Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Депутат и общество: грани общения

НАЛОГИ - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны с помощью налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка,- чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства.

Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: "Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", т. е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Еще Адам Смит - шотландский экономист и философ в 18 веке указал на то, что от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством.

Президент И. Каримов 8 января текущего года подписал постановление "О мерах по дальнейшей модернизации системы налоговых органов Республики Узбекистан", в котором предусмотрены меры по дальнейшему совершенствованию системы налоговых органов с учетом накопленного собственного и зарубежного опыта, исключения дублирования в функциях контролирующих органов.

Как отмечается в документе, за годы независимости в стране сформирована налоговая система, отвечающая рыночным принципам, принят новый Налоговый кодекс, внедрены современные методы и механизмы налогового администрирования, создана целостная система налоговых органов. Это позволило трансформировать налоговые отношения между налогоплательщиком и налоговыми органами в партнерские. Законодательство же закрепило принцип их сотрудничества как основополагающий во взаимоотношениях. Благодаря этому соблюдается баланс между частными интересами налогоплательщиков и публичными интересами государства.

По данным экспертов, в 2009 году благодаря реализации льгот и преференций у представителей частного сектора дополнительно осталось в распоряжении примерно 146,4 млрд. сумов. Эти сэкономленные средства направлены на дальнейшее расширение их деятельности, создание новых рабочих мест, приобретение современной техники и технологическую модернизацию производства. Снижение же до 7 процентов ставки единого налогового платежа для предприятий, специализирующихся на промышленном производстве, стало стимулом развития малого и частного предпринимательства в промышленном секторе страны.

- Сейчас налоговое законодательство Узбекистана стало одним из самых совершенных среди стран СНГ. Однако это не значит, что дальнейшая работа в этом направлении прекращена, она ведется и по сей день, - говорит начальник юридического отдела ГНИ Чирчика Жахонгир Рахимович Усманов. - Налоговые льготы и преференции остаются одним из самых эффективных средств для активизации бизнеса и привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Сегодня Узбекистан обладает привлекательными инвестиционными возможностями для иностранных инвесторов. Благодаря этой политике удалось провести модернизацию крупнейших предприятий и расширить производство в различных отраслях экономики, освоить выпуск конкурентоспособной продукции на основе внедрения современных высоких технологий.

Обеспечение устойчивого развития налогового законодательства, стабильность и адекватное реагирование на все финансовые колебания и кризисы не только в национальной, но и мировой экономике - вот новые вызовы, которые приходится решать налоговой системе на современном этапе своего становления.

Налоговая политика Узбекистана направлена на снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов, стимулирование модернизации, технического и технологического переоснащения производства, повышение доходов граждан и их покупательской способности, упрощение и совершенствование системы налогов. Таким образом основное значение придается повышению реальных доходов населения и усилению платежеспособности - важного фактора экономического развития страны.

В целях улучшения жизни народа с 1 января 2010 года снижена ставка налога на доходы физических лиц по первой шкале налогообложения с 12 до 11 процентов. При этом предусмотрено введение дополнительных льгот в виде уменьшения налогооблагаемого дохода на сумму средств, уплачиваемых за обучение в вузах, а также добровольно перечисляемых на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан в Народном банке. За счет применения этих льгот снизится налоговая нагрузка на доходы физических лиц и в распоряжении занятого населения страны останется в 2010 году более 102 млрд. сумов.

А базовая ставка налога на прибыль хозяйствующих субъектов в 2010 году снижена с действующих 10 до 9 процентов. В результате ожидается, что в распоряжении предприятий останется около 52,1 млрд. сумов. Сэкономленные денежные средства предоставят предприятиям возможность технического обновления, расширения производства и увеличения заработной платы работников.

По единому налоговому платежу для микрофирм и малых предприятий действующая базовая ставка уменьшена с 8 до 7 процентов. В результате в распоряжении микрофирм и малых предприятий дополнительно останется 25 млрд. сумов. Это будет способствовать ускоренному развитию субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства и повышению за счет этого занятости и благосостояния населения. Предпринимателям открыт свободный доступ к рынкам сырья и материалов. Упрощены и удешевлены регистрационные процедуры. Оформление документов в "одно окно" позволяет предпринимателям экономить время на эти процедуры. Сокращено количество проверок деятельности субъектов предпринимательства.

Реформы в налоговой сфере создают возможности для повышения экономического потенциала страны, роста уровня жизни граждан, улучшения среды для ведения хозяйственной деятельности и стимулирования новых проектов в социальной сфере. Так, в госбюджете на 2010 год долю расходов на развитие социальной сферы и социальную поддержку населения намечено довести с 55,6 процентов 2009 года до 59,1 процента. Вместе с тем в 2010 году предусмотрено выделение 1431.9 млрд. сумов на такие важные сферы, как образование и здравоохранение.

Совершенствование налоговой политики вызвано именно процессами упрощения и унификации системы налогообложения, повышения стимулирующей функции налоговой политики и совершенствования системы налогового администрирования, что является приоритетом принципиальной важности для развития экономики в нашей стране.

В. ПАВЛОВСКАЯ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO