Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

В номере № 49 от: 07.12.2017

К 25-летию принятия Конституции Республики Узбекистан

КОНСТИТУЦИЯ - ГАРАНТ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Конституция Республики Узбекистан закрепляет наиважнейшие стороны политической и социально-экономической системы, организации государства, предусматривает основные права, свободы и обязанности граждан. Вот почему Конституция Республики Узбекистан считается Основным Законом нашей страны и занимает важное место в жизни общества. Именно поэтому принятие Основного Закона 8 декабря 1992 года явилось историческим событием для нашего населения. И тот факт, что документ был дважды выставлен на всеобщее обсуждение перед принятием представителями народа, делает Конституцию нашей страны еще более авторитетным среди населения и основополагающим документом, имеющий высшую юридическую силу.

Стоит отметить, что с принятием Конституции Республики Узбекистан была укреплена экономика страны, ведь Конституция Республики Узбекистан играет важную роль в экономическом развитии страны и содержит целую главу, посвященную экономическим основам общества. Кроме того, учитывая то, что Конституция является фундаментом правовой основы и национальной экономической системы, сегодня Конституционные права нашли свое закрепление в конкретных законах страны. Замечательно и то, что эти нормы прочно вошли в повседневную жизнь людей.

Так, статья 53 Конституции Республики Узбекистан гласит, что основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Кроме того, то что, государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, также закреплено в этой статье.

Реализация этих норм нашли свои отражения в Гражданском кодексе, законах "О защите частной собственности и гарантиях прав собственности", "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", "О конкуренции" и многих других законах Республики Узбекистан и в деталях закрепляют и воплощают в жизнь в полной мере подобные конституционные нормы. К ним можно отнести такие права как то, что собственность в Республике Узбекистан выступает в форме частной и публичной. Кроме того, законами предусматривается, что субъектами права собственности являются граждане, юридические лица и государство, и то, что имущество может принадлежать на праве собственности одному лицу либо двум и более лицам. Также, законами, исходящими в полном соответствии с Конституцией, предусмотрено, что в Республике Узбекистан допускается существование любых форм собственности, способствующих эффективному функционированию экономики и росту народного благосостояния.

Вместе с тем, Конституция закрепляет то, что частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

В связи с чем, в законах страны предусматривается также неприкосновенность и равные условия для развития всех форм собственности и создание собственнику все необходимые условия для обеспечения сохранности и приумножения его имущества. Кроме того, законами предусматривается и то, что государство гарантирует восстановление нарушенного права частной собственности и его судебную защиту, а ущерб, причиненный собственнику, подлежит возмещению в полном объеме причинившим его лицом в соответствии с законодательством. Вместе с тем, в национальных законах содержатся нормы признающие приоритет прав собственника, равноправие в защите прав собственников, недопустимость посягательства на частную собственность, гарантии прав собственника при национализации, конфискации и реквизиции его имущества и многие другие. Предоставление подобных гарантий стало основой мощного развития экономической активности граждан, поскольку гражданин-собственник является более действенным субъектом как экономических, так и политических отношений.

Важно подчеркнуть, что данные нормы, полностью соответствуют общепризнанным международным нормам и принципам. К примеру, Всеобщей декларацией прав человека, где предусмотрено, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, и то, что никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. Кроме того, заложенные в Конституции нашей страны нормы схожи с Конституциями передовых стран мира. В частности, в Конституции ФРГ установлено: "Собственность обязывает. Ее использование должно одновременно служить общему благу". Конституция Японии провозглашает: "Право собственности определяется законом, с тем, чтобы оно соответствовало общественному благосостоянию. Частное имущество может быть использовано в общественных интересах за справедливую компенсацию". В Конституции Италии содержится: "Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и пользования, а также ее пределы - с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех. В Конституции Нидерландов предусматривается "Экспроприация может допускаться только в интересах общества и при условии предварительных гарантий полной компенсации собственникам в порядке, установленном Актом парламента либо иными актами, изданными на его основе".

В результате осуществляемых всесторонних реформ в строгом соответствии Конституции страны наблюдаются высокие темпы экономического роста, что непосредственно влияет на постепенное повышение уровня жизни населения. Кроме того, наша страна стала экономически привлекательной для совместного сотрудничества со многими странами мира, что особенно стало заметно в свете активизации многостороннего сотрудничества с инициативой главы нашего государства.

Это также подтверждается международными организациями. Так, принимаемые меры по кардинальному улучшению бизнес-среды высоко оцениваются ведущими международными финансовыми организациями. Согласно докладу "Ведение бизнеса 2018: реформирование для создания рабочих мест", Узбекистан в рейтинге "Ведение бизнеса" поднялся на 13 позиций с 84 места на 74 и вошел в десятку мировых лидеров по улучшению делового климата.

Также, миссия Международного Валютного Фонда, находившаяся в Ташкенте с 17 по 24 июля текущего года, по итогам визита сделала заявление о том, что "Миссия с одобрением восприняла комплексные планы официальных органов по реформированию экономики, основанные на "Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2021 годах", утвержденной Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым. Своевременная и эффективная реализация этих планов позволит значительно повысить способность экономики к созданию качественных рабочих мест и обеспечению устойчивого роста. С особым одобрением миссия восприняла план официальных органов по первоочередному реформированию валютной системы.

Самая читаемая в США газета The Wall Street Journal назвала новый региональный курс Узбекистана движущей силой изменений в Центральной Азии. Как полагает издание, смелые и активные шаги Узбекистана, являющегося ключевым игроком в регионе способны положительно отразиться на развитии экономик стран Центральной Азии.

Кроме того, другое ведущее экономическое издание Forbes назвал Узбекистан "новым экономическим стартом в Евразии". Как отмечается, в целях более эффективного использования имеющегося потенциала руководство республики стремится модернизировать экономическую сферу и правовую систему для привлечения иностранного капитала. Предпринимаемые шаги вселяют надежду, что крупнейшее государство региона окончательно реформирует свою экономику и выведет отношения со своими соседями на новый уровень сотрудничества".

Следовательно, в связи с реализацией конституционных норм на практике положительно влияет и на приток иностранных инвестиций. Именно поэтому в ближайшее время ожидается рост объема иностранных инвестиций в экономику нашей страны. Например, в ходе успешных визитов главы нашего государства в РФ, Казахстан, Туркменистан, США, Корея и другие страны были заключены договоры по реализации крупных международных проектов в различных сферах промышленности, производства, градостроении и других.

Вместе с тем, стоить отметить особую роль парламента в осуществлении конституционных норм. Так как именно Высший государственный представительный орган наделен Конституцией полномочиями принимать наиважнейшие решения по осуществлению экономических реформ в стране. Это, прежде всего, видно в таких полномочиях как принятие Конституции Республики Узбекистан, внесение в нее изменений и дополнений, принятие конституционных законов, законов Республики Узбекистан, внесение в них изменений и дополнений, определение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Узбекистан и принятие стратегических государственных программ, законодательное регулирование таможенного, валютного и кредитного дела, принятие Государственного бюджета Республики Узбекистан по представлению Кабинета Министров Республики Узбекистан и контроль за его исполнением, установление налогов и других обязательных платежей, рассмотрение отчета Счетной палаты Республики Узбекистан и другие. И необходимо отметить, что ни одно важнейшее решение не принимается в обход парламента. Безусловно, Конституция является эффективным инструментом законодательной деятельности и стабильный экономический рост и процветание в соответствии с законодательством, реализующим положения Конституции, позволят укрепить парламент и создать благоприятные условия для разработки законопроектов и принятия законодательных актов.

В преддверии 25-летия Конституции Республики Узбекистан можно с уверен-ностью сказать, что все проводимые широкомасштабные реформы и достигнутые результаты республикой за эти годы в экономической сфере во многом стали возможными благодаря Основному Закону - Конституции Республики Узбекистан. И, так как выше было отмечено, идеи и положения Конституции в целом создали необходимые предпосылки для дальнейшего экономического роста, что позволяет опережать уровень экономического развития.

Э. ТУЛЯКОВ, Н.САИДАХМЕТОВА, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, члены комитета по бюджету и экономическим реформам.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2018 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO