Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Депутат и общество: грани общения

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН - ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СУДЕБНО-ПРАВОВЫХ РЕФОРМ

Защита прав и свобод граждан является приоритетной задачей каждого демократического государства. В Республике Узбекистан с принятием Основного Закона - Конституции республики поставлена цель создания гуманного демократического правового государства, а также провозглашена приверженность правам человека, идеалам демократии и социальной справедливости, признан приоритет общепризнанных норм международного права. Исходя из вышеуказанных принципов, под непосредственным руководством и по инициативе главы государства Ислама Каримова вот уже несколько лет последовательно осуществляются меры по реформированию и либерализации всех сфер жизни государства и общества, совершенствованию действующего законодательства.

В печати мы подробно рассказали об изменениях в законодательстве, служащих задаче становления независимой судебной власти, либерализации правоохранительной системы и направленных на обеспечение защиты прав и свобод граждан. Но процесс реформирования судебно-правовой системы на этом не останавливается. Развитие государства и общества обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования законодательной базы и приведения ее в соответствие с современными реалиями. Ведь без этого не могут быть реализованы масштабные демократические реформы в экономической, политической и других сферах жизнедеятельности страны. Преобразования охватывают сегодня все новые и новые сферы, где имеются предпосылки дальнейшего их обновления и развития. В этих целях изучается международный опыт, анализируется действующее законодательство и практика его применения, разрабатываются предложения, направленные на его совершенствование и упрощение, а также восполнение таким путем еще имеющихся правовых пробелов.

Прежде чем перейти к обзору нововведений в законодательстве, хотелось бы подробнее остановиться на вопросе их эффективности. Ведь именно это является определяющим фактором в достижении поставленных перед нами целей - построения демократического государства и формирования гражданского общества.

Рассмотрим это на конкретных примерах.

Прошло больше года с момента вступления в силу Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу".

Предварительные результаты применения его положений подтверждают на практике правильность идеи главы нашего государства о необходимости передачи судам права выдачи санкции на заключение под стражу.

Так, в прошлом году прокурорами внесено в суды 16610 ходатайств о применении в отношении обвиняемых и подозреваемых меры пресечения в виде заключения под стражу. 16338 из указанных ходатайств удовлетворено судами, а 248 - отклонено.

Факты отказа в удовлетворении этих ходатайств судами, а также отмены в ряде случаев необоснованных определений судов есть прямое доказательство эффективности норм нового закона. Эти факты должны расцениваться не как какое-либо чрезвычайное происшествие, а как норма, которая должна существовать в подлинно демократическом государстве.

Ведь конечной целью передачи судам права выдачи санкции на арест являлось именно обеспечение объективности и беспристрастности при решении вопроса ограничения конституционного права лица на свободу и личную неприкосновенность.

Вспомним времена, когда санкцию на заключение под стражу лица давал прокурор, осуществляющий не только надзор за предварительным следствием, но и самостоятельно производящий предварительное расследование по уголовным делам. Не ставя под сомнение объективность прокуроров, все же заметим, что в какой-то степени они были заинтересованы в ограничении свободы обвиняемых с оглядкой на то, что на свободе они могли негативно воздействовать на ход предварительного следствия. А система обжалования решения о заключении под стражу вышестоящему прокурору была не всегда достаточно эффективной.

Теперь же проверка обоснованности заключения лица под стражу проходит три этапа. Первоначально прокурор проверяет законность и обоснованность мнения следователя о необходимости заключения обвиняемого под стражу, после чего, в случае согласия, вносит в суд соответствующее ходатайство. Уже на этом этапе в отношении определенного количества лиц применяются меры пресечения, не связанные с ограничением их свободы.

Далее, районный (городской) суд изучает представленные ему с ходатайством материалы на предмет наличия основания для применения в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу, после чего выносит решение либо об удовлетворении, либо об отказе в удовлетворении ходатайства прокурора. В свою очередь, суд апелляционной инстанции, в случае подачи апелляционной жалобы или протеста, дает соответствующую оценку судебному постановлению и принимает решение об оставлении его в силе либо отмене. Можно с уверенностью заявить, что такая система в ближайшем будущем приведет к искоренению фактов незаконного заключения лиц под стражу и, как следствие, подлинной реализации конституционных прав граждан. Значительная работа была также проделана в сфере обеспечения исполнения Закона Республики Узбекистан от 17 апреля 2008 года "О противодействии торговле людьми".

Образованной постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-911 от 8 июля 2008 года Республиканской межведомственной комиссией по противодействию торговле людьми, а также территориальными комиссиями проведен целый комплекс организационных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение случаев торговли людьми, минимизацию ее последствий и оказание помощи жертвам торговли людьми.

Прежде всего принимаются меры по повышению уровня занятости населения. При этом приоритетная роль отводится дальнейшему развитию и поддержке в республике предпринимательства, и в частности малого бизнеса, устранению стоящих на его пути административных и бюрократических преград, защите прав и законных интересов предпринимателей. В связи с этим в Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан утверждена и реализуется отдельная программа мероприятий. Одновременно по всей республике организовываются трудовые ярмарки с участием предприятий, учреждений и организаций, располагающих трудовыми вакансиями. Кроме того, на регулярной основе проводятся разъяснительные мероприятия как с использованием возможностей средств массовой информации, так и путем организации различных встреч, семинаров, "круглых столов".

В вопросах противодействия торговле людьми обеспечено тесное взаимодействие правоохранительных органов с органами государственной власти на местах, медицинскими и образовательными учреждениями, негосударственными некоммерческими организациями и широкой общественностью, образован Республиканский реабилитационный центр по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми. Следствием проделанной работы явилось улучшение выявляемости преступлений, связанных с торговлей людьми. Так, если в 2007 году было выявлено всего 382 факта вербовки людей для эксплуатации, то в 2008 году этот показатель вырос почти в 2,5 раза и достиг 891 преступления.

Несомненно, что проводимые мероприятия, в совокупности с ростом осведомленности населения о ситуации с торговлей людьми, значительно сократят число случаев попадания граждан в трудовое рабство.

Теперь обратимся к нововведениям, имевшим место в законодательстве Республики Узбекистан за последнее время. В частности, в целях дальнейшего совершенствования судебно-правовой сферы постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2008 года № ПП-896 при Верховном суде Республики Узбекистан создан Исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы. Его образование является продолжением глубоких демократических реформ, проводимых в стране.

На Центр возложено решение таких задач, как анализ и обобщение законодательной базы по вопросам осуществления судебной деятельности, эффективности реализации положений Конституции о судебной власти, выработка мер по дальнейшей либерализации системы уголовных, административных наказаний, демократизации судопроизводства, подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию правосудия, углубление сотрудничества с международными и зарубежными организациями в этой сфере.

Важнейшей задачей судебно-правовой реформы на настоящем этапе, определенной Указом Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республике Узбекистан" от 1 мая 2008 года, является создание необходимых условий для обеспечения доступа граждан к квалифицированной юридической помощи.

Следует отметить, что для реализации этого конституционного права граждан в стране действует разветвленная сеть адвокатских учреждений, которая включает в себя около тысячи адвокатских бюро, коллегий и фирм, объединяющих почти 7 тысяч адвокатов.

Вместе с тем ранее одним из недостатков в механизме обеспечения граждан квалифицированной юридической помощью являлось наличие в уголовно-процессуальном законодательстве нормы, допускавшей участие в деле в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого и подсудимого любого лица, в том числе не имеющего юридического образования и лицензии на оказание юридических услуг. Данная норма не всегда обеспечивала реализацию названного конституционного права граждан и создавала почву для подмены адвокатуры различными структурами, оказывающими порой псевдоюридические услуги. Более того, предоставленным правом в корыстных целях пользовались лица, бывшие адвокатами, но лишенные лицензии за совершенные ими противоправные проступки.

С учетом этого Законом от 15 сентября 2008 года в статью 49 Уголовно-процессуального кодекса были внесены поправки, которые закрепили возможность участия в качестве защитника в уголовном процессе исключительно адвоката и только наряду с ним одного из близких родственников либо законных представителей подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, что позволило обеспечить незыблемость конституционной гарантии доступа граждан к профессиональной юридической помощи.

Существенные положительные изменения произошли в сфере гарантирования права личности на защиту с момента вступления в силу Закона Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института адвокатуры". Данным законом внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административной ответственности, а также Законы "Об адвокатуре" и "О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов".

В частности, значительно расширены права лиц, отстаивающих в уголовном процессе свои интересы, а также их защитников.

Отныне каждый подозреваемый и обвиняемый, в дополнение к ранее предусмотренным законодательством правам, может: совершить телефонный звонок или направить сообщение своему адвокату либо близкому родственнику с тем, чтобы уведомить их о своем задержании или заключении под стражу и месте нахождения; быть уведомленным о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу против него; встречаться со своим защитником без ограничения числа и продолжительности свиданий; снимать с помощью технических средств копии материалов уголовного дела.

Особого внимания заслуживает наделение свидетеля правами пользоваться юридической помощью адвоката и не давать показания против себя, а также введение в уголовный процесс нового участника - адвоката свидетеля, который допускается к участию в деле с момента вызова лица в качестве свидетеля в орган дознания, предварительного следствия или в суд. Еще одной гарантией адвокатской деятельности послужило дополнение Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности статьей 1971, устанавливающей административную ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката.

Немаловажное значение в дальнейшем совершенствовании и либерализации правоохранительной системы имеет Закон от 22 сентября 2008 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан", которым внесены поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в Закон "О прокуратуре".

Так, Уголовный кодекс дополнен новой статьей 2411, устанавливающей уголовную ответственность за умышленное укрытие преступлений от учета, совершенное должностным лицом, в служебные обязанности которого входит прием, регистрация или рассмотрение заявлений, сообщений и иных сведений о преступлениях.

Это дополнение направлено на борьбу с еще имеющими место фактами умышленного отказа сотрудниками правоохранительных органов в принятии заявлений, сообщений и другой информации о совершенных или готовящихся преступлениях, оставления их без регистрации и соответствующего рассмотрения.

Основными причинами укрывательства преступлений от учета является нарушение нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, стремление показать мнимую положительную динамику преступности и раскрываемости на соответствующей территории. Только в 2008 году более половины укрытых от учета преступлений составили кражи, грабежи, мошенничества и разбои, уровень раскрываемости которых пока еще невысокий.

Вместе с тем отсутствие в Уголовном кодексе специальной нормы об ответственности за умышленное укрытие от учета преступлений приводило к тому, что должностные лица правоохранительных и контролирующих структур несли ответственность за это деяние по таким статьям Уголовного кодекса, как злоупотребление властью, превышение должностных полномочий, должностная халатность, бездействие власти, которые не всегда позволяют квалифицировать укрытие преступлений (например менее тяжкие) как уголовно наказуемое деяние. Несомненно, что введение в Уголовный кодекс этой нормы будет способствовать искоренению в деятельности правоохранительных органов фактов укрывательства преступлений от учета и ущемления вследствие этого прав потерпевших и других граждан на объективное расследование преступных деяний, а также обеспечению принципа неотвратимости ответственности лиц, их совершивших.. Настоящим Законом также внесены изменения в статью 345 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, направленные на совершенствование правил подследственности уголовных дел.

В частности, из подследственности органов прокуратуры в подследственность органов внутренних дел переданы уголовные дела о преступлениях, предусмотренных в пятидесяти статьях Уголовного кодекса, раскрытие и расследование которых непосредственно связано с профилактической и оперативно-розыскной деятельностью органов МВД. Думается, что данная мера позволит усилить надзор за дознанием и предварительным следствием в правоохранительных органах, а также сосредоточить внимание органов прокуратуры на расследовании и раскрытии экономических, должностных преступлений и преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод граждан.

Еще одно изменение, внесенное в Уголовно-процессуальный кодекс и Закон Республики Узбекистан "О прокуратуре" и состоящее в ограничении полномочий прокурора по передаче уголовных дел, направлено на предотвращение злоупотреблений с его стороны и обеспечение процессуальной самостоятельности следователей.

Так, у прокурора исключено право передачи дела от одного следователя другому в рамках одного следственного подразделения органов Министерства внутренних дел и Службы национальной безопасности, а полномочие передачи дела от одного следственного органа другому независимо от подследственности сохранено лишь за Генеральным прокурором и его заместителями и только в исключительных случаях, предусмотренных законом. Закреплены также строгие правила определения подследственности при объединении уголовных дел. В республике продолжается последовательная работа по имплементации в национальное законодательство норм международного права, направленных на защиту прав и законных интересов детей.

С принятием 4 и 8 апреля прошлого года соответствующих законов Республикой Узбекистан были ратифицированы Конвенции Международной организации труда "О минимальном возрасте для приема на работу", а также "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда". В связи с этим 12 сентября 2008 года Кабинетом Министров Республики Узбекистан принято постановление, в соответствии с которым утвержден Национальный план действий по реализации указанных конвенций.

Следует отметить, что положения, касающиеся минимального возраста приема на работу, норм и условий труда несовершеннолетних, упразднения наихудших форм детского труда и установления за их использование уголовной ответственности, нашли свое закрепление в национальном законодательстве Республики Узбекистан еще задолго до ратификации этих конвенций. На основе данных норм принимаются меры по защите прав несовершеннолетних, ограждению их от каких-либо форм эксплуатации. Реализация же положений вышеуказанных конвенций, несомненно, еще более повысит эффективность принимаемых мер по искоренению наихудших форм детского труда.

Принятым 24 сентября 2008 года законом устранены противоречия в нормах Уголовного кодекса, регулирующих вопросы назначения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних.

Необходимо подчеркнуть, что шестой раздел Уголовного кодекса Республики Узбекистан полностью посвящен особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних, что обусловлено их особым социальным положением, а также уровнем физического и психического развития. В законе установлены строгие требования по индивидуализации наказания в отношении несовершеннолетних, ограничена возможность назначения наказания в виде лишения свободы. Так, в соответствии с частью четвертой статьи 85 Уголовного кодекса в отношении несовершеннолетних не может быть назначено лишение свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности или менее тяжкие преступления. В то же время, вопреки этому, настоящая статья содержала нормы, допускающие назначение в отношении их наказания в виде лишения свободы за менее тяжкие преступления, что негативно влияло на формирование единой судебной практики. Более того, наличие такого рода правовых изъянов повлекло за собой отдельные случаи осуждения несовершеннолетних к лишению свободы за менее тяжкие преступления. Внесенные поправки устранили указанные противоречия и обеспечат впредь правильное применение уголовного закона и гарантии, не допускающие назначения в отношении несовершеннолетних лишения свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности или менее тяжкие преступления.

Еще целый ряд изменений и дополнений, внесенных в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности и Уголовный кодекс, направлен на совершенствование и дальнейшую либерализацию норм, устанавливающих ответственность за различные правонарушения и преступления. В частности, Законом от 18 сентября 2008 года в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности введена новая статья 165, устанавливающая административную ответственность за занятие деятельностью, подлежащей лицензированию, без получения специального разрешения. Чем же обусловлено дополнение закона этой нормой? За занятие деятельностью без лицензии предусмотрена уголовная ответственность по части первой статьи 190 Уголовного кодекса, которая наступает после применения административного взыскания за такие же действия. Согласно постановлению Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 года "О Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии" лицензированию подлежат 73 вида деятельности в сфере производства и оказания услуг. Однако в Кодексе об административной ответственности предусматривалась ответственность лишь за 3 вида деятельности без лицензии - это устройство и эксплуатация радиотрансляционного узла, прокат кино-, видеопродукции и осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Отсутствие в законе общей нормы, регламентирующей административную ответственность за занятие без лицензии остальными 70 видами деятельности, не позволяло в должной мере противодействовать указанным правонарушениям, в том числе уголовно-правовыми средствами, поскольку уголовная ответственность обусловлена наличием до этого факта привлечения лица к административной ответственности. Теперь этот пробел устранен, и лица, виновные в занятии деятельностью без лицензии, будут отвечать по всей строгости закона, чем будет обеспечен принцип неотвратимости ответственности за совершенное противоправное деяние.

Принятым 24 сентября 2008 года законом в статью 1861 Уголовного кодекса внесено изменение, предусматривающее уголовную ответственность лица только лишь после привлечения его к административной ответственности за незаконное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции. Если ранее за незаконное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, даже в незначительных размерах, следовало возбуждение уголовного дела, то теперь за такое деяние, совершенное впервые и в размерах, не превышающих значительный, будет наступать ответственность, предусмотренная статьей 1861 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности. Реализация настоящего закона позволила существенно скорректировать деятельность правоохранительных органов, усилия и средства которых неоправданно распылялись на выявление и расследование уголовных дел по таким малозначительным деяниям. Об этом убедительно свидетельствует статистика, согласно которой только за последние три года возбуждено более одной тысячи уголовных дел, по которым предметом расследования являлись факты производства и оборота алкогольной и табачной продукции, стоимость которой не превышала 10 тысяч сумов.

Следует также подробно остановиться на вопросе процессуальной регламентации порядка применения актов амнистии. Всем известно, что 28 августа 2008 года Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан издано постановление "Об амнистии в связи с семнадцатой годовщиной провозглашения независимости Республики Узбекистан". С принятием этого акта и утверждением Положения о порядке его применения в нашей республике введен новый порядок, согласно которому вопросы применения акта амнистии на стадиях досудебного производства и исполнения уголовных наказаний отнесены к ведению судов. Заметим, что до момента издания данного постановления применение актов амнистии на указанных стадиях осуществлялось с санкции соответствующих прокуроров непосредственно органами дознания и предварительного следствия, а также органами, ответственными за исполнение уголовных наказаний (за исключением судебных исполнителей, обращавшихся по данному вопросу в суд).

22 декабря 2008 года был принят Закон Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка применения акта амнистии". Вкратце хотелось бы раскрыть сущность внесенных поправок. В частности, Уголовно-процессуальный кодекс дополнен главой, определяющей порядок направления дознавателем, следователем материала либо уголовного дела прокурору, возбуждения прокурором ходатайства в суд об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела на основании акта амнистии, судебного рассмотрения материала, дела и вынесения решения. Так, при наличии законных оснований для освобождения лица от ответственности на основании акта амнистии в ходе доследственной проверки, дознания либо предварительного следствия, дознаватель, следователь направляет материал или уголовное дело прокурору с заявлением данного лица и представлением о возбуждении в суд ходатайства об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела на основании акта амнистии.

Прокурор в свою очередь при согласии с представлением дознавателя или следователя вносит соответствующее ходатайство и передает материал, уголовное дело в суд. Данное ходатайство подлежит рассмотрению единолично судьей районного (городского) суда по уголовным делам, окружного, территориального военного суда по месту совершения преступления или производства предварительного следствия с обязательным участием прокурора.

Кроме того, в судебном заседании принимают участие лицо, в отношении которого ставится вопрос о применении акта амнистии, а также его законный представитель и защитник. По результатам судебного заседания выносится определение, которое может быть обжаловано заинтересованными лицами либо опротестовано прокурором.

УПК также дополнен нормой, в соответствии с которой применение акта амнистии в отношении лиц, отбывающих уголовное наказание, производится по ходатайству прокурора судьей районного (городского) суда по уголовным делам по месту расположения учреждения по исполнению наказания. При этом согласно внесенному в статью 166 Уголовно-исполнительного кодекса дополнению администрация соответствующего учреждения, при наличии основания, обязана направить прокурору представление о внесении в суд ходатайства о применении акта амнистии в отношении осужденного. Отнесение вопроса применения акта амнистии к компетенции судов, являясь логическим продолжением реформирования всей судебной системы, направлено как на обеспечение принципов справедливости, объективности и беспристрастности при решении вопроса об освобождении лица от уголовной ответственности, так и на дальнейшее укрепление авторитета судебной власти.

Таким образом, мы в очередной раз попытались провести краткий обзор изменений, введенных в течение последних нескольких месяцев в законодательство Республики Узбекистан в целях совершенствования судебно-правовой системы страны. Нужно заметить, что эти процессы являются лишь малой частью осуществляемых в нашей стране преобразований. Ведь реформированию подвергается не только судебно-правовая сфера. Совершенствуются также социальная и экономическая отрасли, от которых в неменьшей степени зависит благополучие народа. Все реформы в своей совокупности свидетельствует лишь об одном: во всех сферах жизни Узбекистан проходит стадию последовательного поэтапного развития, регулярное принятие новых законодательных актов, а также внесение в действующее законодательство изменений и дополнений есть веление времени. В такой период необходимо чутко реагировать на происходящие изменения и принимать незамедлительные меры. В нашей стране под непосредственным руководством главы государства Ислама Каримова осуществляются последовательные меры по претворению в жизнь этих задач.

Рашитжон Кадыров.

Генеральный прокурор Республики Узбекистан.

("Правда Востока", 11 марта 2009 г.)

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO