Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Камолот
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

В номере № 31 от: 04.08.2017

К 26-летию государственной независимости Республики Узбекистан

ГОРОД-ШЕДЕВР. НАШ НЕПОВТОРИМЫЙ САМАРКАНД

Гости нашего неповторимого Самарканда, туристы со всего света, желающие увидеть всемирно известные уникальные памятники средневекового восточного зодчества, в первую очередь, восхищаются гением наших предков, которые построили эти грандиозные здания и сооружения, до сих пор поражающие своей красотой и величием.
Исторические памятники Самарканда, величественные минареты, сливающиеся с небом голубые купола, мудрые изречения на портале зданий, неповторимые узоры, высеченные на камне или дереве, - разве все это не чудо? Ведь они созданы благодаря мастерству и труду человека, являются демонстрацией его силы и могущества! Это - свидетельство богатого культурного наследия, великой истории, созидательного потенциала узбекского народа...

Действительно, в исторических источниках зафиксировано, что Сахибкиран Амир Темур как великий правитель могущественной империи особое внимание уделял созидательной работе, покровительствовал развитию науки, культуры, ремесленничества. Некоторые из таких сооружений и по прошествии шести веков удивляют человечество своей красотой и величием, напоминают о таком присущем Сахибкирану качестве, как созидание.

Согласно истории, во времена правления Амира Темура в городах были построены не только оборонительные стены и крепости, но и крупные дворцы, медресе, центры ремесленничества, разбиты сады. Эти сооружения были построены талантливыми мастерами на основе тщательно разработанных чертежей, точного плана. Перед началом каждого строительства Сахибкиран совещался с известными зодчими, учеными, подавал им идеи, что и ложилось в основу проектов. Для строительства выбирались участки земли в защищенном от селевых потоков и наводнений месте, в возвышенной части города. Вместе с тем учитывались такие факторы, как состав и плотность почвы, уровень подземных вод, постоянное направление ветра. Для отвода подземных вод рылись специальные арыки.

Даже сейчас грандиозность и точный расчет строительных работ во времена Амира Темура просто поражает. По данным исторических источников, метод покрытия куполов, а также внутренних и наружных стен голубым изразцом и мозаикой, начал применяться именно во времена правления Амира Темура.

Несомненно, великий Темур возродил утраченные по различным причинам древние традиции архитектуры, искусства, культуры и ремесленничества в Самарканде, придал новый импульс их развитию. Как и в Самарканде, так и в его окрестностях Сахибкиран, наряду с крупными зданиями и сооружениями, разбил более десятка красивых и неповторимых садов, упоминаемых в исторических источниках как сады Амира Темура. В частности, имеется немало сведений о самих садах, проводимых здесь торжествах, приемах послов и гостей.

Главная достопримечательность Самарканда - Регистан (XV-XVII века), одна из красивейших площадей мира, окруженная таким количеством величественных древних зданий, минаретов и мавзолеев, что сама площадь кажется гигантским выставочным залом истории. Особенно впечатляюща на ней встреча восхода солнца, когда глубокие тени создают самые фантастические комбинации форм и проявляют самые незаметные на первый взгляд особенности узора филигранной резьбы по камню, украшающей стены и порталы окружающих площадь строений.

Самарканд поражает убранством своих зданий-памятников, именно здесь искусство глазурованной облицовки достигло своей высшей точки - на многих старых сооружениях нет ни малейшего участка поверхности без декора. И такого безудержного обилия многоцветных орнаментальных росписей, позолоты и глазурованных облицовок, не знает ни одна архитектура мира ни до, ни после. Ярким примером служит медресе Тилля-Кари (XVII век), получившая даже название "Вызолоченная" благодаря интерьеру купольного зала, выполненного росписью "кундаль". Такого сплошного золочения столь огромных поверхностей не знали даже прославленные мастера халифата.

Начав свой путь с Регистана, можно обойти весь старый город, познакомившись с такими уникальными памятниками культуры, как мавзолей Ишрат-Хона (здесь покоятся женщины из династии Тимуридов, XV век), обсерватория Улугбека (1428-1429 годы), мавзолей Рухабад (Рухобод, усыпальница исламского мистика Бурха-неддина Сагараджи, XIV век), мавзолей Ходжи Абди-Даруна (X-XVII века), мавзолей имама Аль-Бухари (IX-XIII века, не так давно полностью отреставрированный) с великолепной отделкой купола, и мавзолей пророка Даниила (XIV век).

Вокруг Регистана высятся медресе Улугбека (1417-1420 годы), медресе Шер-Дор (1619-1636 годы) и медресе Тилла-Кори (1646-1647 годы). Культовым местом Самарканда является соборная мечеть Тимура - Биби-Ханым, самое большое средневековое сооружение в Центральной Азии (1399-1404 годы), неподалеку от которой находится мавзолей самого Тимура и его потомков - Гур-Эмир (Гури-Амир, 1403-1410 годы), поражающий своими совершенными пропорциями и соразмерностью форм, напоминающих гигантский голубой тюльпан. Панели его внутренних стен выполнены из желто-зеленого мрамора, расписаны синей краской и отделаны позолотой так, что в подкупольном пространстве создается эффект мерцания и воздушности всего внутреннего объема усыпальницы.

Также интересны городской Музей искусств, мавзолей Ак-Сарай (1470 год), мечеть Намозгох (XVII век), медресе Ходжа Ахрор (XV век), мавзолей Ходжа Абди Дарун (IX век), мавзолей Чупон Ата (1430-1440 годы) и мечеть Хазрат-Хизр (Хазрати-Хызр, XIX век). С севера к городской черте примыкает городище Афрасиаб (VII-II века до н. э.), в южной части которого протянулся уникальный ансамбль усыпальниц Шохи-Зинда (1370-1449 годы), образованная стоящими по обеим сторонам кенотафа (мнимой могилы) мусульманского святого Аббаса ибн-Куссама, мечетями и мавзолеями XI-XV веков. Здесь же расположен Музей Афрасиаба с обширным собранием археологических находок, сделанных на месте этого древнего города.

Также обязательно стоит посетить городской рынок Чорсу (XVIII век), выбраться в близлежащий Ургут с его широко известным рынком и многовековыми чинарами, или посетить пещеру Хазрат-Дауда в отрогах Туркестанского хребта, недалеко от поселка Аксай.

Исторические памятники Самарканда, величественные сады и аллеи и сегодня заполнены людьми - горожанами и гостями города, многочисленными туристами из разных регионов нашей страны и из-за рубежа, спешащими запечатлеть увиденное. В их глазах - удивление, восхищение и волнение. У каждого народа есть своя история, культура, и только тот народ, который знает и почитает их, ждет счастливое будущее. При этом обязательно вспоминаются слова Сахибкирана: "Если вы хотите судить о нашей мощи, то взгляните на построенные нами здания".

Подготовила Д. ДИЛИНА.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Камолот
Народная демакратическая партия
городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2017 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO