Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Актуально

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

С 1 января 2011 года в Узбекистане вступил в силу закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" и Трудовой кодекс Республики Узбекистан". Наш корреспондент беседует о нововведениях с юристом-консультантом Чирчикского отдела внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан Айнагул Калыковной Беримбетовой.

- Айнагул Калыковна, чирчикцы обращаются в редакцию с различными вопросами в связи с нововведениями в законодательство о пенсионном обеспечении. К примеру, многие уверяют, что повышен возрастной ценз ухода на заслуженный отдых - с 60 и 65 лет… А еще утверждают, что работающие пенсионеры не будут получать пенсий…

- Бабушкины сказки. Ничего подобного в принятых изменениях нет. Изменения коснулись только льгот по досрочному выходу на пенсию. В частности, женщинам, работающим в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, водителям городского пассажирского транспорта, а также женщинам, родившим пятерых и более детей, ранее законодательством предоставлялось право выхода на льготную пенсию с уменьшением возраста на 5 лет. Теперь вышеуказанные льготы отменены, как не отвечающие современным требованиям.

Отменены льготы по досрочному выходу на пенсию учителям в общеобразовательных школах и медицинским работникам многопрофильных больниц и поликлиник. Если раньше они могли выйти на пенсию в 50 лет при стаже в 25, то по принятым поправкам на заслуженный отдых они при наличии необходимого стажа на общих основаниях буду выходить - женщины в 54 года, мужчины в 60 лет.

Право на льготную пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет осталось педагогам, работающим в специализированных учреждениях для детей-инвалидов, домов "Мехрибонлик", военных академических лицеев, воспитательных колоний при наличии специального стажа работы не менее 25 лет. А также врачам и среднему медицинскому персоналу специализированных медицинских учреждений при наличии специального стажа не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах.

Также отменено право на пенсию на льготных условиях для лиц, работавших в зоне экологического бедствия, так как в Узбекистане, по мнению экологов, такие места отсутствуют. Необходимо подчеркнуть, что норма о назначении льготной пенсии гражданам, работавшим в регионе экологической катастрофы, имелась только в пенсионном законодательстве Республики Узбекистан, в законодательствах других государств подобного нет. Вместе с тем сохранены региональные коэффициенты к месячной заработной плате работающих на экологически неблагоприятных территориях Республики Узбекистан, в частности, в Республике Каракалпакстан, Навоийской области и городе Янгиабаде Ташкентской области.

- Какие изменения в новом законе предусмотрены при назначении пенсии людям, имеющим инвалидность?

- С 1 января 2011 года отменено начисление пенсии вновь назначаемым инвалидам III группы. Вместе с тем для инвалидов данной группы полностью сохранены льготы, установленные в законодательстве, по их квотированному трудоустройству и обеспечению бесплатными медицинскими средствами.

С чем связана эта отмена? На мой взгляд, в первую очередь с тем, что инвалидность III группы легко получали лица с незначительными отклонениями здоровья. А в связи с постоянным повышением среднего размера пенсий снизилась заинтересованность инвалидов в полной реабилитации. Не случайно систематически выявляются нарушения законов, связанные с безосновательно назначенной инвалидностью.

Известно, что большинство инвалидов III группы трудятся в различных сферах экономики. Другими словами, это - трудоспособные граждане. Среди них встречаются лица, которые имеют незначительные отклонения в здоровье, но способны трудиться в определенных сферах. Однако, использовав различные "ходы и выходы", они вышли на пенсию по инвалидности. Это привело к увеличению за последние 5 лет размеров выплачиваемых пенсий в 5,6 раза.

В мировой практике инвалидность делится только на две категории - совершенная нетрудоспособность и частичная трудоспособность. В таких государствах, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Канада, Норвегия, Португалия и Франция, в случае незначительного снижения трудоспособности основное внимание уделяется стимулированию реабилитации инвалидов в обществе, например, их лечению. При этом не предусматривается выплата пенсии по инвалидности вследствие общих заболеваний. Пенсия выплачивается в случаях, когда трудоспособность ограничена на 50-70 и более процентов. Применяемые в большинстве государств мира подобные нормы и требования соответствуют I и II группам инвалидности действующей в нашей стране классификации.

- Изменения в законодательстве теперь предусмотрен минимальный срок трудового стажа. Ранее об этом речи не было…

- Известно, что в Законе от 3 сентября 1993 года "О государственном пенсионном обеспечении граждан" не устанавливалась нижняя предельная граница трудового стажа, дающего право выхода на пенсию по возрасту. То есть и тому, кто проработал один день, и человеку с 10-летним стажем при достижении пенсионного возраста назначалась одинаковая минимальная пенсия. Очевидно, что такой подход не соответствовал принципам социальной справедливости. Каждый должен получать по заслугам - тот, кто работал дольше и плодотворнее, при достижении пенсионного возраста должен пожинать плоды своего труда. В законах ряда государств установлено, что должен быть рабочий стаж с уплатой не менее 5-летних страховых взносов. В частности, в США для выхода на пенсию требуется стаж работы от не менее 5 до 10 лет. В Литве и Эстонии эта норма составляет 15 лет. А в Чили минимальные пенсии назначаются лишь тем гражданам, которые в течение не менее 20 лет платили страховые взносы.

В статью 8 Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" внесено изменение о том, что лицам, которые не имеют достаточного для назначения пенсии стажа работы, пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, при наличии не менее 5 лет стажа работы, предусмотренного в пунктах "а", "б", "в" и "г" части первой статьи 37 данного закона.

Таким людям необходимо либо добрать нужные 5 лет минимального стажа, либо женщинам - в 60 лет, а мужчинам в 65 лет - следует предоставить справки, что родственники не могут их содержать, так как сами находятся на пенсии и нуждаются в социальном обеспечении государства.

По мнению экспертов, данные меры принимаются с целью усиления зависимости размеров пенсий от вклада граждан в формирование средств внебюджетного Пенсионного фонда, а также обеспечения сбалансированности его доходов и расходов.

Всем известно, что с 1 января 2001 года Пенсионный фонд при Министерстве социального обеспечения Республики Узбекистан из бюджетного органа государства преобразован во внебюджетный, который к тому же с 1 января 2010 года стал подочетен Министерству финансов. Средства, которые фонд отчисляет на выплату разного рода пенсий и пособий согласно статье 66 Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" формируются из налогов, которые регулярно поступают от предприятий и организаций во внебюджетный Пенсионный фонд.

- Каким образом обеспечивается социальная защита, к примеру, домохозяйки, которая достигла пенсионного возраста, но никогда не работала и не имеет требуемого 5-летнего трудового стажа?

- Социальная защита таких граждан осуществляется в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 июня 1994 года №319. В данном постановлении определен порядок назначения и выплаты пенсии инвалидам с детства, нетрудоспособным гражданам и престарелым, не имеющим необходимого стажа работы.

- Расскажите, пожалуйста, об изменениях, внесенных в законодательство страны, касающихся трудовых договоров, заключаемых между работающим пенсионером и работодателем. Ходят слухи, что, якобы, согласно новому законодательству лица, достигшие пенсионного возраста, лишаются права работать…

- Опять бабушкины сказки. Подобные слухи абсолютно безосновательны. Совершенствование согласно данному закону законодательных норм, упорядочивающих вопросы предоставления работодателю права отмены трудового договора в связи с достижением работником пенсионного возраста, назначения пенсий по группам инвалидности, учета трудового стажа в период отпуска по беременности и родам, в свою очередь, вызвали необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан.

Согласно закону, часть вторая статьи 100 Трудового кодекса Республики Узбекистан (отмена трудового договора по инициативе работодателя) дополнена пунктом 7 (словами "достижение работником пенсионного возраста при наличии права на получение государственной пенсии по возрасту в соответствии с законодательством").

Цель такого подхода заключается в повышении навыков и подготовки работников в сфере современных информационных и производственных технологий, ускоренно внедряемых в нашей стране и требующих особой подготовленности, в обеспечении соответствия физических возможностей пенсионеров трудовым обязанностям, создании для них благоприятных условий для трудовой деятельности. При этом предусмотрено создание оптимальных условий труда для работников, достигших пенсионного возраста, в необходимых случаях - перевод их на выполнение более легких обязанностей, а также совершенствование управления трудовыми отношениями.

Ясно, что данные изменения в пенсионном законодательстве особого энтузиазма у пожилых людей не вызывают. Но надо понимать, что наша страна идет в русле процессов, которые полным ходом "накрывают" остальной мир. Причем вышеназванные нововведения в пенсионное законодательство значительно мягче и гуманнее тех шагов, которые предпринимаются в развитых странах мира.

Например, пенсионная реформа во Франции предлагает повышение пенсионного возраста для французов с 60 до 62 лет и увеличение обязательного трудового стажа с 40 до 41,5 года. Германия повышает пенсионный возраст с 65 до 67 лет, Великобритания - до 65 для обоих полов, Голландия и Испания также поднимают пенсионную планку на два года. Эти очень непопулярные среди населения меры ведутся уже в глобальном мировом масштабе, строго в соответствии с установками Международного валютного фонда.

Связано это прежде всего со сложными демографическими проблемами. Люди стали жить значительно дольше благодаря хорошему здравоохранению и высокому уровню жизни. Однако одновременно с увеличением продолжительности жизни снижается рождаемость. Это неизбежно приводит к сокращению количества работающих. К примеру, в перспективе общество не сможет обеспечить европейских пенсионеров привычными, достаточно высокими пенсиями. В связи с этим правительства европейских стран вплотную подошли к необходимости реформировать пенсионную систему, потому что те системы, которые создавались как сравнительно экономичные, требующие лишь скромных взносов для их финансирования, сегодня становятся обременительными. И сейчас мы можем наблюдать картину, когда размеры взносов работников и работодателей повышаются, что, в свою очередь, грозит увеличением занятости в неформальном секторе, то есть люди пытаются, минуя налоговую систему, заработать себе на жизнь. Как следствие, сокращается число наемных работников, уплачивающих взносы в систему пенсионного страхования. Дабы избежать подобного замкнутого круга, наше государство и пытается при помощи изменений в действующих законодательствах, а также отмены некоторых видов льгот не допустить в дальнейшем снижения пенсионных выплат и сделать жизнь наших граждан достойной.

В.ПАВЛОВСКАЯ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO