиться в определенных сферах. Однако, использовав различные "ходы и выходы", они вышли на пенсию по инвалидности. Это привело к увеличению за последние 5 лет размеров выплачиваемых пенсий в 5,6 раза.
В мировой практике инвалидность делится только на две категории - совершенная нетрудоспособность и частичная трудоспособность. В таких государствах, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Канада, Норвегия, Португалия и Франция, в случае незначительного снижения трудоспособности основное внимание уделяется стимулированию реабилитации инвалидов в обществе, например, их лечению. При этом не предусматривается выплата пенсии по инвалидности вследствие общих заболеваний. Пенсия выплачивается в случаях, когда трудоспособность ограничена на 50-70 и более процентов. Применяемые в большинстве государств мира подобные нормы и требования соответствуют I и II группам инвалидности действующей в нашей стране классификации.
- Изменения в законодательстве теперь предусмотрен минимальный срок трудового стажа. Ранее об этом речи не было…
- Известно, что в Законе от 3 сентября 1993 года "О государственном пенсионном обеспечении граждан" не устанавливалась нижняя предельная граница трудового стажа, дающего право выхода на пенсию по возрасту. То есть и тому, кто проработал один день, и человеку с 10-летним стажем при достижении пенсионного возраста назначалась одинаковая минимальная пенсия. Очевидно, что такой подход не соответствовал принципам социальной справедливости. Каждый должен получать по заслугам - тот, кто работал дольше и плодотворнее, при достижении пенсионного возраста должен пожинать плоды своего труда. В законах ряда государств установлено, что должен быть рабочий стаж с уплатой не менее 5-летних страховых взносов. В частности, в США для выхода на пенсию требуется стаж работы от не менее 5 до 10 лет. В Литве и Эстонии эта норма составляет 15 лет. А в Чили минимальные пенсии назначаются лишь тем гражданам, которые в течение не менее 20 лет платили страховые взносы.
В статью 8 Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" внесено изменение о том, что лицам, которые не имеют достаточного для назначения пенсии стажа работы, пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, при наличии не менее 5 лет стажа работы, предусмотренного в пунктах "а", "б", "в" и "г" части первой статьи 37 данного закона.
Таким людям необходимо либо добрать нужные 5 лет минимального стажа, либо женщинам - в 60 лет, а мужчинам в 65 лет - следует предоставить справки, что родственники не могут их содержать, так как сами находятся на пенсии и нуждаются в социальном обеспечении государства.
По мнению экспертов, данные меры принимаются с целью усиления зависимости размеров пенсий от вклада граждан в формирование средств внебюджетного Пенсионного фонда, а также обеспечения сбалансированности его доходов и расходов.
Всем известно, что с 1 января 2001 года Пенсионный фонд при Министерстве социального обеспечения Республики Узбекистан из бюджетного органа государства преобразован во внебюджетный, который к тому же с 1 января 2010 года стал подочетен Министерству финансов. Средства, которые фонд отчисляет на выплату разного рода пенсий и пособий согласно статье 66 Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" формируются из налогов, которые регулярно поступают от предприятий и организаций во внебюджетный Пенсионный фонд.
- Каким образом обеспечивается социальная защита, к примеру, домохозяйки, которая достигла пенсионного возраста, но никогда не работала и не имеет требуемого 5-летнего трудового стажа?
- Социальная защита таких граждан осуществляется в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 июня 1994 года №319. В данном постановлении определен порядок назначения и выплаты пенсии инвалидам с детства, нетрудоспособным гражданам и престарелым, не имеющим необходимого стажа работы.
- Расскажите, пожалуйста, об изменениях, внесенных в законодательство страны, касающихся трудовых договоров, заключаемых между работающим пенсионером и работодателем. Ходят слухи, что, якобы, согласно новому законодательству лица, достигшие пенсионного возраста, лишаются права работать…
- Опять бабушкины сказки. Подобные слухи абсолютно безосновательны. Совершенствование согласно данному закону законодательных норм, упорядочивающих вопросы предоставления работодателю права отмены трудового договора в связи с достижением работником пенсионного возраста, назначения пенсий по группам инвалидности, учета трудового стажа в период отпуска по беременности и родам, в свою очередь, вызвали необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан.
Согласно закону, часть вторая статьи 100 Трудового кодекса Республики Узбекистан (отмена трудового договора по инициативе работодателя) дополнена пунктом 7 (словами "достижение работником пенсионного возраста при наличии права на получение государственной пенсии по возрасту в соответствии с законодательством").
Цель такого подхода заключается в повышении навыков и подготовки работников в сфере современных информационных и производственных технологий, ускоренно внедряемых в нашей стране и требующих особой подготовленности, в обеспечении соответствия физических возможностей пенсионеров трудовым обязанностям, создании для них благоприятных условий для трудовой деятельности. При этом предусмотрено создание оптимальных условий труда для работников, достигших пенсионного возраста, в необходимых случаях - перевод их на выполнение более легких обязанностей, а также совершенствование управления трудовыми отношениями.
Ясно, что данные изменения в пенсионном законодательстве особого энтузиазма у пожилых людей не вызывают. Но надо понимать, что наша страна идет в русле процессов, которые полным ходом "накрывают" остальной мир. Причем вышеназванные нововведения в пенсионное законодательство значительно мягче и гуманнее тех шагов, которые предпринимаются в развитых странах мира.
Например, пенсионная реформа во Франции предлагает повышение пенсионного возраста для французов с 60 до 62 лет и увеличение обязательного трудового стажа с 40 до 41,5 года. Германия повышает пенсионный возраст с 65 до 67 лет, Великобритания - до 65 для обоих полов, Голландия и Испания также поднимают пенсионную планку на два года. Эти очень непопулярные среди населения меры ведутся уже в глобальном мировом масштабе, строго в соответствии с установками Международного валютного фонда.
Связано это прежде всего со сложными демографическими проблемами. Люди стали жить значительно дольше благодаря хорошему здравоохранению и высокому уровню жизни. Однако одновременно с увеличением продолжительности жизни снижается рождаемость. Это неизбежно приводит к сокращению количества работающих. К примеру, в перспективе общество не сможет обеспечить европейских пенсионеров привычными, достаточно высокими пенсиями. В связи с этим правительства европейских стран вплотную подошли к необходимости реформировать пенсионную систему, потому что те системы, которые создавались как сравнительно экономичные, требующие лишь скромных взносов для их финансирования, сегодня становятся обременительными. И сейчас мы можем наблюдать картину, когда размеры взносов работников и работодателей повышаются, что, в свою очередь, грозит увеличением занятости в неформальном секторе, то есть люди пытаются, минуя налоговую систему, заработать себе на жизнь. Как следствие, сокращается число наемных работников, уплачивающих взносы в систему пенсионного страхования. Дабы избежать подобного замкнутого круга, наше государство и пытается при помощи изменений в действующих законодательствах, а также отмены некоторых видов льгот не допустить в дальнейшем снижения пенсионных выплат и сделать жизнь наших граждан достойной.
В.ПАВЛОВСКАЯ.
gazetachirchik@mail.ru
|
|