Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Депутат и общество: грани общения

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА

Дети часто становятся жертвами разных преступлений. Ребенок не может оказать достойного сопротивления преступнику и подчас не осознает, в какой ситуации он оказался, и как ему поступить в этом случае. Именно по этой причине многие преступники выбирают жертвами самых гнусных преступлений детей.

Стремясь улучшить защиту прав детей Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 года приняла Конвенцию о правах ребёнка. Узбекистан присоединился к этому документу одним из первых. Уже 9 декабря 1992 об этом было заявлено принятием постановления Олий Мажлиса №757-ХІІ.

Конвенция является основным международным документом, который закрепляет права детей независимо ни от каких факторов. Но один документ не может охватить сразу все общественные отношения, даже только в такой области, как права детей. По этой причине многие вопросы, затронутые в Конвенции, так и остались не до конца освещенными, и требовали дальнейших уточнений и дополнений. В частности это касалось преступлений, совершаемых против детей на сексуальной почве, детская порнография и секс-туризм, печально прославившие некоторые страны Азии, а также незаконное перемещение детей, торговля детьми и др.

Отмечая широкое распространение этих тяжких преступлений, Генеральная Ассамблея ООН, желая акцентировать внимание на данной проблеме, призвала мировую общественность активно включиться в борьбу с этим злом. 25 мая 2000 года был открыт для подписания факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. В 2008 году, в год 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, наша республика присоединилась к Протоколу, согласно Закону от 11.12.2008 года.

Так что же представляет собой этот Протокол? И почему его значение так велико?

Сам Протокол - это небольшой документ, состоящий всего лишь из 17 статей. Однако на него возложены большие надежды, поскольку он должен оградить детей от преступных посягательств на их здоровье, честь и достоинство. В первую очередь, Протокол возлагает дополнительную ответственность на государства-участников в сфере предотвращения преступлений против детей. Он определяет круг мер, которые необходимо предпринять для ликвидации торговли детьми, детской проституции и порнографии.

Принятие данного Протокола - свидетельство крайней обеспокоенности государств-участников масштабами международной контрабандной перевозки детей для целей торговли детьми, доступностью детской порнографии в Интернете и в рамках других развивающихся технологий.

В первой же статье данного документа указывается, что государства-участники запрещают торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию. Однако в законодательстве многих государств не содержится четкого определения таких преступлений. И это часто служит лазейкой, для того, чтобы закон можно было обойти. По этой причине во второй статье дается точное и однозначное определение каждому преступлению: торговле детьми, детской проституции и детской порнографии.

Государства также условились выдавать друг другу преступников, которым инкриминируется совершение вышеназванных преступлений. Разграничив таким образом свою юрисдикцию, они вместе с тем обязались передавать преступника своим компетентным органам для уголовного преследования в том случае, если национальное законодательство по каким-то причинам не позволяет выдать данное лицо другому государству.

В Протоколе также отмечается, что государства-участники оказывают друг другу помощь в уголовном преследовании лиц, обвиняемых в преступлениях против детей. Это означает, что правоохранительные органы разных государств должны сотрудничать в деле выявления фактов преступлений, их расследования, поиска преступников и т.д. Для этого они могут обмениваться оперативной информацией, проводить совместные следственные действия, а также давать правоохранительным органам государств- участников поручения о производстве отдельных следственных действии. Таким образом, правоохранительные органы всех стран-участников Протокола могут принимать меры, которые бы обеспечивали изъятие и конфискацию имущества, материалов и средств, используемых для совершения преступлений. Счета лиц, подозреваемых в совершении преступлений, могут быть арестованы или заблокированы. Таким образом, преступники лишаются материальной прибыли - главной цели их действий.

Важным аспектом данного документа является упоминание об охране и реинтеграции в общество жертв преступлений. Естественно, преступники готовы на любые ухищрения и даже на новые преступления ради того, чтобы не лишиться свободы. Поэтому необходимо оградить от их возможных угроз или другого воздействия детей-жертв преступления, а также свидетелей, проходящих по делу. Условившись об этом, государства-участники также признали обязанность следственных и судебных органов информировать детей-жертв об их правах, их роли и содержании, сроках и ходе судопроизводства и о решениях по их делам. Также государства обязались гарантировать, чтобы в первую очередь учитывались интересы, мнения и потребности детей, им необходима поддержка на всех стадиях судопроизводства. Ведь, пожалуй, нет другого свидетеля или потерпевшего, мнением и показаниями которого было бы легче манипулировать, нежели ребенок. Суды и следственные органы должны обеспечить соблюдение всех процессуальных сроков, предусмотренных уголовным законодательством, для того, чтобы избежать задержек в продвижении дела.

Присоединение к данному Протоколу ещё раз подчёркивает приверженность Узбекистана международным стандартам в области прав человека в целом и прав ребенка в частности. Это продолжает нашу интеграцию в международную правовую систему и свидетельствует о том, что Узбекистан готов для улучшения положения детей принимать все необходимые меры, предусмотренные Протоколом. Кроме того, присоединение к Протоколу означает, что у правоохранительных органов будет больше возможностей для международного сотрудничества в борьбе с преступлениями против детей, что, несомненно, должно принести положительные результаты.

Следует заметить, что Узбекистан за последние годы предпринял немало мер для борьбы с преступлениями, отмеченными в протоколе. В частности, нужно подчеркнуть то, что все эти преступления давно запрещены нашим уголовным законодательством. Уголовно-процессуальное законодательство предоставляет детям, участвующим в уголовном процессе, особый статус.

Материнство и детство в Узбекистане находятся под защитой государства. Особый статус детей, а также необходимые меры для их защиты и поддержки закреплены в Конституции и многих законах. К примеру, принятый Закон "О гарантиях прав ребенка" имплементирует нормы Конвенции о правах ребенка в национальное законодательство республики. законы "О противодействии торговле людьми", "Об образовании", "О физической культуре и спорте", "Об охране здоровья граждан" и др. также вносят свой вклад в регулирование правоотношений, где так или иначе, участвуют дети.

В стране осуществляется передовая практика программного обеспечения прав ребенка, не имеющая аналогов в других странах региона. Важное значение имеет Национальная программа действий по обеспечению благополучия детей Узбекистана, одобренная Кабинетом Министров 15 января 2007 года, основными целями которой являются: определение общего контура действий, приоритетных направлений и целевых ориентиров обеспечения благополучия детей на национальном уровне; формирование системы многоуровневого взаимодействия по реализации национальных целей и улучшения благополучия детей на региональном и местном уровнях; создание механизма мониторинга и оценки достижения благополучия детей.

О внимании государства и общества к проблемам детей и молодёжи свидетельствует также принятие в 2008 году Государственной программы "Год молодёжи", а в 2010 году государственной программы "Год гармонично развитого поколения", Национального плана действий по реализации конвенций МОТ №138 и №182, Национального плана действий по выполнению рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по итогам Второго периодического доклада Республики Узбекистан и др. Одним словом, работа выполнена большая, но предстоит сделать ещё больше, чтобы обеспечивать весь комплекс прав ребенка.

А. ГОРОХОВ, ведущий специалист Национального центра РУз по правам человека.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO