Поиск Расширенный поиск
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Из официальных источников





Hosting by UZINFOCOM

Депутат и общество: грани общения

КОНСТИТУЦИЯ И ЗАКОНЫ - НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА И КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

18 лет назад принята Конституция независимого Узбекистана, разработанная на основе принципов гуманизма, социальной справедливости и верховенства закона, отражены правовые аспекты нашей независимости, административно-территориальная и государственная структура страны, права, свободы и обязанности граждан.
За прошедшие годы проделана огромная работа по воплощению конституционных норм и принципов в жизнь, созданию условий для полной реализации личных, политических и социально-экономических прав и свобод граждан. На основе выдвинутого главой нашего государства Исламом Каримовым принципа "от сильного государства к сильному гражданскому обществу" осуществляются поэтапное развитие всех сфер жизни общества и государства, формирование рыночной экономики, совершенствование политической и судебно-правовой системы. При этом основное внимание уделяется дальнейшему развитию политической системы, укреплению независимости судебной власти, совершенствованию процессуального производства, либерализации правоохранительной системы и уголовных наказаний, усилению борьбы с наиболее опасными видами преступлений и правонарушений.

В Конституции нашей страны сформулированы основные принципы государственного и общественного строительства. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви названо в качестве его важнейшего принципа. Закрепленные в Конституции принципы нашли свое полное воплощение в общественной жизни, во всех сферах государственной власти.

Особое значение имело принятие в 2003 году конституционных законов "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан", четко определившие статус, полномочия и механизмы деятельности отдельных палат и нового парламента в целом.

Одним из политико-правовых актов огромной важности стало исключение из Конституции Республики Узбекистан в 2007 году норм, устанавливающих, что Президент страны является одновременно главой исполнительной власти. Статья 89 Конституции определяет, что "Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти".

Важным шагом на пути либерализации стало упразднение должности председателя Кабинета Министров, которую ранее занимал Президент Республики Узбекистан. В соответствии с принятыми законами Премьер-министр теперь не только организует, но и руководит деятельностью Кабинета Министров, несет персональную ответственность за эффективность его работы, председательствует на заседаниях Кабинета Министров, подписывает его документы, принимает решения по вопросам государственного и хозяйственного управления.

Изменения и дополнения, внесенные в 2003 и 2008 годах в Конституцию, Закон "О гарантиях прав избирателей", новая редакция законов "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан", "О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов", "О выборах Президента Республики Узбекистан", другие акты законодательства, принятые в этот период, сформировали ту законодательную базу, которая обеспечила поэтапную, последовательную либерализацию национальной избирательной системы, проведения выборов в двухпалатный парламент в полном соответствии с требованиями закона и общепризнанными международными принципами и нормами.

В этих законах было закреплено принципиальное положение о проведении выборов в представительные органы власти исключительно на многопартийной основе, о том, что кандидаты в Президенты страны, депутаты Законодательной палаты выдвигаются политическими партиями, а кандидаты в депутаты местных Кенгашей - соответствующими органами политических партий на местах. Практика выдвижения кандидатов в депутаты от исполнительных органов государственной власти была упразднена, и это явилось принципиальным шагом на пути углубления демократических преобразований, проводимых в нашей стране.

Огромным событием принципиальной важности явились изменения, внесенные в избирательное законодательство, в соответствии с которым ЦИКу предоставлены исключительные полномочия по подготовке и проведению выборов, что редко встречается в практике самых развитых демократических государств. При этом в соответствии с законодательством любые попытки вмешательства в процесс избирательной кампании государственных и властных структур, общественных объединений преследуются законом.

Как отмечал Президент нашей страны, одним из ключевых приоритетов демократического обновления страны является последовательная демократизация, либерализация судебно-правовой системы, направленная на обеспечение верховенства закона, укрепление законности, надежную защиту прав и интересов личности.

За прошедшее время судебная власть полностью оформилась как единая система. Она обеспечивает верховенство закона и защиту прав человека в обществе. С целью последовательной реализации конституционного принципа разделения властей был принят Закон "О судах" в новой редакции, внесены соответствующие изменения и дополнения в уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное законодательство. Это позволило вывести суды из-под контроля и влияния органов исполнительной власти.

Расширены права и свободы граждан на защиту в судебном порядке. В статье 44 Основного Закона указывается, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суде незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.

Большое значение в защите прав и интересов граждан имеет гуманистическая направленность принципов национального законодательства. Либерализация по инициативе главы государства уголовных наказаний, принятие в 2001 году Закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией уголовных наказаний" явились новым шагом по пути демократизации.

В соответствии с данным законом была изменена классификация преступлений. В результате около 75 процентов составов преступлений из категории тяжких, особо тяжких переведено в категорию преступлений, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких. По преступлениям в экономической сфере вместо наказаний в виде заключения под стражу и лишения свободы расширено применение экономических санкций в форме штрафов.

Из системы уголовного наказания исключена противоречащая принципам гуманизма мера наказания в виде конфискации имущества. Вместе с тем в 11 статей Уголовного кодекса внесены положения о неприменении меры наказания в виде лишения свободы в случае возмещения нанесенного материального ущерба.

Принятием 11 июля 2007 года Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкций на заключение под стражу" закреплена конституционная и международно-правовая норма о неприкосновенности прав и свобод человека, неправомерности их ограничения кем-либо без постановления суда. Как отмечал Президент нашей страны, принципиальным шагом стало введение института "Хабеас корпус". Время показало своевременность и правильность такого решения. Внедрение этого института явилось важным фактором защиты конституционных прав и свобод человека, его неприкосновенности.

О широком отражении в нашей Конституции демократических принципов свидетельствует и тот факт, что в ней ряду государственных органов дано право выхода с законодательной инициативой. Как гласит статья 83, "право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего представительного органа государственной власти, депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинету Министров Республики Узбекистан, Конституционному суду, Верховному суду, Высшему хозяйственному суду, Генеральному прокурору Республики Узбекистан и реализуется посредством внесения законопроекта субъектами права законодательной инициативы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан".

На 19-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, состоявшемся 28 августа 2009 года, был одобрен Закон "О внесении изменений и дополнений в статью 52 Гражданско-процессуального кодекса Республики Узбекистан", внесенный Верховным судом. Он направлен на обеспечение права граждан на квалифицированную юридическую помощь, дальнейшее повышение статуса и роли института адвокатуры. Внесение этих изменений в Гражданско-процессуальный кодекс создало правовую базу для устранения условий, допускающих замену института представительства различными лицами, не имеющими юридического образования и соответствующей лицензии на оказание юридических услуг, злоупотребление доверием граждан и нанесение серьезного ущерба их правам и законным интересам.

14 января 2009 года принят Закон Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием исполнительного производства", которым предусмотрено совершенствование норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства об исполнении судебных актов и актов иных органов.

В частности. Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности дополнен статьями 198' и 1982, в соответствии с которыми административными правонарушениями признаются как неисполнение должником исполнительного документа без уважительных причин, так и представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, утрата исполнительного документа, нарушение порядка исполнения, учета и хранения исполнительных документов, направленных для удержания из заработной платы и приравненных к ней платежей, а также несообщение должником о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов.

Внесено соответствующее изменение и в Уголовный кодекс. Если ранее статья 232 кодекса устанавливала ответственность должностных лиц за умышленное неисполнение приговора, решения, определения или постановления суда или судьи либо вослрепятствование исполнению, то в соответствии с новой редакцией уголовно наказуемым признано также деяние любого лица, связанное с уклонением от исполнения судебного акта, обязывающего совершить определенные действий либо воздержаться от их совершения, продолжаемое после применения административного взыскания, а равно воспрепятствование исполнению судебного акта.

Примечательно то обстоятельство, что вновь введенные в административное законодательство нормы отнесены к компетенции Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан и его территориальных подразделений. Кроме того, органы судебного Департамента теперь наделены полномочиями органов дознания пот делам, связанным с уклонением от содержания несовершеннолетних и нетрудоспособных лиц, родителей, с неисполнением судебного акта, а также незаконным распоряжением имуществом, подвергнутым аресту.

На борьбу с фактами поступления на потребительский рынок некачественных либо непригодных для использования лекарственных средств и медицинских препаратов, а также на предотвращение угроз жизни и здоровью граждан направлены положения Закона Республики Узбекистан от 17.09.2009 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан".

Подчеркну, что до момента принятия указанного закона в законодательстве отсутствовала какая-либо норма, предусматривающая ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт некачественных либо поддельных лекарственных средств или изделий медицинского назначения.

Вследствие этого сформировалась различная практика уголовного преследования виновных лиц за совершение подобных деяний. Это же негативно сказывалось на эффективности мер по противодействию обороту некачественных либо поддельных лекарственных средств или изделий медицинского назначения. В связи с этим Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности пополнен статьей 165', в соответствии с которой производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт недоброкачественных либо фальсифицированных, лекарственных средств или изделий медицинского назначения влекут наложение штрафа от 50 до 100 минимальных размеров заработной платы с конфискацией орудий и предметов совершения указанных правонарушений. Совершение аналогичных деяний после применения административного взыскания влечет уже уголовную ответственность.

Конечно, преобразования коснулись и деятельности органов прокуратуры, которые должны обеспечивать неуклонное исполнение законов, продвижение демократических реформ в стране, надежную защиту прав и свобод человека. В соответствии с Законом "О прокуратуре" в новой редакции, принятым в 2001 году, из числа объектов прокурорского надзора исключены граждане и в то же время повышена ответственность прокуратуры за соблюдение прав, свобод и законных интересов человека. Из полномочий прокуратуры исключено также право приостанавливать исполнение судебных решений, а прокуроры городов и районов лишены права на продление сроков следствия и содержания под стражей.

Все нововведения, служащие интересам граждан, были глубоко проанализированы в докладе главы государства Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан "Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране", который стал важнейшим событием в политической и общественной жизни страны. Намеченные главой государства приоритетные задачи своей сутью и значением способствуют повышению на качественно новый уровень демократических реформ и дальнейшему развитию гражданского общества. И. А. Каримов подчеркнул, что "… достигнутое - это только часть длинного и сложного пути к цели, которую мы поставили перед собой, - построить открытое демократическое правовое государство с устойчиво развивающейся экономикой и уважаемое в мире общество, где не на словах, а на деле высшей ценностью является человек, его интересы, его права и свободы.

Самое опасное, что может нас ожидать на этом пути, - это эйфория и чувство самоуспокоенности достигнутым, отрыв от реальности, что может негативно отразиться на эффективности и перспективах развития страны. В век глобализации и все более усиливающейся конкуренции мы обязаны реально и самокритично оценивать свое место в происходящих сегодня в мире кардинальных переменах, идти в ногу с растущими требованиями времени. Жизнь никогда не стоит на месте, и выигрывает та страна, тот народ, который имеет глубоко продуманную программу и стратегию ее реализации, имеющую четкие ориентиры и приоритеты, и, что особенно важно, работающую на упреждение возможных кризисов и различных катаклизмов, взлетов и падений мировой экономики…"

И. А. Каримов предложил внести отвечающий демократическим принципам порядок выдвижения и утверждения Премьер-министра и предоставление Олий Мажлису права выражения вотума недоверия Премьер-министру, а также исключить право Президента Республики Узбекистан принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан.

И. А. Каримов предложил внести поправку и в статью 96 Конституции Республики Узбекистан: ""При невозможности исполнения действующим Президентом страны своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с проведением в течение трех месяцев в полном соответствии с Законом "О выборах Президента Республики Узбекистан" выборов Президента страны".

Президент Узбекистана предложил также "с учетом динамично развивающихся процессов демократизации проработать и принять Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в новой редакции. В действующий Кодекс, принятый в 1994 году, за прошедший период более 60 раз вносились изменения и дополнения, и его новая редакция должна системно, комплексно отразить те масштабные принципиальные изменения, которые произошли в уголовной политике, административном законодательстве в связи с либерализацией судебно-правовой системы.

В нем, в частности, следует отразить тенденции по декриминализации уголовного законодательства, перевод тех или иных правонарушений из уголовной в административную юрисдикцию. Он должен обеспечить унификацию законодательства об административной ответственности, представленного сегодня в десятках нормативно-правовых актов.

"Принятие Закона "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления" могло бы расшить узкие места в осуществлении конституционного права граждан на информацию и, наряду с этим, во многом повысить ответственность органов власти и управления за качество принимаемых решений, - отмечал в "Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране" И. А. Каримов. - Закон должен четко определить процедуры информирования общественности о деятельности органов государственной власти, обеспечить широкий доступ населения, общественных объединений к информации о принимаемых ими решениях и прежде всего тех решений, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан.

Реализация данного закона должна обеспечить прозрачность, открытость деятельности органов исполнительной власти, проводимой в стране политики реформ, внешней и внутренней политики государства с учетом политического плюрализма, многообразия мнений о событиях, происходящих в стране и за ее пределами".

И. А. Каримов подчеркнул в Концепции необходимость принятия Закона "Об общественном контроле в Республике Узбекистан", направленного на создание системного эффективного правового механизма осуществления контроля за исполнением актов законодательства органами государственной власти и управления со стороны общества, гражданских институтов, а также разработку пакета актов законодательства, создающих правовую основу участия ННО в решении важнейших государственных программ в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения занятости, особенно среди молодежи, социальной под-держки уязвимых слоев населения и других проблем, имеющих большую социальную значимость.

Совершенствование действующих законодательных актов и принятие новых будет способствовать продолжению начатого 19 лет назад процесса реформирования и модернизации Узбекистана, повышению международного авторитета нашей страны, обеспечению прав граждан, гарантированных Конституцией Республики Узбекистан.

Б. ИНАГАМОВ, прокурор г. Чирчика.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2018 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO