Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

В номере № 2 от: 10.01.2014

О СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В 2014 ГОДУ

На основании Постановления Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год" от 25.12.2013 г. № ПП-2099, в 2014 году внесен ряд изменений в налогообложение юридических и физических лиц, о которых нашим читателям рассказывает главный инспектор отдела налоговых проверок ГНИ г. Чирчика Бахтияр Баратович САХАТОВ:

- Что касается юридических лиц и предприятий, в 2014 году уменьшена базовая ставка налога на прибыль с 9 до 8%, что снизит налоговую нагрузку на крупные предприятия, создаст им дополнительные источники для укрепления материально-технической базы и стимулирования труда.

Для предприятий сферы услуг снижена ставка по налогу на прибыль и ЕНП по объему услуг, оплаченных с применением пластиковых карт, в 2014 году эта ставка предусмотрена в размере 5% (в 2013 году - 10 %).

На прежнем уровне сохранена ставка налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры - в размере 8% от чистой прибыли. При этом предусмотрен унифицированный расчет налогооблагаемой базы этого налога и налога на прибыль путем исключения из нее субсидий из бюджета, средств, полученных безвозмездно, страхового возмещения, не рассматриваемых в качестве дохода налогоплательщика.

Также сохранены действующие в прошлом году ставки по ряду налогов и обязательных платежей - по налогу на добавленную стоимость (20%), ЕСП (25%), обязательным отчислениям в государственные целевые фонды и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений.

Также в нынешнем году проиндексированы отдельные ставки акцизного налога (на алкогольные напитки, пиво, спирт, табачные изделия и др.) на 5-25%.

Стимулированию модернизации и технического перевооружения производства крупных предприятий должны способствовать изменения в исчислении налога на имущество. В 2014 году налогооблагаемая база этого налога будет уменьшаться на стоимость оборудования, срок эксплуатации которого не превышает 10 лет. При этом, в целях частичной компенсации выпадающих доходов бюджета базовая ставка налога на имущество увеличена с 3,5 до 4% и в налогооблагаемую базу будет включаться стоимость объектов жилого фонда, находящихся на балансе предприятий.

Большую роль в формировании доходной части бюджета в 2014 году будут играть ресурсные налоги. Для этого, во-первых, на 20% предусмотрена индексация действующих ставок земельного налога. Одновременно за счет пересмотра территориального зонирования (установление 5 зон вместо действующих 14) будут унифицированы ставки земельного налога в г.Ташкенте по зонам. Основными критериями территориального зонирования определены:

степень отдаленности зон от центра;

экологическая обстановка (загазованность, роза ветров и т.д.);

уровень развития транспортных коммуникаций;

наличие социальной инфраструктуры (рынки, образовательные и медицинские учреждения, организации культуры и спорта).

Во-вторых, на 20% проиндексированы действующие ставки налога за пользование водными ресурсами.

Индексация ставок этих налогов будет способствовать повышению эффективности использования земельных и водных ресурсов.

Что касается единого земельного налога, уплачиваемого сельскохозяйственными товаропроизводителями, действующая ставка (6% к нормативной стоимости сельхозугодий) в 2014 году будет сохранена. Еще одна хорошая новость для них - отмена обязательных отчислений в государственные целевые фонды.

В принятых документах предусматривается сохранение действующих ставок единого налогового платежа. Это сделано несмотря на то, что налоговая нагрузка (отношение налогов к выручке) у микрофирм и малых предприятий более чем в 2 раза меньше налоговой нагрузки предприятий - плательщиков общеустановленных налогов.

Также, Постановлением Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год" от 25.12.2013 г. № ПП-2099 с 1 января 2014 года для микрофирм и малых предприятий отменена обязательная ежегодная переоценка основных средств. Теперь данные хозяйствующие субъекты могут переоценивать их 1 раз в 3 года.

Напомним, что переоценка стоимости объектов основных средств производится для установления их реальной стоимости на определенный период. При ее проведении следует руководствоваться Положением о порядке проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января, зарегистрированным МЮ 4.12.2002 г. № 1192.

Ежегодная переоценка основных фондов по состоянию на 1 января производится от первоначальной (восстановительной) стоимости объектов, полученных в результате предыдущей переоценки, а по поступившим основным фондам в течение года - от стоимости принятой к учету.

Коснулись изменения в 2014 году и физических лиц. С одной стороны, с 8 до 7,5% снижена минимальная ставка шкалы налогообложения доходов физических лиц. С другой стороны, на 0,5 процентных пункта увеличится ставка страховых взносов с граждан - в 2014 году она составит 6,5%, что увеличит доходную базу Пенсионного фонда.

Для определения минимального налогооблагаемого дохода действуют базовые размеры арендной платы только при сдаче физическими лицами в аренду жилого помещения. В целях расширения налоговой базы эта практика будет распространена и на сдачу гражданами в аренду нежилых помещений. При сдаче в аренду нежилого помещения минимальный размер арендной платы установлен в 2 раза выше, чем при сдаче в аренду жилого помещения.

Этой же цели послужит и установление минимальных ставок аренды автотранспортных средств, которые установлены на каждую единицу автотранспорта в зависимости от его вида. Так, в расчете на месяц для легковых автомобилей минимальная ставка аренды составит 220,0 тыс. сумов, для прочих транспортных средств (микроавтобусы, автобусы, грузовые автомобили) - 430,0 тыс. сумов.

Ставки налога на землю и имущество физических лиц в 2014 году будут проиндексированы соответственно на 20 и 15%. При этом сохранены повышенные ставки для проживающих в городах в зависимости от площади квартир и домов.

С 1 января 2014 года Постановлением Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год" от 25.12.2013 г. № ПП-2099 установлены новые ставки налога на имущество физических лиц.

Жилые дома, квартиры (кроме расположенных в городах, общей площадью свыше 200 кв.м), дачные строения, гаражи и иные строения, помещения и сооружения облагаются по ставке 1,2% к их инвентаризационной стоимости. В 2013 году ставка налога составляла 1,04%.

На жилые дома и квартиры, расположенные в городах, общей площадью от 200 до 500 кв.м, ставка налога на имущество составляет 1,4% (в 2013 году - 1,25%). Владельцы жилых домов и квартир общей площадью свыше 500 кв.м налог на имущество в 2014 году будут уплачивать по ставке 1,8% от его стоимости (в 2013 году - 1,55%).

При отсутствии инвентаризационной стоимости, определенной органами по оценке имущества физических лиц, для взимания налога принимается условная стоимость имущества в г.Ташкенте и областных центрах в размере 18 480,0 тыс. сумов, а в других городах и сельской местности - 8 030,0 тыс. сумов.

По вновь возведенным жилым домам, не зарегистрированным в установленном порядке в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, налог на имущество с физических лиц взимается исходя из 2-кратного размера условной стоимости имущества.

При использовании физическими лицами объектов налогообложения для предпринимательской деятельности либо при сдаче их в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а также при переводе физическими лицами объектов жилого фонда в категорию нежилого фонда или приобретения ими в собственность объектов нежилого фонда (здания, помещения в здании) налог на имущество физических лиц уплачивается по ставке, установленной для юридических лиц.

Кроме того, Постановлением Президента и Законом "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2014 год" (от 25.12.2013 г. № ЗРУ-359) изменен порядок применения льгот по налогу на имущество физических лиц. С 1 апреля 2014 года для отдельных категорий физических лиц, предусмотренных законодательством, устанавливается необлагаемая площадь в размере 60 кв.м. В соответствии с ранее действовавшим порядком, эта льгота распространялась только на пенсионеров, имевших в собственности налогооблагаемое имущество. Теперь она будет применяться и иными категориями физических лиц (кроме участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС), которые прежде были полностью освобождены от уплаты налога на имущество. Учитывая, что данные лица, как правило, проживают совместно с трудоспособными детьми, введение данной нормы обеспечивает адресность льгот.

Законом от 25 декабря 2013 года № ЗРУ-359 упорядочены льготы по налогу на доходы физических лиц.

В связи с изменениями, внесенными в часть вторую статьи 180 НК, не облагаются доходы в пределах 4-кратного размера минимальной заработной платы (за каждый месяц, в котором они получены) инвалидов и участников войны, а также приравненных к ним лиц, круг которых устанавливается законодательством. Льгота предоставляется на основании соответствующего удостоверения инвалида (участника) войны или справки отдела по делам обороны либо иного уполномоченного органа, другим инвалидам (участникам) - на основании удостоверения инвалида (участника) о праве на льготы.

Перечень лиц, приравненных к участникам и инвалидам войны, утвержден Постановлением Кабинета Министров РУз от 8.09.2011 г. № 252 (приложения №№ 1 и 2 к Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий).

Как невостребованная, с 1 апреля 2014 г данная льгота исключается для женщин, имеющих 10 и более детей. В связи с принятием мер по усилению репродуктивного здоровья населения в настоящее время практически отсутствуют работающие женщины, имеющие 10 и более детей.

Освобождение от налогообложения частично с 1 апреля 2014 года также не будет применяться в отношении пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Для них данная льгота исключается как дублирующая, так как основная доля данных лиц приходится на инвалидов I и II групп, для которых льготы сохраняются.

Кроме того, с 1 апреля 2014 года снижается сумма необлагаемой НДФЛ материальной помощи, выданной в связи со смертью работника или члена его семьи - с 20 до 12 МРЗП. В связи с внесенными изменениями, с этой даты сумма матпомощи сверх 12 МРЗП, будет включаться в налогооблагаемый доход получателя. Напомним, что, как и в 2013 году необлагаемая сумма определяется кратно МРЗП, установленному на 1 января отчетного года (в 2014 г. - 96 105 сумов).

В 2013 году НДФЛ не облагалась сумма дохода, полученная физическим лицом - обладателем патента (лицензии) на объекты промышленной собственности и патента на селекционное достижение, при продаже патента (лицензии) в пределах срока их действия (но не более льготного периода). Данная льгота с 1 апреля 2014 года упраздняется.

Напомним также, что с 1 апреля 2014 г. при совершении сделок по продаже жилья более одного раза в течение последовательного 12-месячного периода полученные доходы будут облагаться НДФЛ. Внесенные изменения означают, что обязательств по уплате налога не возникнет только в том случае, если с даты продажи жилого помещения прошло больше 12 месяцев. Если в течение года с момента продажи жилого помещения совершены 2 и более сделок по продаже объектов жилого фонда, то сумма НДФЛ будет рассчитываться с дохода от реализации всех объектов.

Кроме того, в 2014 году внесен ряд изменений и в налоговое администрирование.

В рамках совершенствования налогового администрирования в 2014 предусматриваются:

1. Дальнейшая либерализация ответственности субъектов предпринимательства за некоторые налоговые правонарушения. Так, с 2014 года будет снижена сумма штрафа до 20% от сокрытой (заниженной) выручки при начислении на сумму сокрытой (заниженной) выручки налогов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством. Это будет способствовать предотвращению необоснованного банкротства предприятий после применения штрафов, снижению объемов непогашаемых недоимок.

2. Неприменение мер принудительного взыскания сумм доначисленных налогов по результатам проверки в рамках уголовного дела, если эти средства уплачены правоохранительным органам. Ранее средства, поступающие в счет уплаты начисленных штрафных санкций и доначислений по результатам проверок в рамках уголовного дела, поступали на депозитные счета правоохранительных органов. Налоговые органы, не владея информацией о фактической уплате доначисленных сумм и в соответствии с законодательством, принимали меры к их изъятию как к суммам, не уплаченным в государственный бюджет. Вследствие этого, предприятие дважды уплачивало одни и те же суммы. С 2014 года эта проблема будет устранена - по результатам проверки в рамках уголовного дела на сумму доначисленных налогов, зачисляемых на депозитные счета правоохранительных органов, пени не будут начисляться, а меры принудительного взыскания не будут производиться.

3. Ранее нормы соглашений об избежании двойного налогообложения применялись только после заверения ГНК заявления нерезидента о применении к нему норм международного договора. Заверенное заявление являлось основанием для налогового агента для снижения суммы налога на прибыль либо освобождения от уплаты налога. В случае отсутствия заверенного ГНК заявления налоговый агент обязан был удержать при выплате дохода налог, несмотря на наличие международного договора.

Для решения этой проблемы юридическим лицам, выплачивающим отдельные виды доходов (дивиденды, проценты, роялти) нерезидентам, с 2014 года предоставлено право самостоятельно применять нормы международного договора на основании представленного нерезидентом документа, подтверждающего резидентство инопартнера. Это будет способствовать упрощению налогового администрирования и процедуры применения международного договора, что полностью соответствует международной практике.

4. При совершении сделки между иностранными лицами по реализации акций (долей) в уставном капитале юридических лиц Республики Узбекистан, а также недвижимого имущества возникает доход, источником образования которого является Республика Узбекистан. Соответственно, данный доход должен облагаться в Узбекистане независимо от источника. С 2014 года доходы от прироста стоимости, полученные в результате реализации акций (долей) в уставном капитале юридических лиц Республики Узбекистан, а также недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Узбекистан, принадлежащих иностранным юридическим лицам, подлежат налогообложению в Республике Узбекистан.

Записала Ю. БОНДАРЕНКО.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO