Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Депутат и общество: грани общения

ВСЕМ ДЕТЯМ - РАВНЫЕ ПРАВА И ВОЗМОЖНОСТИ

Давайте задумаемся - разве справедливо - когда дети в одной стране получают бесплатное образование, качественное медицинское обслуживание, а в другой стране, которая, возможно, находится рядом, - не учатся в школе вообще и может, никогда не видели доктора? В одной стране у детей есть полноценное детство, родительская забота, мирное небо над головой, а в другой - дети вынуждены работать с малых лет, чтобы не умереть с голоду, оставлять свои дома, скрываясь от ужасов войны и гонений, разлучаются со своими близкими, возможно навсегда. Ведь это тоже несправедливо. Разве дети, проживающие в разных странах, континентах чем-то отличаются друг от друга? Разве они не равны в правах? Не все одинаково нуждаются в заботе матерей, родственников, общества и государства? Не все беззащитны и уязвимы? Конечно же, все! Дети одинаковы, где бы они ни жили, на каком языке бы не говорили, какого цвета ни была бы их кожа - они все - дети!

Мысли о равенстве детей в правах и свободах посещали прогрессивную общественность очень давно. Ещё до образования Организации Объединённых Наций в 1924 году Женевская декларация прав ребёнка объявила о необходимости особой защиты ребёнка, как объекта наиболее уязвимого и беззащитного. Это подтвердила и Декларация прав ребёнка ООН, принятая в 1959 году. Однако, Конвенция ООН о правах ребёнка появилась только в 1989 году. Многих эта дата очень удивляет: "Неужели нельзя было подумать о правах детей раньше?"

На самом деле время принятия этой Конвенции объяснить довольно просто. В пятидесятых годах 20 века процесс формирования международной правовой базы только начинался. Были приняты важнейшие международные документы, составившие костяк современного международного права и прав человека, в частности: Всемирная Декларация прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин, Конвенция о прекращении апартеида и наказании за него и др. Каждый из вышеназванных документов вносил свой вклад в защиту детей, как всех людей, без исключения. Кроме того, для принятия и реального функционирования специального международного документа, защищающего права детей необходимо было прежде принять другие, более общие документы, которые бы стали базой для него. Примечательно, что ООН к 20-летию принятия Декларации прав ребёнка провозгласила 1979 год - Международным годом ребёнка. Специально к этому событию был приурочен ряд правовых инициатив, среди которых было и предложение Польши - рассмотреть в Комиссии по правам человека проект Конвенции о правах ребёнка, разработанный польским юристом-международником Адамом Лопаткой. Работа над окончательным вариантом текста Конвенции велась 10 лет! Она завершилась только в 1989 году - по прошествии тридцати лет после принятия Декларации прав ребёнка.

Конвенция была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи 44/25 20 ноября 1989 года, а её подписание началось 26 января 1990 года. Уже осенью того же 1990 года, Конвенция вступила в силу после подписания 20 государствами. В 1993 году в Вене проходила конференция по правам человека, на которой было принято решение добиться того, чтобы Конвенция стала универсальной для всех стран мира. Они, несомненно, добились своего - на сегодняшний день 193 страны присоединились к Конвенции. Только две страны в настоящий момент не присоединились к Конвенции - это Сомали и Соединенные Штаты. День принятия Конвенции с 1996 года по инициативе Франции празднуется как День прав ребёнка. Структурно Конвенция состоит из преамбулы, трех частей и 54 статей.

Первая часть Конвенции объединяет статьи 1-40. В первых же статьях даётся очень важное определение - понятие слова "ребёнок". А так как Конвенция и её положения обязательны для страны, подписавшей её, это значит, что уже, по крайней мере, в 193 странах мира применяется универсальное, идентичное определение термину "ребёнок". Это высокое достижение даёт всем детям одинаковый правовой статус, объясняемый их возрастом. Это касается их определённых дополнительных прав и свобод, гарантируемых со стороны государства, прав на образование, отдых, досуг, защиту от эксплуатации и др., а также не менее важные вопросы деликтоспособности, правовой ответственности. Заметим, что в законодательстве большинства государств до сих пор нет определения понятию ребёнок, и в этом случае именно Конвенция способна дать ответ на этот вопрос.

Также первые статьи Конвенции провозглашают приоритет интересам детей перед интересами общества. Далее идёт определение самых важнейших прав детей - прав на жизнь, имя, гражданство, неразлучение с родными, а также права и обязанности родителей по отношению к детям. За этим следует закрепление прав детей на свободу выражения взглядов, свободу иметь собственное мнение, свободу мысли, совести, религии, свободу собраний и ассоциаций, доступ ребёнка к информации. Отдельно упоминается перечень прав особых категорий детей - т. е. детей, оставшихся без попечения родителей, помещённых в специализированные учреждения, усыновлённые дети, дети-беженцы и др. Статьи 28-31 определяют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка, а также права на образование, отдых и досуг.

А если присовокупить сюда ответственность государства в защите детей от эксплуатации, похищения, торговли, употребления наркотиков, а также защиту прав ребёнка во время вооружённых конфликтов, и ребёнка, попавшего в места заключения, то можно увидеть, что это своего рода экстракт всех международных документов, регулирующих права человека, переработанных в контексте особенностей прав ребёнка.

Вторая часть Конвенции, объединяющая статьи с 41 по 45, уточняет обязанность государства-участника информировать общественность о положениях конвенции, а также вести активную работу по внедрению положений Конвенции в жизнь. В ней говорится о создании специализированного органа ООН по данному документу - Комитета по правам ребёнка, наделённому широкими полномочиями в данной сфере. Также определяется порядок отчётности государств- участников перед комитетом о выполнении положений Конвенции.

Третья часть Конвенции разъясняет механизм присоединения к Конвенции, упоминает об обязательной её ратификации, назначает депозитарием Конвенции Генерального секретаря ООН, а также утверждает механизм денонсации. Кроме всего перечисленного нужно отметить отдельные нововведения, привнесённые Конвенцией. Данная Конвенция - один из немногих документов ООН, открытый для подписания всеми странами. Это упоминается в ст. 46 и означает, что присоединиться к Конвенции могут и те страны, которые не являются членами ООН. Это сделано с целью того, чтобы как можно шире распространить действие Конвенции, учитывая её положительные нововведения. Благодаря этой оговорке к Конвенции присоединился Ватикан, который, как известно, не является членом ООН.

Ни один документ, посвященный правам детей прежде, не охватывал такой широкий спектр прав и возможностей для каждого ребёнка. Это особенно хорошо видно, если обратить внимание на статьи Конвенции №№12-17. Так, ребёнку, не смотря на его возраст и определённый социальный статус, делегированы такие "взрослые" права - как иметь собственные взгляды, мнение, что включает в себя также свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода. Важным дополнением стало закрепление за ребенком права на свободу мысли, совести, религии. В ст. 15 указывается, что дети имеют право на свободу ассоциаций и мирных собраний. Далее говорится о защите каждого ребёнка от незаконного вмешательства в его личную жизнь, его права на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Несомненно, спектр прав, предоставляемых ребенку Конвенцией, очень широк, и далеко не каждое государство может единовременно гарантировать ребёнку всё это. Однако, Конвенция и не требует этого. Присоединяясь к данному международному документу государство - участник подтверждает свою решительность сделать всё возможное для наилучшего обеспечения всех прав и свобод детей. В соответствии с этим государства проводят реформы своего внутреннего законодательства, внедряют в жизнь государственные программы и ведут политику в этом направлении, об успехах которой регулярно отчитываются перед Комитетом.

Естественно, на сегодняшний день не во всех государствах-участниках развитие прав детей находится на одинаковом, высоком уровне, но Конвенция позволяет координировать работу государств, служит им своего рода эталоном. И одно это уже является свидетельством большого успеха этого очень важного международного договора. Без лишней скромности отметим, что Узбекистан, ратифицировавший Конвенцию 9 декабря 1992, добился внушительных результатов в защите прав детей, улучшении условий, в которых растут дети.

Начнём с того, что в нормах национального законодательства нашей республики содержаться пункты, закрепляющие практически, все без исключения положения Конвенции. Конституция 1992 года закрепляет все основные права и свободы детей, как и всех граждан Узбекистана - это и права, на жизнь, на бесплатное начальное и общее образование, здравоохранение, свободу совести, собраний и ассоциаций и многое другое. Особый статус детей, как участников уголовного процесса отмечен в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах Узбекистана. Важные пункты посвящены детям и их взаимоотношения с родителями в Семейном, Гражданском, Гражданско-процессуальном кодексах. Постановлением Кабинета Министров от 15.02.2000г. №46 была принята государственная программа "Здоровое поколение", которая была направлена на улучшение репродуктивного здоровья матерей и их детей, предупреждение заболеваемости и смертности детей, улучшение показателей здоровья среди детей в целом. Важное значение имеет национальная программа действий по обеспечению благополучия детей Узбекистана, одобренная Кабинетом Министров 15 января 2007 года.

О большом внимании государства к проблемам детей свидетельствует также принятие в 2008г. Государственной программы "Год молодёжи", Национального плана действий по реализации конвенций МОТ №138 и №182, Национального плана действий по выполнению рекомендаций Комитета ООН по правам ребёнка по итогам Второго периодического доклада Республики Узбекистан и др.

Постановлением Президента №805 от 29.02.08 г. 2008 год был объявлен "Годом молодёжи", что ещё раз подчеркнула заботу государства о подрастающем поколении. Благодаря Государственной программе "Год молодёжи" были достигнуты большие успехи в улучшении положения детей. Большие государственные ассигнования направлены на развитие образования, здравоохранения, культурной и творческой жизни ребят. Так, в 2008 году количество общеобразовательных учреждений в республике приблизилось к цифре 9800. В республике действует более чем 1200 профессиональных колледжей. На конец 2008 года функционировали уже 37679 спортивных сооружений для школ. Более 500 тысяч ребят посещают детские внешкольные учреждения.

Но Узбекистан не намерен останавливаться на уже достигнутом. Продолжается активная нормотворческая деятельность в этом направлении. 2008 год ознаменовался ещё таким важным событием - как принятие Закона Республики Узбекистан "О гарантиях прав ребёнка" (ЗРУ №139 от 07.01.2008). Данный закон замечателен тем, что дает определение ребёнка, ещё раз закрепляет все основные права и свободы детей, обращает отдельное внимание на проблемы детей-инвалидов и социально-уязвимых детей, подчёркивая стремление государства сделать всё для полноценной жизни и социальной реинтеграции этих групп маленьких граждан. В том же 2008 году Узбекистан присоединился к ещё двум международным документам, защищающим права детей - это факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся участия детей в вооружённых конфликта и Факультативный протокол к Конвенции, касающийся торговли детьми, детской проституции и порнографии. Уже в 2009 году постановлением Президента Республики Узбекистан №1144 от 01.07.09 была принята "Программа мер по дальнейшему усилению и повышению эффективности проводимой работы по укреплению репродуктивного здоровья населения, рождению здорового ребёнка, формированию физически и духовно развитого поколения на 2009-2013 гг." Заметим, что это лишь самые значимые из десятков принимаемых актов, касающихся прав детей и их благополучия. Нет сомнений в том, что деятельность по защите прав детей, составляющих 40% населения страны, будет еще более активизироваться в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка и законодательством Республики Узбекистан.

А. ГОРОХОВ, ведущий специалист отдела анализа и исследований Национального центра Республики Узбекистан

по правам человека.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO