Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Творчество наших читателей

НАЗВАНИЕ ПЕСНИ - АЛТЫНШАШ

Токтыбай из села Караманас созвал в гости сватов. Их встречали широко, собрались все родственники и друзья хозяина дома. После угощения пришло время песнопения. Среди сидящих вокруг дастархана, расстеленного хлебосольным хозяином, находились люди, умеющие петь песни и хорошо играть на домбре. Старшие Ермахамбет и Егемберды по очереди исполнили, аккомпанируя себе на домбре, терме (частушки). Очередь дошла до Аманкула. Казахи любят песни и кюйи, все притихли в приятном предвкушении. Аманкул не обманул их ожиданий, он сильным и приятным баритоном, мастерски аккомпанируя себе на домбре, исполнил несколько песен современного казахского композитора Алтынбека Коразбаева. Слушатели дружно аплодировали исполнителю. После этого Нурман, протянув мне домбру, сказал:
- Коке (обращение к старшему по возрасту), спойте вашу песню про Алтыншаш.
Чтобы исполнить песню, нужно вдохновение. Без этого трудно передать все нюансы. Поскольку слова и музыка принадлежат мне, я постарался с чувством исполнить просьбу Нурмана, и кажется, мне это удалось.
Песню эту я назвал именем девушки - Алтыншаш.
Все притихли, слушая ее. Некоторых она растрогала до слез, было заметно, что наиболее сердобольные вытирали глаза носовым платком. Слезы льются не без причин. Восприятие сердцем вызывает сопереживание и волнение. Песню я сложил так:

Чимган возвышается в этом краю,

О любви к тебе эту песню пою.

Скалы, камни гор вторят эхом мне,

Утешая, песнь подпевают мою.

Припев:

Алтыншаш - мечта,

Жизнь моя - не вечна,

Лишился тебя

Навсегда.

Склоны гор покрыты бояркой.

В их кустах не нашли мы укрытья,

Увели тебя злыдни в неволю,

Птицу счастья грубой силой.

На лугах Чимгана скоту раздолье,

Увели оттуда любимую в неволю.

Аккекиль не был подо мной,

Чтобы ускакать на свободу с тобой.

Припев.

Весь наш мир без тебя - пустыня,

Соловей, что нам пел - улетел,

Алтыншаш, ты одна в моей жизни,

Защитить я тебя не сумел.

Припев.

- Япырай (возглас, выражающий у казахов крайнее удивление), впервые слышу, что такая песня есть, - сказал, встрепенувшись, аксакал Стамкул, сидящий, как старший по возрасту, на почетном месте. Нурман поведал собравшимся об авторе песни, то есть обо мне.

Вмешался хозяин дома Токтыбай:

- Похоже, Куаныш - сват, что есть история рождения этой песни?

- Да, есть, - ответил я, - об этой истории двух влюбленных рассказывал мой отец Сман.

Рассказ Смана.

В то время мне было около двадцати лет. Касым был старше меня на два года. Примерно в 1913 или 14 году отправились мы с ним на свадьбу в село Шакшам повеселиться, посостязаться с девушками в айтысе (песенной импровизации).

- Алтыншаш должна прийти сегодня на свадьбу, сказал Касым (так он называл девушку по имени Алтынгуль из-за ее золотых волос). Женге (жена старшего брата Касыма) познакомила их недавно, и с тех пор Касым потерял покой. День и ночь образ этой девушки стоял перед его глазами. Сегодня он шел, надеясь еще раз увидеть ее. При встрече он решил поведать ей о своей любви.

Женге смогла устроить им встречу наедине. Сегодня они должны принять решение. Ведь Алтыншаш по обычаю казахов была сосватана еще в колыбели джигиту из рода Шокпар Канглы. Этой осенью после уборки урожая должна состояться их свадьба. Оказалось, что Алтыншаш не любит своего жениха, ей по душе Касым. С первой же встречи их потянуло друг к другу, они начали встречаться тайком. Встречаться с сосватанной другим девушкой считается большим преступлением. Если попадутся, не сдобровать им обоим. Им тяжело решиться на этот опасный, рискованный шаг.

Наконец девушка дала согласие убежать с Касымом. Они договорились о времени побега.

В назначенный день вечером мы с Касымом отправились верхом, под нами были хорошие кони. Едем, ведем разговор о том, о сем.

- Откуда возникло название села Шакшам? - спросил Касым.

В ответ я рассказал ему то, что слышал от стариков.

В давние времена у нашего предка Караби были сыновья Байдибек и Байтулы. Они были очень богаты. Кочевали от Жидели Байсын до Жеты-Су. В иные годы зимовали на берегу реки Чирчик. Их зимовья всегда располагались вблизи друг от друга.

Младшая жена Байдибека Домалак-ана (настоящее имя Нурила) проживала на окраине Шакшама, на берегу Чирчика, в местности, которая носит название Домалак, а Байтулы жил выше, где сейчас расположено село Шакшам. Шакшамцы - потомки шести сыновей Байтулы, так называемых "шести ветвей Шакшама" - Имана, Жанибека, Айтыма, Сары, Абыша и кары. Из них аулы Имана, Жанибека, Айтыма и Сары по велению Байтулы, откочевали в восточную сторону Жеты-Су.

- Япырай, я тоже слышал от стариков, что у Кара-боши было трое сыновей: Байдыбек, Жанибек, Мадибек. О Байтулы я не слыхал.

Сказав так, Касым хлестнул коня камчой, переведя его в галоп.

- Сколько времени прошло с тех пор, сколько раз менялась легенда, пока дошла до нас, - ответил я, ударяя своего коня камчой, чтобы не отстать от Касыма.

... Темная ночь. Тускло освещает землю ущербный свет луны. Мы остановились на правом берегу реки Аксак-ата, укрывшись в небольшой роще. Я остался с двумя конями ждать возвращения Касыма. Вглядываясь в текущие воды Аксак-ата, вспомнил предание о ней.

Отец Караша-би Бабырали хромал на одну ногу. Паст-бище нашего предка простиралось от Шакшама через хребет Сурена до Майданта-ла. Очевидно, река Аксак-ата (буквально - "Хромой отец") названа прозвищем нашего предка, поскольку он зимовал и летовал в этом родном для него краю.

На том берегу показались силуэты двух людей. Шепчу молитву, от волнения сердце бьется так, как будто не Касым, а я сам женюсь сегодня.

"Скорей бы перешли реку", - умоляю я про себя. Дойдя до воды, Касым посадил Алтынгуль на спину и вброд перешел реку.

Ух! Наконец дошли. Медлить нельзя. Я подвел Касыму его верного коня. Двинулись берегом реки в обратный путь. На повороте реки свернули направо. Здесь на равнине покоится наш родоначальник Аюке. Молча помолившись духу отважного предка, двинулись дальше. Впереди, после Жаукашты, начинается Голавасай. Это окраина нашего аула. Здесь живут казахи из родов Шегир, Конырборик, Жамбай, Багиш, Королас. Ранним утром мы добрались до дома Касыма. Мать Касыма ждала нас. "Душа моя, сын мой, добрался ли ты невридимым", - причитая и суетясь встретила нас она. Обняв Алтынгуль, поцеловала ее в лоб.

- О боже, кого ты привез, луну или солнце. Тьфу-тьфу, как бы не сглазить, - приговаривала она. У Алтынгуль волосы золотистого цвета. Матери Касым так и представил ее - "Алтыншаш" ("золотоволосая"). Отец Касыма в разговоре с нами наедине, выразил беспокойство, предупредив, что все не так просто, как мы предполагали.

- У нас, у казахов говорят, - сказал он, покачивая головой. - "Тяжба родов - огромная тяжба". Лишившись сосватанной невесты, Шокпар Канглинцы вряд ли смогут это спокойно перенести. Ладно, дело сделано, не откладывая нужно обвенчать вас, а что будет дальше время покажет.

Приняв такое решение, послали гонцов родителям невесты. На другой день прибыли родственники Алтынгуль, и убедившись, что она прибыла сюда по своей воле, уехали назад. Условились, что с бывшими сватами договорятся родители Касыма. Чтобы временно спрятать Касыма и Алтынгуль, я увез их в наш аул Маулене, расположенный у подножия горы Чимган, благоприятном для отдыха.

Молва распространяется быстро, о случившемся стало известно и Шокпар Канглицам, и около 40-50 человек, вооружившись соилами (дубинками), оседлав коней, отправились отбивать им принадлежащую, украденную незаконно невесту. Добравшись до аула Касыма - Жарасты, угрозами добились от аульчан сведений о местонахождении молодых.

Не медля, они прискакали в Маулене. Все аульчане находились на уборке зерна. В ауле оставались только дети и Касым с Алтынгуль. Заслышав всадников, молодые побежали через кусты боярышника на хирман. Один из преследователей заметил в кустах платье девушки, кликнул товарищей и бросился за беглецами.

Оказавшись в окружении десятков преследователей, Касым, отняв у одного из нападавших соил, стал оказывать мужественное сопротивление.

- Касым! - отчаянно крикнула Алтынгуль, которую схватили двое преследовавших.

Он резко повернул голову, услышав зов любимой. Воспользовавшись этим, противник ударил его по голове соилом. От посыпавшихся многочисленных ударов Касым свалился, потеряв сознание.

Взвалив Алтынгуль на коня Шашаубая, нападавшие быстро удалились восвояси. Аульчане нашли окровавленного Касыма, все так же лежавшего без сознания. Бесчувственного привезли домой, оказали ему помощь, приложив обожженную кошму на многочисленные раны. Очнувшись, Касым, хромая, с висящей плетью рукой, молча двинулся в горы. Когда я подоспел, он успел удалиться на значительное расстояние от аула. Вдруг он, охнув, упал плашмя, как подстреленная птица, взмахнув руками. Его душераздирающий крик отозвался эхом от скал, они, как бы вторя ему говорили: "Да, мы свидетели, да, мы свидетели…"

Помогая Касыму подняться на ноги, я по его лицу понял, что душевная тоска по любимой терзает его сильнее, чем раны на теле. На другой день около 60 всадников, вооруженных соилами, собрались возле дома Касыма. Увидев их, дед Касыма Омар-аксакал крикнул им: - Остановитесь! Виноваты мы. Это надо уладить не с помощью соилов, а миром. Расходитесь по домам.

Долго еще не мог Касым прийти в себя.

Такова история рождения этой песни.

К. СМАНОВ.

Об авторе

Сманов Куанышбай родился 7 ноября 1940 года в ауле Маулене Бостанлыкского района Ташкентской области. Образование высшее. Специальность инженер-механик по металлорежущим станкам и инструментам. Работал в ВИТ (Всесоюзныи институт трансформаторостроения), в Чирчикском филиале этого научно-производственного объединения, инженером-технологом, инженером-конструктором в 1960-1990 годах. Начал рядовым инженером, затем возглавлял конструкторско-технологическое бюро, конструкторские отделы, стал ведущим специалистом. Женат. С женой Каримой Нарметовой вырастил двух сыновей и двух дочерей.

С детства увлекался литературой, писал стихи и рассказы. После выхода на пенсию был избран председателем махаллинского комитета № 44 Чирчика, где он проживает в настоящее время. Проработал на этой должности несколько лет.

Многие очерки, рассказы и стихи были опубликованы в газете Бостанлыкского района и в республиканской, на казахском языке издаваемой газете "Нурлы жол". В прошедшем 2010 году под названием "Может ли боярышник защитить?" вышел сборник его рассказов и очерков. Один из рассказов "Название песни - Алтыншаш" повествует о любовной драме Касыма и Алтыншаш, которая происходит в начале прошлого века, в отрогах горы Чимган. Я перевел этот рассказ.

Мажит Мадиев.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO