Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Депутат и общество: грани общения

ЦЕЛЬ – НЕ НАКАЗЫВАТЬ, А ПЕРЕВОСПИТЫВАТЬ

В Узбекистане за годы независимости последовательно осуществляются реформы, направленные на демократизацию и обновление, модернизацию и реформирование общества. Провозглашение курса на построение правового государства, основанного на разделении власти, признании приоритета прав личности над интересами общества, а также усиление гарантий защиты прав не могли не найти отражения в развитии уголовного и уголовно-процессуального законодательства страны. С 1 января вступают в силу законы "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с отменой смертной казни" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу". О новшествах в законодательстве наш корреспондент беседует с прокурором города Абдураимом Абдулхаковичем АБДУНАБИЕВЫМ.

- Абдураим Абдулхакович, есть мнение, что отмена смертной казни и передача судам права санкции на заключение под стражу, может способствовать росту преступности…

- Ни в коем случае. Так думают и рассуждают люди, как бы это мягче выразиться… скажем, некомпетентные, не имеющие достаточной информации.

В пользу отмены смертной казни несколько аргументов. Первый из них - широкое применение смертной казни не влияет на уровень преступности. Более того, угроза смерти никогда не останавливала тех, кто решился на преступление.

В странах Евросоюза уровень совершения убийств в три раза ниже уровня тех стран, где смертная казнь применяется. Совершенно очевидно, что это достигается не угрозой применения наказания, а его неотвратимостью, что подчеркивал Президент страны Ислам Каримов. Более того, велика возможность того, что из-за ошибки следствия или суда будет казнен невиновный человек.

Пожизненное заключение, заменяющее в системе наказаний смертную казнь, станет самостоятельным видом наказания. Международный опыт показывает, что такое решение является наиболее оптимальным, так как позволяет законодателю учесть исключительность пожизненного лишения свободы как в рамках уголовного, так и в рамках уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

- А за что предусмотрено пожизненное заключение?

- Уместно напомнить, что Уголовный кодекс независимого Узбекистана, принятый в 1994 году, содержал лишь тринадцать видов преступлений, за которые допуска-лось применение наказания в виде смертной казни. Замечу, что в советский период их было 33. В 1998 году таких преступлений осталось 8, в 2001 году - 4 и в 2003 году только два: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и терроризм. И вот 1 янва-ря 2008 года смертная казнь как вид уголовного наказа-ния в Узбекистане прекращает свое существование и взамен него вводятся пожизненное и длительные сроки лишения свободы. Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с отменой смертной казни" устанавливается, что пожизненное лишение свободы является исключительной мерой наказания, которая состоит в бессрочной изоляции осужденного от общества посредством помещения в колонию особого режима по исполнению наказания. При этом данный вид наказания в Узбекистане может быть назначен только за два преступления - умышленное убийство при отяг-чающих обстоятельствах (часть вторая статьи 97 Уго-ловного кодекса) и за терроризм (часть третья статьи 155 Уголовного кодекса). Вместе с тем пожизненное лишение свободы не может быть назначено женщинам, лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, мужчинам старше шестидесяти лет. Этот вид наказания также не может быть назначен за неоконченное преступление.

- Каковы характерные особенности модели пожизненного и длительных сроков лишения свободы?

- Уголовное законодательство Узбекистана в части применения пожизнен-ного заключения явля-ется одним из наиболее либераль-ных в мировой практи-ке. Для сравнения: в таких странах, как Германия и Польша пожизненное лишение свободы может быть назначено за 5 пре-ступлений, в Бельгии и Российской Федерации за - 6, в Дании - 9, в Грузии - 11, Швеции -13, Беларуси - 14, Японии и Азербайджане - 16, Казахстане и Корее - 17, Франции - 18, Голландии - 19, Молдове - 24 и т.д.

В таких странах, как Япония, Корея, КНР, Франция, ФРГ, Австрия, Польша, Швейцария, Швеция, Голландия, Дания, США вообще законода-тельно не предусматриваются ограничения по приме-нению наказания в виде пожизненного лишения свобо-ды. В ряде государств СНГ (Россия, Беларусь, Азербай-джан) пожизненное лишение свободы может приме-няться только к мужчинам в возрасте от 18 до 65 лет. На Украине этот вид наказания не применяется также к женщинам, находившимся в состоянии беременности во время совершения преступления или на момент постановления приговора.

Важной особенностью нового закона является то, что в санкциях, предусматривающих ответственность за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и терроризм, наряду с пожизненным лишением свободы предусмотрена возможность в качестве альтернативы назначения длительных сроков лишения свободы (от 20 до 25 лет лишения свободы). И это представляется оправданным, поскольку выбор вида наказания с учетом объективного исследования всех обстоятельств дела (смягчающих и отягчающих), личности виновного, мотивов содеянного позволит суду исключить необоснованное назначение наказания в виде пожизненного лишения свободы. Таким образом, в Узбекистане не воспринят опыт ряда стран (Англия и Уэльс, Шотландия, Новая Зеландия, ряд штатов США и др.), в которых практикуются обязательные приговоры к пожизненному заключению, то есть этот вид наказания у них применяется безальтернативно.

Кроме того, пожизненное лишение свободы конструи-руется в законе как надежный правовой инструмент, обеспечивающий строгое, но справедливое наказание за особо тяжкие преступления, неотвратимость ответст-венности за их совершение. Так, к пожизненному лише-нию свободы не применяется механизм автоматического освобождения от уголовной ответственности или от исполнения наказания ввиду истечения сроков давности. К лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы либо длительным срокам лишения свободы, условно-досрочное освобождение не применяется.

- А как насчет помилования?

- Ходатайство о помиловании может быть подано лицом, осужденным к пожизненному лишению свободы, после фактического отбытия двадцати пяти лет назна-ченного наказания, а в случаях, если в период отбытия наказания осужденный твердо встал на путь исправле-ния, не имеет дисциплинарных взысканий за нарушения установленного режима, принимает активное участие в прове-дении воспитательных мероприятий - после фактичес-кого отбытия двадцати лет назначенного наказания.

Указанные нормы закона с одной стороны исключают саму возможность безосновательного освобождения виновных от ответственности, произвола в этой сфере, а с другой стороны - эти нормы и механизмы создают у осужденного мотивацию встать на путь исправления, оставляют у него надежду при определенных условиях (хорошее поведение и т.д.) вернуться в перспективе в семью, к нормальной жизни на свободе.

Аналогичный механизм применения помилования устанавливается для осужденных к длительным срокам лишения свободы. Ходатайство о помиловании может быть подано ими после фактического отбытия осужденным лицом двадцати лет назначенного наказания или пятнадцати лет назначенного наказания, при условии, что осужденный твердо встал на путь исправления, не имеет дисциплинарных взысканий за нарушения установленного режима, добросовестно относится к труду и обучению, принимает активное участие в проведении воспитательных мероприятий.

- В приговорах суда помимо срока наказания всегда определяется и порядок его отбывания - в колонии строго режима, арест или штраф... В связи с новыми законами что-то меняется в этих вопросах?

- В Уголовно-исполнительном кодексе введена новая глава - "Порядок отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы", в которой последовательно регламентируется порядок и условия отбывания наказания, организации труда осужденных, меры поощрения и дисциплинарного взыскания и другие положения.

В камерах строящегося в настоящее время специализированного учреждения лица, осужденные к пожизненным либо длительным срокам лишения свободы, будут размещаться не более чем по два человека в камере. По просьбе осужденного или в случае необходимости размещение будет осуществляться в одиночной камере.

Предусматривается три вида условий содержания: строгие, обычные и облегченные.

Лица, не имеющие дисциплинарных взысканий за нарушение установленного режима, по отбытии не менее десяти лет наказания, могут быть переведены из строгих условий содержания в обычные условия содержания.

Для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы или к длительным срокам заключения, организуется труд в рабочих камерах. Предусматривается целый комплекс социальных бытовых условий, отвечающих самым современным международным нормам и стандартам.

Проводимая в Узбекистане правовая реформа закономерно и последовательно привела к закреплению в действующем законодательстве идей и положений, доказавших свою эффективность в практике государственного строительства во многих развитых странах. Принятие законов "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с отменой смертной казни" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу" отражают принципы гуманизма, справедливости, презумпции невиновности, права на защиту, что свидетельствует о приоритете прав человека.

Эти документы направлены на защиту прав и свобод человека, реализацию гуманного отношения к личности, оказавшейся в центре внимания правоохранительных органов. Государство, осуществляющее гуманную уголовную политику, является сильным государством, которое умеет прощать и поддержать своего гражданина, применяя наказание в целях перевоспитания.

Установление судебного порядка применения меры пресечения в виде заключения под стражу является гарантией защиты прав и свобод человека от необоснованного ограничения права на свободу и личную неприкосновенность. Исходя из этого, следует приветствовать замену смертной казни пожизненным лишением свободы и новый порядок санкционирования заключения под стражу.

В. ПАВЛОВСКАЯ.

gazetachirchik@ mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO