ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И ПРОДАВЕЦ ДОЛЖНЫ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ПОТРЕБИТЕЛЮ СВОЕВРЕМЕННУЮ, ТОЧНУЮ И ПОНЯТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ПРОДАВАЕМЫХ ЕМУ ТОВАРАХ
Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" ПП № 2647 от 31 октября 2016 года с 1 января 2017 года оптовая и розничная реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ввозимых по импорту, а также закупаемых у отечественных производителей, осуществляется с применением предельных торговых надбавок, определяемых независимо от числа посредников, участвующих в поставках, для оптовой реализации — в размерах не более 15 процентов от покупной стоимости, для розничной реализации — не более 20 процентов от оптовой цены.
В соответствии с пунктом 24 Положения № 2 "О порядке розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения" к постановлению Кабинета Министров от 6 апреля 2017 года № 185, все аптеки независимо от их организационно-правовой формы в обязательном порядке должны обеспечить реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с утвержденным в установленном порядке Министерством здравоохранения Республики Узбекистан Перечнем лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обязательных для всех аптек. Социальные аптеки обязаны размещать на видном месте утвержденный в соответствии с законодательством Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения на государственном и русском языках размером шрифта не менее 12. Вместе с лекарственным средством или изделием медицинского назначения покупателю, наряду с кассовым чеком, выдается товарный чек, в котором указываются наименование лекарственного средства или изделия медицинского назначения с идентификационными сведениями (наименование, дозировка, расфасовка, количество), данные лица, осуществляющего его отпуск, дата отпуска и цена.
Товарный и кассовый чеки, полученные по результатам проверочной закупки или контролируемого приобретения, проведенного правоохранительными органами в установленном порядке, удостоверяющие факт реализации лекарственного средства или изделия медицинского назначения с нарушением порядка ценообразования, могут служить основанием для применения наказания в установленном законодательством порядке.
Так, за период с 2020 по 2021 годы Ташкентское областное территориальное управление Антимонопольного комитета Республики Узбекистан расследовало жалобы граждан на "невыдачу квитанций" при приобретении лекарств в аптеках, принудительное добавление других препаратов (цитрамон, анальгин, аскорбиновая кислота и др.) взамен возврата сдачи от оплаты, необоснованное завышение цен.
Статья 6 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей" гласит, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую, достоверную и доступную информацию о реализуемых им товарах (работах, услугах). Непредоставление "квитанции" за покупку является непредоставлением информации о цене каждого проданного лекарственного средства или медицинского изделия и нарушением статьи 6 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей".
Кроме того, в соответствии со статьей 21 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) не вправе настаивать на приобретении потребителем за плату дополнительных товаров или предоставлении дополнительных услуг, а также взимать плату за неоказанные услуги.
Принудительная передача других лекарственных средств взамен возврата денег (сдача) является признаком нарушения статьи 21 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей".
Также регулярное (2 и более раз в год) нарушение порядка ценообразования лекарственных средств и изделий медицинского назначения - приводит к приостановлению действия лицензии в установленном порядке.
Уважаемые руководители хозяйствующих субъектов, занимающихся розничной торговлей лекарственных средств и изделий медицинского назначения! Просим Вас соблюдать требования вышеупомянутых законов и правил розничной торговли.
Напоминаем, что нарушение требований и условий лицензии, в том числе порядка ценообразования на лекарственные препараты и медицинские изделия, а также порядка отпуска рецептурных лекарственных препаратов и розничной реализации лекарственных средств и медицинских изделий через электронную торговлю является грубым отступлением от условий лицензии, и влечет за собой приостановление действия лицензии, выданной на осуществление фармацевтической деятельности в установленном порядке.
Ж. КОДИРОВ, начальник отдела защиты прав потребителей в сфере торговли, общественного питания, туризма, социальных и финансовых услуг, а также услуг связи Ташкентского областного территориального управления Антимонопольного комитета Республики Узбекистан.
gazetachirchik@umail.uz
|