Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Депутат и общество: грани общения

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА

Реалии сегодняшнего, быстро развивающегося мира требуют от сотрудников правоохранительных органов быть компетентными в вопросах политики, права, быть хорошо образованными, а также, несомненно, обладать широкими познаниями в вопросах прав человека. Эта необходимость вызвана не только тем, что международное право прав человека напрямую связано с работой правоохранительных органов и даже не с тем, что сегодня это одна из наиболее быстро развивающихся отраслей международного права. Процессы глобализации, продвижение демократии, быстро развивающиеся в мире, сделали вопросы прав человека неотъемлемой частью демократизации любого государства, стабильным показателем развития государства и гражданского общества. Таким образом, права человека, их продвижение и защита будут всё более актуальными для каждого гражданина и тем более для каждого сотрудника правоохранительных органов.

Уже в первые годы после обретения государственной независимости Узбекистан присоединился ко всем основным международным документам по правам человека. Это было необходимо, учитывая то, что с 1991 года в нашей стране начался трудный, но динамичный процесс реформирования общества, становления национального самосознания людей, духовного возрождения народа на базе общемировых демократических ценностей. Трудно даже представить весь масштаб этого процесса, т.к. не осталось ни одной сферы жизни общества, которую бы он ни затронул.

Политика Республики Узбекистан в области прав человека основывается на пяти основополагающих принципах:

- приверженность общепризнанным идеям и ценностям прав человека, а также своим международным обязательствам;

- политика государства в сфере прав человека вытекает из основных национальных интересов, которые основываются на формировании правовой государственности и сильного гражданского общества;

- особенностью политики государства в области прав человека является принцип баланса интересов личности, общества и государства, зафиксированный в Конституции;

- процессу формирования правового государства сопутствуют сложные социально-экономические и политические процессы. В этих условиях государство является приверженцем эволюционного характера всех осуществляемых демократических реформ, в том числе и в сфере прав человека;

- политика государства в области прав человека базируется на принципах открытости и транспарентности.

Узбекистан стал полноправным субъектом международных отношений, достигнув своей независимости и став членом ООН. В последующие годы, осознавая всю значимость прав человека и их повсеместного продвижения, а также их неразрывной связи с демократией, наша страна присоединилась ко всем основным международным соглашениям по правам человека. И это не просто декларативное присоединение, это выражение твердой уверенности встать в один ряд с ведущими мировыми державами, построить современное демократическое государство, базирующееся на развитом гражданском обществе и правах человека.

Присоединение государства к международным документам является ответственным шагом, ибо накладывает на государство серьезные юридические обязательства.

Являясь участником основных международно-правовых документов по правам человека, Узбекистан последовательно выполняет свои международные обязательства, вырабатывает с учетом этого собственную государственную политику в этой сфере.

Вопросы прав человека занимают приоритетное место во внешней и внутренней политике Узбекистана. В качестве участника международных договоров Узбекистан за прошедшие годы представил уже более 30 национальных докладов по выполнению положений международных конвенций и пактов. Комитеты ООН высоко оценили представленные нашей страной доклады.

В многогранном глобальном мире ни одно государство не в состоянии существовать обособленно. Все страны взаимодействуют друг с другом по самым различным направлениям деятельности. И регулируют эти отношения различного рода международные и межгосударственные документы и соглашения: договоры, декларации, конвенции, пакты и т.д. Таким образом, международные соглашения могут регулировать некоторые внутригосударственные правовые вопросы, наравне с внутригосударственным правом. Особенно ярко это просматривается на примере прав человека.

Некоторое время назад было принято считать, что международное право прав человека устанавливает только общие рамки в этой области, а предоставление тех или иных прав гражданам находится в компетенции каждого государства. Однако такой подход давно устарел. На сегодняшний день каждый человек, гражданином какого государства он бы ни являлся - обладает определённым перечнем неотъемлемых прав, которые он приобретает от рождения. Международные документы по правам человека возлагают на государство юридическую обязанность исполнять все требования, закреплённые в них. Таким образом, данные соглашения либо имеют прямую силу на территории подписавшего их государства, либо их положения вносятся в национальное законодательство.

Цель развития системы и механизмов по защите прав человека не состоит в том, чтобы понравиться какому-либо государству или международной организации. Главной задачей нашей молодой республики стало неукоснительное соблюдение своих международных обязательств в сфере прав человека и построение демократического правового государства.

За годы независимости Республика Узбекистан присоединилась уже более чем к 70-ти международным документам по правам человека, были приняты сотни актов национального законодательства и, конечно, первейшее место в этом списке занимает Конституция, принятая в 1992 году.

Взяв на себя международные обязательства в сфере прав и свобод человека, Республика Узбекистан своевременно отчитывается об исполнении указанных документов, регулярно направляя Национальные доклады в соответствующие Комитеты ООН.

Естественно, международные механизмы контроля не могут заменить национальных механизмов, направленных на соблюдение стандартов в области прав человека. Ведь права человека должны соблюдаться, в первую очередь, на национальном, на местном уровне, и сами государства несут ответственность за то, как соблюдаются права человека на их территории. В такой ситуации интерес и озабоченность мирового сообщества в том, как соблюдаются права человека в каждом государстве, вполне объясним и закономерен. Следовательно, международные процедуры контроля имеют очень большое значение, не смотря на то, что они не заменяют национальный контроль. Кроме того, такой способ отчётности как предоставление национальных докладов в конвенционные органы ООН, - это отличная возможность продемонстрировать всему миру те достижения, которыми гордится наша страна, которые осуществлены её народом за годы независимости. Таким образом, данная отчётность имеет ещё и очень большое политическое значение для любой страны.

Каждый предоставляемый доклад содержит обширную и исчерпывающую статистическую и аналитическую информацию о положении в стране относительно комплекса прав, защищаемых соответствующей конвенцией, а также о том, как государство выполняет свои международные обязательства. Средний объём доклада превышает 200 страниц стандартного формата.

Комитет ООН, состоящий из международных экспертов, заслушивает доклад государства, выносит конкретные или общие рекомендации для государства относительно возможности реализации прав на национальном уровне.

Регулярное предоставление национальных докладов - это юридическая обязанность государства, подписавшего международный документ. Все основные документы ООН по правам человека содержат подобное требование.

В Узбекистане Указом Президента №10 от 31 октября1996 года создан специальный орган, в обязанности которого входит подготовка Национальных докладов о выполнении Республикой Узбекистан своих международных обязательств в сфере прав человека - Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека.

За годы независимости Узбекистану удалось создать адекватную систему сбора и анализа информации, включаемой в национальные доклады о правах человека, что позволяет подготавливать и своевременно направить их в соответствующие договорные органы ООН.

В соответствии с требованиями международно-правовых норм, каждое государство подписавшее или присоединившееся к международно-правовому документу, регламентирующему конкретный блок вопросов в сфере обеспечения и защиты прав человека, в течении 2 лет с момента подписания и в последующем, раз в четыре года, должно представлять Национальные доклады о ходе выполнения норм международно-правового документа.

На сегодняшний день Узбекистан предоставляет свои доклады по нескольким международным документам, важнейшие из которых:

- Международный пакт о гражданских и политических правах,

- Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах,

- Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

- Конвенция ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин,

- Конвенция ООН о правах ребенка,

- Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Отдельно следует упомянуть об отчетности нашей страны в рамках Универсального периодического обзора (УПО). Отличие этого документа в том, что он: рассматривает весь комплекс прав человека в целом, без разделения на отдельные направления; в отличие от вышеперечисленных документов, которые рассматриваются профильными комитетами ООН, доклады в рамках Универсального периодического обзора рассматриваются Советом по правам человека ООН.

В среднем для сбора информации Национальный центр направляет вопросники более чем 30 государственным органам и более чем 20 неправительственным организациям. Большую роль в подготовке докладов играет и Министерство внутренних дел. 25 августа 2008 года между Министерством и Национальным Центром было подписано соглашение о сотрудничестве в области обеспечения защиты прав и свобод человека. В рамках этого соглашения проходит регулярный обмен информацией, проводятся совместные мероприятия. Министерство в срок и в полном размере предоставляет подробные ответы на вопросники Центра, рассылаемые в процессе подготовки докладов.

Национальные доклады должны отвечать определенным требованиям: отражать реальную картину состояния прав человека в стране, полно и всесторонне раскрывать особенности государственной и общественной практики, механизмов и процедур выполнения международных обязательств страны в сфере прав человека, информировать международное сообщество о причинах и условиях, способствующих нарушению прав человека государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

После рассмотрения доклада соответствующим органом ООН, в страну направляются Заключительные замечания и рекомендации, которые призваны помочь государству исправить имеющиеся недочёты и продолжить развитие соответствующего комплекса прав человека. В Узбекистане сложилась уникальная практика: по получению Заключительных замечаний специально создаваемая рабочая группа разрабатывает Национальный план действий по выполнению Заключительных замечаний комитета. Утверждённый и согласованный план действий рассылается для исполнения во все заинтересованные органы и учреждения, что позволяет не оставить без внимания ни одно замечание конвенционного органа ООН.

В нашей республике создана институциональная система защиты прав человека. Наряду с правоохранительной системой, включающей в себя суд, прокуратуру, адвокатуру, функционируют такие национальные институты по правам человека как Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека, Конституционный суд, Национальный центр по правам человека, Институт мониторинга действующего законодательства и другие.

В 2008 году специализированные подразделения по защите прав человека были образованы в Министерстве внутренних дел, Министерстве юстиции и Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

В целях совершенствования механизмов обеспечения соблюдения законности и защиты прав человека в органах внутренних дел 15 декабря 2008 года в Министерстве внутренних дел республики переиздан приказ о создании Центральной комиссии по соблюдению прав человека. Утверждено Положение и план работы комиссии. Аналогичные комиссии функционируют во всех территориальных органах внутренних дел республики. Систематически проводятся заседания комиссии по заслушиванию результатов служебной деятельности по вопросам обеспечения законности и защиты прав человека, выполнения требований Закона Республики Узбекистан "Об обращениях граждан".

10 декабря 2004 года подписано Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел и Уполномоченным по правам человека Олий Мажлиса Республики Узбекистан (Омбудсманом).

27 октября 2008 года было подписано Соглашение между Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции и МВД "О сотрудничестве в сфере защиты прав человека".

За прошедший период проводились Коллегии МВД Республики Узбекистан по вопросам обеспечения защиты прав человека в органах внутренних дел, были обсуждены вопросы по усовершенствованию работы в этом направлении.

Одним из основных требований, поставленных перед органами внутренних дел, явилось обеспечение защиты прав и свобод граждан, изменение мышления по отношению к уголовному преследованию, отказ от старых стереотипов, прежде всего, от необоснованного уголовного преследования.

Начиная с 2008 года, Управлением защиты прав человека и юридического обеспечения МВД проведен ряд мероприятий по укреплению сотрудничества с международными организациями, а также с посольствами и дипломатическим корпусом, аккредитованным в Узбекистане, в ходе встреч обсуждались вопросы возможного сотрудничества. При содействии таких организаций, как Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане, Региональное представительство ПРООН в Узбекистане и Региональное представительство Международного Комитета Красного Креста, Управлением защиты прав человека и юридического обеспечения МВД Республики Узбекистан были организованы и проведены около 25 семинаров-тренингов, в работе которых приняли участие международные эксперты. В ходе тренингов сотрудники изучали нормы международных стандартов по правам человека, проводили сопоставление с национальным законодательством, получали знания о положениях Декларации, Конвенций, Пактов, Факультативных протоколов. По итогам семинаров-тренингов около 600 сотрудников получили дипломы-сертификаты.

В Узбекистане осуществляется широкая информационно-просветительская деятельность в сфере прав человека. Большими тиражами изданы переведённые на узбекский язык, основные международно-правовые документы по правам человека. Издается ряд журналов с исключительной правозащитной тематикой. СМИ уделяют особое внимание вопросам защиты прав человека.

А. ГОРОХОВ, инспектор УЗПЧиЮО МВД Республики Узбекистан.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Камолот
Народная демакратическая партия
городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2018 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO