Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Депутат и общество: грани общения

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Выступая на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 28 января 2005 года, Президент И.А. Каримов подчеркнул, что уровень и эффективность борьбы с коррупцией в стране в решающей мере зависят от того, как с этим борются в самой системе правоохранительных, прокурорских и судебных органов.

Организация Объединенных Наций объявила 9 декабря Международным днем борьбы с коррупцией. Это было сделано в целях пропаганды борьбы с этим преступлением и повышения осведомленности населения всех стран о проблеме коррупции, правовой грамотности и социальной активности граждан.

Почему этому преступлению уделяется такое большое внимание? По мнению аналитиков всего мира, коррупция - это основная причина, не дающая развиваться экономикам стран, мировому рынку, благополучию каждого человека, причина политической нестабильности, бедности. По подсчетам Всемирного банка объем средств, ежегодно получаемых коррупционерами, составляет 1 триллион долларов США! На самом деле даже самое "безобидное" на первый взгляд коррупционное действие должностного лица влечет за собой массу губительных последствий.

Попытаемся разобраться в причинах коррупции, ее последствиях, методах и стратегиях борьбы с нею. Термин "коррупция" обычно употребляют для обозначения преступления, характеризующегося использованием должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью (т.е. властью над распределением каких-либо ресурсов, не принадлежащих ему). То есть в эту категорию так или иначе могут попасть практически все государственные служащие и руководителей различных органов.

По предположениям историков, корни коррупции восходят к обычаю делать подарки для того, чтобы добиться расположения. В первобытных обществах плата вождю и жрецу была нормой. Но с усложнением государственного аппарата чиновники стали получать фиксированное жалование и уже не должны были принимать подношения. Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был некто Урукагина - шумерский царь города-государства Лагаш. И было это в 24 веке до н.э. Однако его показательные жестокие расправы с коррупционерами не дали желаемых результатов.

Особую озабоченность во все времена вызывала коррумпированность судей. Это ставило под сомнение справедливость, законность в стране и равенство граждан перед законом, что вызывает угрозу самого существования государства. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают именно подкуп судей. Об этом имеется упоминание и в Коране и в Библии. В законодательстве некоторых стран подкуп судей вообще выделяется в отдельное преступление.

Говоря о коррупции и о вреде, приносимом ею, следует помнить, что ущерб от нее не определяется лишь размером взятки или похищенных бюджетных средств. Коррумпированный чиновник, кроме всего прочего, заставляет людей разувериться в существовании справедливости, в честности и неподкупности всего государственного аппарата и в легитимности власти вообще.

С процессом глобализации коррупция превратилась в явление не только государственного, но и международного масштаба. Соответственно масштабам роста коррупции растет и наносимый ею ущерб. Все это заставляет правительства стран вести все более активную борьбу с коррупцией, консолидировать усилия на международной арене. В дополнение к национальному антикоррупционному законодательству многие страны мира присоединились к международным документам, направленным на борьбу с коррупцией, в том числе, с ее проявлениями в международных отношениях. Одним из таких документов является Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей 31 октября 2003 года. Узбекистан тоже присоединился к этому важному документу 7 июля 2008года. На сегодняшний день данная конвенция является универсальным международным документом, направленным на противодействие коррупции.

В Республике Узбекистан борьба с коррупцией является приоритетным направлением государственной политики и деятельности правоохранительных органов. Президент И.А. Каримов не раз отмечал, что в качестве мощного противодействия внутренней преступности и коррупции необходимо рассматривать программу по совершенствованию всей правовой и судебной системы в Узбекистане, целью которой должно стать абсолютное верховенство закона и гарантированная защита прав гражданина.

За прошедшие годы практически реализована принципиально новая концепция построения судебно-правовой системы. В ходе проведенной реформы судебно-правовой системы были приняты Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Гражданско-процессуальный, Хозяйственный процессуальный кодексы, Кодекс об административной ответственности, была введена специализация судов, апелляционный порядок производства, реформирован институт кассации.

Национальным уголовным законодательством предусмотрена ответственность за следующие составы коррупционных преступлений: хищение чужого имущества путем присвоения или растраты, злоупотребление властью или должностными полномочиями; превышение власти или должностных полномочий, должностная халатность, бездействие власти, должностной подлог, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, подкуп служащего, вымогательство вознаграждения.

В рамках реализации Концепции судебно-правовой системы принят Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института адвокатуры".

Проводимые реформы, естественно, затронули и финансовую сферу. Для обеспечения непрерывного мониторинга исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также эффективного использования привлекаемого в экономику иностранного капитала, создана Счётная палата. Также был организован специальный финансовый орган, осуществляющий дополнительный антикорупционный контроль при расходовании бюджетных средств - Казначейство.

За последние годы предприняты определенные шаги по улучшению делового климата в стране, в том числе упрощению системы регулирования предпринимательской деятельности. Был отменен ряд разрешительных норм и лицензий, сокращено число проверок на предприятиях и упрощена система государственной регистрации предприятий. В частности, в соответствии с Постановлением президента Республики Узбекистан от 25 августа 2011г. №ПП-1604 "О мерах по устранению бюрократических барьеров и дальнейшему повышению свободы предпринимательской деятельности", с 1 сентября 2011 года были отменены 50 документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности. Этим постановлением также запрещается введение органами государственного управления и органами государственной власти на местах новых видов разрешений и разрешительных процедур, не предусмотренных законодательством. В соответствии с Постановлением Кабинета министров от 17 октября 2011г № 283 "О дополнительных мерах по устранению бюрократических барьеров и сокращению государственных управленческих функций при осуществлении разрешительных процедур", с 1 ноября 2011 года были отменены еще 12 документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности.

Эта работа была продолжена и в нынешнем году. 16 июля 2012 года были изданы Указы Президента Республики Узбекистан "О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчётности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур" и "О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству".

В соответствии с ними с 1 августа 2012 года отменяется 80 разрешительных процедур (26% от общего числа), а также 15 лицензируемых видов деятельности (20% от общего числа).

Пленумом Верховного Суда Республики Узбекистан принято постановление №1 от 11 февраля 2011г. "О некоторых вопросах судебной практики по делам о легализации доходов, полученных преступным путем", в котором была обобщена судебная практика и дано толкование некоторых законов, которыми должны руководствоваться судьи в применении соответствующих законов на практике.

В Узбекистане в настоящее время основным программным документом, содержащим основные принципы предупреждения коррупции и борьбы с ней, является принятая Президентом Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. На основе этой Концепции в республике разрабатываются три национальных программы: программа по защите прав человека, программа по повышению правосознания и правовой культуры граждан и национальная программа по борьбе с коррупцией.

В Узбекистане создана нормативно-правовая база и система практических мер, которые позволяют на уровне современных требований в полной мере обеспечить противодействие легализации доходов, полученных в результате преступной деятельности.

Наша республика одной из первых в регионе Центральной Азии приняла Закон "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансирования терроризма". Он был принят 26 августа 2004 года и вступил в силу 1 января 2006 года.

В статье 3 данного закона дается определение понятия "легализация доходов, полученных от преступной деятельности", где оно определяется как уголовно наказуемое общественно опасное деяние, представляющее собой придание правомерного вида происхождению собственности путем ее перевода, превращения или обмена, а равно сокрытие либо утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении денежных средств или иного имущества, если они получены в результате преступной деятельности. Ответственность за данный вид преступления предусматривается ст. 243 Уголовного кодекса.

Важным аспектом борьбы с коррупцией является информационная и правовая пропаганда, которая формирует в сознании людей устойчивый отрицательный, криминальный образ коррупционера. Действительно, мало кто считает взяткой коробку конфет - учителю, шоколадку - медсестре или коньяк - экзаменатору. В сознание людей прочно вошло такое понятие, как "благодарность". Но если взглянуть на это с другой стороны, то, в сущности, за что человек должен благодарить кого бы то ни было? Ведь ни у кого не возникает желания вдруг "отблагодарить" за хорошую работу рабочего на фабрике! Каждый из нас просто выполняет свою работу, за которую получает заслуженную зарплату. К примеру, в странах Запада традиционно считается взяткой даже совместный обед чиновника с представителем коммерческой структуры. Также, все чиновники обязаны сдавать государству все подарки, преподнесенные им, если их стоимость превышает четко установленный размер (скажем 5 долларов США). Именно поэтому так важна правовая и антикоррупционная пропаганда. Для организации этой работы в нашей стране в 2011 году был создан специальный государственный коллегиальный орган - Межведомственный совет по правовой пропаганде и просвещению.

Для успешной борьбы с коррупцией требуется проведение целого комплекса мер, затрагивающие многие аспекты жизни общества и государства. Наравне с бескомпромиссной, жесткой борьбой со взяточничеством и коррупцией среди чиновников необходимо создание максимально независимых и неподкупных судов, повышение уровня законности и правовой грамотности в обществе. Большая роль в противостоянии коррупции принадлежит сознательным гражданам и ННО, защищаемым со стороны государства.

Кроме того, необходимо возможно большее и непосредственное участие СМИ в борьбе с коррупцией. Иногда граждане склонны доверять больше корреспонденту, нежели чиновнику. В таких случаях у СМИ есть больше шансов получить ценную информацию о коррупции. Также необходимо создать в общественном сознании отрицательный образ чиновника-взяточника, вызвать чувство неприязни и отвращения, которые были бы хорошим побудителем для противодействия коррупции со стороны общества.

Борьба с коррупцией остается в центре внимания руководства Узбекистана. Достигнутые на сегодняшний день результаты позволяют говорить о том, что в Узбекистане проделана значительная работа в области борьбы с коррупцией. Эта работа является составной частью государственной политики, направленной на совершенствование судебно-правовой системы, укрепление независимости судебной власти, усиление уровня законности в деятельности правоохранительных структур, всестороннюю защиту прав и свобод человека в сфере борьбы с коррупцией.

А. ГОРОХОВ, инспектор УЗПЧиЮО МВД Республики Узбекистан.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO