ЧТО ТАКОЕ ТРЕТЕЙСКИЙ СУД?
Третейские суды это достаточно новый для Республики Узбекистан институт разрешение споров, который получил своё развитие с принятием 16 октября 2006 года Закона Республики Узбекистан "О третейских судах", вступившего в силу с 1 января 2007 года. Третейский суд - это негосударственный орган, разрешающий споры, вытекающие из гражданских правоотношений, в том числе хозяйственные споры, возникающие между субъектами предпринимательства.
По Закону Республики Узбекистан "О третейских судах" он может рассматривать частноправовые споры и принимать по итогам их рассмотрения акты, обязательные для исполнения спорящими сторонами. При этом, в необходимых случаях деятельность третейского суда сопровождается принудительной силой государства (например: при неисполнении решения третейского суда проигравшей стороной и добровольном порядке, законодательства предусматривает механизм принудительного исполнения принятого решения).
Третейский суд, наряду с государственной судебной системой, является одним из органов судебной защиты гражданских прав. Третейское разбирательство, как показывает практика, является эффективным механизмом разрешения споров, обеспечивающим конфиденциальность, экономичность и быстроту процедуры разрешения спора, позволяя спорящим сторонам сохранить деловые партнёрские отношения, несмотря на возникшие разногласия, и характеризуется окончательностью и возможностью принудительного исполнения принятого решения. Третейские суды рассматривают споры, вытекающие из гражданских правоотношений и хозяйственные споры. Здесь также третейские суды объединяют дела и споры, подведомственные как хозяйственным судам, так и судам по гражданским делам. В компетенцию третейского суда входят:
- споры, связанные с исполнением, нарушением, изменением, прекращением и действительностью любых гражданских хозяйственных договоров (поставка, купля-продажа, кредит, лизинг, аренда, ценные бумаги и др.), т.е. любой спор, возникший из договора, заключенного между сторонами;
- споры, вытекающие из обязательств, вследствие причинения вреда (порча имущества, товара и т.п.)
- споры, связанные с защитой прав на интеллектуальную собственность (товарный знак, фирменное наименование, полезные изобретения и модели и т.п.):
- споры, связанные с защитой нематериальных благ (деловой репутации, чести и достоинства);
- и другие споры, вытекающие из гражданских правоотношений, т.е. отношений, урегулированных гражданским законодательством.
Несмотря на объединение в третейских судах компетенции хозяйственных судов и судов по гражданским делам, не все споры, рассматриваемые эти государственными судами, могут быть рассмотрены третейским судом.
Третейский суд не рассматривает споры, вытекающие из административных, семейных и трудовых правоотношений, а также иные споры, которые в соответствии с законом не могут быть рассмотрены третейским судом.
Исходя из норм Закона Республики Узбекистан "О третейских судах" и иных законодательных актов можно выделить следующие категории споров, которые не могут быть рассмотрены третейским судом и рассматриваются исключительно государственными судами ;
- дел об административных правонарушениях,
- трудовые споры,
-таможенные споры,
- налоговые споры,
- дела, возникающие из семейных правоотношений
- дела о банкротстве,
- об установления фактов имеющих юридическое значение
Как видно, основным критерием исключения из компетенции третейского суда тех или иных категорий дел является степень государственного регулирования и участия государства в определенных правоотношениях. К примеру, семейные трудовые отношения связаны с социальной защитой населения, и государство обоснованно оставляет за государственными судами исключительную компетенцию по рассмотрению споров, вытекающих из указанных отношений.
В спорах, вытекающих из административных правоотношений (в эту группу можно объединить налоговые, таможенные споров, дела об отмене актов государственных органов и т.п.) государство и его органы всегда участвуют непосредственно, что также исключает возможность рассмотрения таких споров негосударственными (третейскими) судами.
Все остальные гражданско-правовые и хозяйственные споры могут быть рассмотрены третейским судом. Следующим критерием подведомственности спора третейскому суду является согласованный сторонами порядок разрешения спора.
Спор является подведомственным третейскому суду, если:
- сторонами спора является юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, в том числе иностранные граждане и организации (исключение составляют лишь органы государственной власти и управления):
- спор возник из гражданских или хозяйственных правоотношений, и законом не ограничена возможность рассмотрения такого спора третейским судом в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
- между сторонами имеется соглашение о передаче спора на разрешение третейскому суду (третейское соглашение).
Преимущества третейского суда
- третейский суд рассматривает не только хозяйственные, но и гражданские дела,
- возможность рассмотрения исковых заявлений в кратчайшие сроки ;
- основной целью третейских судов является примирения сторон и сохранение сотрудничества сторон;
- конфиденциальность третейского разбирательства гарантировано законом;
- судебное разбирательство проходит без участия прокурора;
- стороны не привлекаются к административной и уголовной ответственности;
- решение третейского суда вступает в законную силу с момента его принятия;
- действующий компетентный суд не вправе пересмотреть решение, вынесенное третейским судом;
- по сравнению с действующими компетентными судами размер судебных расходов в третейском суде на 50 процентов меньше;
Принудительное исполнение решения третейского суда гарантировано законом.
Для подробной информации Вы можете обратиться в третейский суд по адресу: г.Чирчик ул.Ш. Рашидова д.20. Тел: 71-5-37-27, 71-5-09-76.
А. САДУЛЛАЕВ, председатель третейского суда г.Чирчика.
gazetachirchik@mail.ru
|