СОСЕДИ ИЗ ПОДЪЕЗДОВ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
Большинство из нас живет в многоквартирных домах, но равноправными партнерами в отношениях с организациями, предоставляющими коммунальные услуги, мы так и не стали.
Мы разобщены и не можем контролировать ни качество услуг, ни обоснованность тарифов, не в состоянии отстаивать свои права в суде. Решать подобные проблемы можно с помощью ТЧСЖ, но успехи в этом направлении невелики. Люди, придя домой с работы, хотят отдыхать, а не заниматься коммунальными делами. Поэтому далеко не все ТЧСЖ соответствуют своему назначению.
Такая картина не только у нас. В США, например, ТСЖ объединяют не более 7 процентов домохозяйств, а в Швеции приватизация отдельных квартир и вовсе запрещена.
В России положение еще хуже, потому что культура жилых сообществ в многоквартирных домах не развита, а сельские общинные обычаи на городской почве не прижились.
Но если мы хотим жить в подъезде не сами по себе, а как некое сообщество, то должны уметь самоорганизовываться, чтобы стать силой: не просто плательщиками, а коллективными покупателями услуг. И для этой цели товарищества частных собственников жилья– оптимальный вариант.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
ТЧСЖ как форма управления многоквартирным домом имеет целый ряд преимуществ:
1. Все ваши платежи, будут аккумулироваться на расчетном счете образованного товарищества и, соответственно, расходоваться только на эксплуатацию и содержание вашего дома.
2. Собственники жилых помещений самостоятельно решают, каким способом управлять своим домом: собственными силами (правлением, общим собранием) или силами специалистов - профессионалов (управляющей компанией).
3. В случае выбора управления своим домом через управляющую компанию, ТЧСЖ заключает договор с ней на определенный перечень услуг и контролирует их качество по ежемесячным актам приемки.
Если качество предоставляемых услуг управляющей компанией не будет удовлетворять требованиям жильцов (некачественная уборка территории, лестниц, несвоевременное выполнение аварийных работ), ТЧСЖ может расторгнуть договор с ней и заключить договор с другой управляющей компанией.
4. ТЧСЖ само планирует ремонтные работы в своем доме, определяет их первоочередность. План работ и смету расходов на год утверждается на общем собрании членов товарищества. Товарищество имеет право привлекать подрядные организации для выполнения каких-либо ремонтных работ по договору и так же контролировать их качество. Не надо никого ни о чем просить, обивая пороги инстанций.
5. Любой участник ТЧСЖ имеет право осуществлять контроль за расходованием средств товарищества, получаемых от платежей граждан на содержание жилого дома. В ТЧСЖ действует ревизионная комиссия. Прозрачность бюджета - это привилегия, которой лишены жители ведомственных домов.
6. У товарищества частных собственников жилья появляется возможность иметь дополнительные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений (технический этаж, подвал) и земельного участка; доходы от предоставления дополнительных услуг жильцам.
7. Жильцы ТЧСЖ могут сами устанавливать размер тарифов. Они могут быть как ниже, так и выше.
8. В ТЧСЖ создаются условия к экономному расходованию воды, тепла, электроэнергии за счет установки приборов учета.
9. В ТЧСЖ создаются условия бережного отношения к местам общего пользования, в связи с тем, что жильцы знают, что именно им придется платить за ремонт. После наведения порядка в доме самими жильцами, никто не будет разрисовывать стены, разбивать окна и т.д. (хозяин всегда знает цену своего труда). Как следствие, повышается рыночная стоимость квартир, находящихся в ТЧСЖ, появляется возможность снижения затрат на содержание и текущий ремонт – что позволяет снижать ежемесячные платежи.
10. Участвуя в управлении собственным домом, жильцы сами определяют, какое именно соотношение в цене и качестве коммунальных услуг для них является оптимальным.
11. У ТЧСЖ появится возможность воздействия на должников по квартплате через предупреждения и суд, т.к. ТЧСЖ - юридическое лицо.
12. Для выполнения различных работ по содержанию, ремонту, обслуживанию жилого дома товариществом могут привлекаться на договорных условиях жители этого же дома, то есть решается вопрос о возможности дополнительного заработка, а у должников появится возможность отработать долг по платежам.
13. У ТЧСЖ есть право самоликвидироваться по решению общего собрания. Кроме того, закон предлагает изменять способ управления в любое время по решению домовладельцев.
14. Все жильцы дома (владельцы квартир, наниматели), арендаторы жилых и нежилых помещений, владельцы нежилых помещений подчиняются решению общего собрания членов ТЧСЖ, принимают участие в расходах на содержание и текущий ремонт мест общего пользования.
15. Объединение собственников в товарищество служит улучшению микроклимата в доме, так как люди, участвуя в собраниях, обсуждая важные стороны деятельности товарищества, лучше узнают друг друга, приучаются действовать сообща в общих интересах, и тем самым создают благоприятную атмосферу в доме для совместного проживания
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
1. Социальное неравенство.
Реалии современного положения дел таковы, что во всех без исключения многоквартирных домах проживают как достаточно богатые, так и бедные граждане. Жители неизбежно сталкиваются с проблемой неоднородности социального состава дома. Это проявляется прежде всего при решении вопросов об установлении тарифов и при определении какие работы по ремонту, благоустройству необходимо проводить в доме.
Естественно, что человек, имеющий более высокий доход, хочет жить в хороших условиях и готов за это платить, а человек с низким доходом себе этого позволить не может. Поэтому членам ТЧСЖ придется искать компромисс между желанием некоторых жильцов жить красиво (предположим, облицевав подъезд мра-мором) и возможностями тех, кто этого удовольствия оплатить не может. Напомним, что решение принимается большинством. Думается, что со временем эта проблема разрешится и социальный состав жильцов тех или иных домов выровняется, однако до этого еще очень далеко и пока этот момент не наступил, нужно решать выше названные трудности.
2 Жильцы больше двух не собираются.
Зачастую сами жильцы не проявляют интереса к формированию товариществ, а большинство просто не в курсе перемен. А в тех домах, где уже созданы ТЧСЖ, далеко не все жильцы принимают активное участие в работе органов управления товарищества.
3. Чем больше дом, тем меньше платим.
Объем работ и затрат зачастую не зависит от размера дома, и это означает, что за одни и те же услуги тарифы для жителей, условно говоря, 3 - и 5-этажного дома могут незначительно различаться. Кроме того, расходы на содержание управленческого аппарата и хозяйственные расходы - величина практически постоянная, и чем больше дом, тем меньше расходов приходится на одного собственника. Однако у размера есть и обратная сторона. Чем больше дом, тем труднее надлежащим образом следить за ним.
4. Конфликты внутри дома.
Два человека – три мнения, а если человек – 50, 100, 150!!! Сколько тогда мнений??? Прийти к общему мнению становится очень трудно. Зачастую эти конфликты могут закончиться рассмотрением спора в суде. Именно поэтому очень важно, чтобы в ТЧСЖ четко и правильно работали все органы управления. Конфликты могут быть самыми разнообразными: по использованию общего имущества в доме, ситуации несанкционированных переделок площади, посягательств на придомовую территорию дома, и др.
5. Должники.
Система жилищно-коммунального хозяйства работала по принципу "одного котла". Все деньги собирались на один счет и тратились с него по мере необходимости на те дома, которые нуждались в ремонте в первую очередь. Создав ТЧСЖ, вы выходите из этого "котла" и создаете свой, но в него поступают только те деньги, которые заплатят жильцы дома и тратятся они только на ваш дом.
В связи с этим наличие должников очень сильно подрывает финансовую устойчивость ТЧСЖ, так как больше денег взять не откуда. Для предотвращения этого, нужно разработать методику досудебного разрешения конфликта (претензионная стадия). Не получится – составляется исковое заявление в суд.
6. Нечестное и глупое руководство.
При выборе правления, ревизионной комиссии, председателя и других желательно учитывать наличие технического, юридического, другого специального образования для того, чтобы они со знанием дела могли руководить и управлять домом, принимать правильные и грамотные решения. У ТЧСЖ нет возможности найти крайнего, так как крайним является само товарищество, а точнее его руководящие органы. За некомпетентность и нечестность руководства платят всегда рядовые члены ТЧСЖ и его жильцы. Так что прежде чем кого-то выбрать хорошенько подумайте, а достоин ли он этого. Жаль, что никто не занимается формированием духа добрососедства, без которого никакой реформы жилищно-коммунального хозяйства не получится. Люди не решат ни одного вопроса, пока не поймут, что должны уметь самоорганизоваться. За рубежом культура жилых сообществ формировалась много лет, а некоторые наши ТЧСЖ зачастую приносят больше вреда, чем пользы, сея недоверие к этой новой системе управления. Между тем для согласования интересов жителей при управлении жильем форма собственности не важна. Например, в Швеции существует очень мощное движение не собственников жилья, а именно квартиросъемщиков, которое стало одной из опор гражданского общества в стране. Это не партия, но с ней считаются все партии, потому что жильцы - избиратели. Важнейшая задача коммунальной реформы - превратить потребителя в покупателя, наделенного рыночными правами. Когда мы начнем действовать организованно и в соответствии с законом, с нами начнут считаться не только коммунальщики.
|