ВЛАДИМИР ЕЛИЗАРОВ: "ПЕДАГОГОМ Я СТАЛ СЛУЧАЙНО"
Педагогами не рождаются, педагогами становятся. Эту своеобразную истину доказал Владимир Елизаров: свободный художник, иллюстратор детских книг, а также уникальный, творческий преподаватель художественного мастерства, реализовавший свои педагогические способности в школе искусств №7 имени Хамзы. О том, как ему это удалось, беседа нашего внештатного корреспондента М. Юсуповой.
- Владимир Иванович, вы - свободный художник. Как вы оказались в ряду педагогов? Почему решили преподавать?
Педагогом я стал случайно. На самом деле, я действительно всегда думал, что буду свободно творить. Так уж получилось, что я в художественной сфере получил несколько специальностей. После училища я получил профессию учителя по черчению и рисованию, затем я стал заниматься оформлением книг. Время от времени я иллюстрирую детские книги.
А преподавателем я стал по просьбе моих друзей-художников. Когда их дети выросли, они попросили меня заняться их художественным образованием. И тогда я впервые попробовал себя в этой роли. Это было 8 лет назад. Мне это понравилось. Какое-то время преподавал в изостудии Дворца химиков, затем занимался с детской творческой группой при библиотеке Алишера Навои в Ташкенте. И вот уже 4 года я работаю с детьми в школе искусств имени Хамзы.
- А на каких программах воспитываются юные художники?
- У нас существует специальная программа, она одобрена Министерством образования. Более того, она была разработана согласно рекомендациям преподавателей-художников. Так что какие-то наши предпочтения были рассмотрены и внесены в современные программы по обучению ребят. У нас во всём приветствуется творческое отношение. Школа создаёт все условия для полноценного грамотного обучения. Благодаря стараниям нашего директора Г. Д. Нурматовой наша школа полностью снабжена всеми необходимыми материалами: новыми мольбертами, гипсом, всевозможными наглядными пособиями. Возможно, наша школа - единственное художественное учреждение в городе, где нет проблем с художественными ресурсами.
- Как происходит обучение в группе? Как вам удаётся работать со всеми сразу, учитывая тот простой факт, что каждый творит индивидуально?
- У нас, разумеется, есть учебный план, согласно которому и строятся занятия. Но темы занятий настолько обширны, что возможностей для творчества у ребят огромное количество. К примеру, сегодняшний урок у нас посвящён контрастам. Но контрасты ведь не сводятся только к варьированию цветов и размеров. Контрасты - это не только маленькое и большое, чёрное и белое. Это старость и юность, искусственное и настоящее, красивое и безобразное. Ребята фантазируют, я помогаю им найти ту самую близкую им тему и развить её. Уже в процессе работы как-то направляю, корректирую, где-то помогаю, если у кого-то что-то не получается. Так вот и работаем.
- Как часто ваши ученики принимают участие в конкурсах, соревнованиях, выставках?
- Возможностей на сегодняшний момент у ребят много. Существует много мероприятий, где они могут проявить себя. Наши ученики каждый год принимают участие в выставках республиканского и международного масштаба. В прошлом году две наши ученицы заняли I и II места. Каждый год кто-то из наших ребят выигрывает различные поездки. Кто-то уже ездил в Москву.
Ребята очень активны, и это правильно. Ведь посвящая свои работы какой-то определённой теме, например, культуре и традициям другой страны ( у нас был проект, который назывался "Египет глазами детей"), они узнают для себя много нового, приобретают опыт. И, конечно же, демонстрируют своё видение мира, и это самое интересное.
- А вы сами как художник конкурируете?
- Я с удовольствием принимаю участие во всех мероприятиях, о которых мне становится известно. К сожалению, это бывает не так часто, как у моих учеников. Я принимал и принимаю участие в мероприятиях, которые устраивает Швейцарское бюро, мои работы были на авангардистских выставках. С удовольствием выставляю свои работы в краеведческом музее. У нас есть даже свой коллектив художников. Мы выезжаем в горы, рисуем Акташ, Ходжикент. А затем устраиваем выставки. Давали как-то мастер класс в детском доме.
- Что для вас преподавание? Что это вам даёт?
- Приобретения достаточно разнообразные. Во-первых, это эмоции: положительные и отрицательные. Бывает, что ребята так сумеют порадовать, вдохновить, что и описать невозможно.
Бывает, что, обучая их, участвуя в очередном творческом процессе, что-то открываешь для себя, по-новому начинаешь смотреть на давно знакомые вещи. И получается, что это обоюдный процесс. Ты обучаешь их, они учат тебя. Мне нравится с ними работать, а им нравится со мной общаться.
- Поделитесь своим педагогическим секретом? Как находите общий язык со своими юными художниками?
- Секрета особого нет. Просто нужно любить и уважать своё дело, любить и уважать своих учеников. Я, например, беру их с собой в горы на природу.
Там на свежем воздухе и рисуется лучше, и общий язык сразу находится. А вообще преподавание - это труд и вдохновение. Труд, потому что учеников нужно заинтересовать, заразить идеей. А для того, чтобы заинтересовать необходимо вдохновение, особенно в работе с детьми. Без него в любой творческой профессии невозможно существовать.
А я стремлюсь к тому, чтобы ребята творили осмысленно. Чтобы они рисовали не просто потому, что им нравится это делать. А чтобы понимали, что и почему они рисуют, что они хотят выразить. И когда у них это получается, я сам вдохновляюсь.
М. ЮСУПОВА.
gazetachirchik@mail.ru
|