Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Депутат и общество: грани общения

ЧТО ТАКОЕ ТРЕТЕЙСКИЙ СУД?

Третейские суды это достаточно новый для Республики Узбекистан институт разрешение споров, который получил своё развитие с принятием 16 октября 2006 года Закона Республики Узбекистан "О третейских судах", вступившего в силу с 1 января 2007 года. Третейский суд - это негосударственный орган, разрешающий споры, вытекающие из гражданских правоотношений, в том числе хозяйственные споры, возникающие между субъектами предпринимательства.

По Закону Республики Узбекистан "О третейских судах" он может рассматривать частноправовые споры и принимать по итогам их рассмотрения акты, обязательные для исполнения спорящими сторонами. При этом, в необходимых случаях деятельность третейского суда сопровождается принудительной силой государства (например: при неисполнении решения третейского суда проигравшей стороной и добровольном порядке, законодательства предусматривает механизм принудительного исполнения принятого решения).

Третейский суд, наряду с государственной судебной системой, является одним из органов судебной защиты гражданских прав. Третейское разбирательство, как показывает практика, является эффективным механизмом разрешения споров, обеспечивающим конфиденциальность, экономичность и быстроту процедуры разрешения спора, позволяя спорящим сторонам сохранить деловые партнёрские отношения, несмотря на возникшие разногласия, и характеризуется окончательностью и возможностью принудительного исполнения принятого решения. Третейские суды рассматривают споры, вытекающие из гражданских правоотношений и хозяйственные споры. Здесь также третейские суды объединяют дела и споры, подведомственные как хозяйственным судам, так и судам по гражданским делам. В компетенцию третейского суда входят:

- споры, связанные с исполнением, нарушением, изменением, прекращением и действительностью любых гражданских хозяйственных договоров (поставка, купля-продажа, кредит, лизинг, аренда, ценные бумаги и др.), т.е. любой спор, возникший из договора, заключенного между сторонами;

- споры, вытекающие из обязательств, вследствие причинения вреда (порча имущества, товара и т.п.)

- споры, связанные с защитой прав на интеллектуальную собственность (товарный знак, фирменное наименование, полезные изобретения и модели и т.п.):

- споры, связанные с защитой нематериальных благ (деловой репутации, чести и достоинства);

- и другие споры, вытекающие из гражданских правоотношений, т.е. отношений, урегулированных гражданским законодательством.

Несмотря на объединение в третейских судах компетенции хозяйственных судов и судов по гражданским делам, не все споры, рассматриваемые эти государственными судами, могут быть рассмотрены третейским судом.

Третейский суд не рассматривает споры, вытекающие из административных, семейных и трудовых правоотношений, а также иные споры, которые в соответствии с законом не могут быть рассмотрены третейским судом.

Исходя из норм Закона Республики Узбекистан "О третейских судах" и иных законодательных актов можно выделить следующие категории споров, которые не могут быть рассмотрены третейским судом и рассматриваются исключительно государственными судами ;

- дел об административных правонарушениях,

- трудовые споры,

-таможенные споры,

- налоговые споры,

- дела, возникающие из семейных правоотношений

- дела о банкротстве,

- об установления фактов имеющих юридическое значение

Как видно, основным критерием исключения из компетенции третейского суда тех или иных категорий дел является степень государственного регулирования и участия государства в определенных правоотношениях. К примеру, семейные трудовые отношения связаны с социальной защитой населения, и государство обоснованно оставляет за государственными судами исключительную компетенцию по рассмотрению споров, вытекающих из указанных отношений.

В спорах, вытекающих из административных правоотношений (в эту группу можно объединить налоговые, таможенные споров, дела об отмене актов государственных органов и т.п.) государство и его органы всегда участвуют непосредственно, что также исключает возможность рассмотрения таких споров негосударственными (третейскими) судами.

Все остальные гражданско-правовые и хозяйственные споры могут быть рассмотрены третейским судом. Следующим критерием подведомственности спора третейскому суду является согласованный сторонами порядок разрешения спора.

Спор является подведомственным третейскому суду, если:

- сторонами спора является юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, в том числе иностранные граждане и организации (исключение составляют лишь органы государственной власти и управления):

- спор возник из гражданских или хозяйственных правоотношений, и законом не ограничена возможность рассмотрения такого спора третейским судом в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

- между сторонами имеется соглашение о передаче спора на разрешение третейскому суду (третейское соглашение).

Преимущества третейского суда

- третейский суд рассматривает не только хозяйственные, но и гражданские дела,

- возможность рассмотрения исковых заявлений в кратчайшие сроки ;

- основной целью третейских судов является примирения сторон и сохранение сотрудничества сторон;

- конфиденциальность третейского разбирательства гарантировано законом;

- судебное разбирательство проходит без участия прокурора;

- стороны не привлекаются к административной и уголовной ответственности;

- решение третейского суда вступает в законную силу с момента его принятия;

- действующий компетентный суд не вправе пересмотреть решение, вынесенное третейским судом;

- по сравнению с действующими компетентными судами размер судебных расходов в третейском суде на 50 процентов меньше;

Принудительное исполнение решения третейского суда гарантировано законом.

Для подробной информации Вы можете обратиться в третейский суд по адресу: г.Чирчик ул.Ш. Рашидова д.20. Тел: 71-5-37-27, 71-5-09-76.

А. САДУЛЛАЕВ, председатель третейского суда г.Чирчика.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO