|
ВСПОМНИ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
История предприятия на Чирчикской земле началась в военные годы на основе эвакуированных заводов "Ростсельмаш" и воронежского "Коминтерн". На отведенной территории было всего два небольших помещения мастерской и гаража "Чирчиктранса". Здесь и разместили два механосборочных цеха, однако установить все оборудование не удалось. Оставшуюся часть устанавливали под открытым небом и сооружали над станками примитивные навесы из подручных материалов - шифера, фанеры, толи, брезента.
Руководителем всех работ стал представитель "Ростсельмаша" Сотников, а затем С. Ф. Фролов.
Зима же выдалась на редкость дождливой. Обогреваться и высушиваться было практически негде. Спали в "квартирах" – не отапливаемых кабинетах директора и начальника производственно-диспетчерского отдела. Продрогнувшие, полуголодные специалисты и местное население работали буквально на пределе человеческих сил. Многие, если не все, работы, велись вручную. Единственным средством механизации была проложенная собственными силами узкоколейка с примитивной вагонеткой. Все грузы перевозились на ослах и верблюдах. Это был титанический труд. Работали круглые сутки и две смены, ночью, в темноте - освещения не было. Едва устанавливали и налаживали станок, как к нему тут же становился рабочий и начинал изготовление детали.
Но люди стоически переносили холод и голод, неустроенность быта. Их вели чувство долга, высокая ответственность за судьбу Родины. Именно поэтому в течение двух месяцев и 10 дней завод, в буквальном смысле не имея крыши над головой, выдал первую продукцию - боеприпасы, необходимые фронту.
Высокими темпами были построены заготовительные цеха, без которых предприятие не могло существоать. Заложены фундаменты кузнечно-прессового и литейного цехов. Смонтирована первая вагранка и выплавлен первый чугун, а весной 1943 года смонтирована и сдана в эксплуатацию первая 5-тонная электропечь "Мура" с ручной загрузкой.
В небольших количествах завод выпускал и мирную продукцию - запчасти. Так, первые плужные лемеха были отлиты уже в декабре 1942 года, а на следующий год были изготовлены штифты и ножи комбайна, зубья конных грабель, европейские и американские лемехи, звездочки и звенья гусеничных тракторов, храповики и собачки плужных автоматов. Это было, конечно, ничтожно мало. Сельское хозяйство страны очень нуждалось, как в запчастях, так и в новых высокопроизводительных машинах.
В 1944-45 годах завод подготовил к производству и выпустил гузоуборочную машину ГЖ, а с 1945 года полностью перешел на выпуск сельхозмашин и запасных частей к ним. Были построены новые инструментальный, ремонтно-механический и модельный цеха.
В 1946 году завод освоил выпуск уже семи наименований новых сельхозмашин, таких как культиватор, удобритель, окучник, сеялки, куракоуборочная машина, эксцентриковые прессы и волочильные барабаны.
Инженерный поиск продолжался и в последующие годы. За прошедшие годы завод освоил производство и поставил сельскому хозяйству более 60 наименований различных сельхозмашин. Буквально с первых образцов машин, изготавливаемых заводом, начались поставки сельскохозяйственной техники за рубеж - Афганистан, Турцию, Тунис, Египет и другие страны.
Меняющаяся аграрная политика ставила на повестку дня новые проблемы, соответственно этому менялась продукция завода.
Начавшийся в 90-е годы переход к рыночным условиям хозяйствования внес свои коррективы в планы сельмашевцев. Несмотря на трудности, которые сопровождали годы перестройки, предприятие выжило, сохранило свою специфику и коллектив.
Все, что достигнуто за 65 лет развития завода, все, чем он богат и что составляет его гордость, сделано руками и творческой мыслью его тружеников, тех, кто перенес и лишения военных лет, кто трудился, не покладая рук в послевоенные годы, кто развивал предприятие и обеспечивал народное хозяйство необходимой техникой, кто по праву является творцом и хозяином всего созданного и кому в 65-летний юбилей будут возданы все почести.
gazetachirchik@mail.ru
|
|