Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Это интересно

СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДА: ПЛАНЫ И ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ

Строящиеся производственные объекты Чирчикстроя раскинулись на многие километры по берегу реки. В этих условиях размещать строителей в одном общем жилом поселке было нерационально хотя бы из-за отсутствия транспорта для доставки рабочих на стройплощадки и обратно. Поэтому поблизости от стройплощадок появился десяток поселков с временным размещением строителей: у строящейся ГЭС-1 поселки Нижний и Верхний Комсомольские, в районе железнодорожной станции и строительства химкомбината - поселок Боз-Су. Рядом с ремонтно-механическим и опытным заводами вырос поселок Административный. Все поселки были электрифицированы и радиофицированы, а в некоторых существовали водопроводная и канализационная сети. В плане административного управления эти жилые поселки были разобщены и решение многих вопросов в них осуществлялись сельскими Советами по территориальному признаку.
В апреле 1934 года было принято постановление об образовании на территории Чирчикстроя общего поселкового Совета городского типа. Ровно через год после этого Президиум ЦИК удовлетворил ходатайство и принял решение о преобразовании поселкового Совета Чирчикстроя в Чирчикский городской Совет. 27 апреля 1935 года считается днем образования города Чирчика. В городскую территорию вошли районы строительства основного города, о котором речь пойдет ниже, поселки Нижний Комсомольский, Боз-Су и Административный.

По окончании общего строительства Чирчик должен был превратиться в современный красивый город с акцентированным центром, в котором должны были проживать со своими семьями люди, эксплуатирующие гидротехнические сооружения и работники химкомбината. Строительство этого нового города намечалось закончить одновременно со сдачей в эксплуатацию его главных производственных объектов.

О месте расположения будущего города существовали два мнения. По одному предлагалось строить город на так называемой нижней террасе правого берега реки Чирчик, по второму - на возвышении северо-западнее Комсомольской ГЭС. Большинство высказалось за второе предложение.

К реализации был принят проект соцгорода, который был разработан в 1934-1935 годах архитектурным бюро Гидростройпроекта Наркомтяжпрома СССР. В его разработке приняли участие архитекторы Г.М.Орлов, П.Д.Тараканов, В.А..Лавров, Т.В.Варенцов и другие. Консультировал проектировщиков известный советский архитектор профессор В.А.Веснин - руководитель проекта рабочего городка на Днепрострое.

Георгий Михайлович Орлов (1901 - 1985) участвовал ранее в проектировании и строительстве Днепрогэса, а позже восстанавливал его после войны, проектировал Братскую ГЭС. В 1972 - 75 годах он являлся президентом Международного Союза архитекторов.

Улица, простирающаяся с подъемом от нижнего участка деривационного канала (канала Зах), должна была стать в городе главной. За большим прямоугольным в плане зданием с внутренним двориком по правую сторону улицы должна была расположиться трапецеидальная в плане территория с одноэтажными постройками, а далее - ряд многоэтажных домов. Через дорогу от указанного здания с двориком должен был быть построен его двойник.

На торжественном митинге 1 мая 1934 года состоялась торжественная закладка Чирчика. Юлдаш Ахунбабаев заложил первый кирпич в фундамент первого здания города - четырехэтажной гостиницы на 300 номеров, того самого дома с внутренним двориком, о котором говорилось выше. В этой гостинице после постройки разместилась и администрация Чирчикстроя. Еще позднее в бывшей гостинице разместится индустриальный техникум. Архитектура здания весьма выразительна:

На возведении гостиницы трудились строители из Ниязбека, Киргиз-Кулака, Бештерека и Кипчака. Руководил работами начальник жилстроя Ивасенко. Часто наведывались сюда Д. П. Розит, Ф. Г. Логинов и Председатель Совета Министров Узбекистана Акмаль Икрамов.

По сложившейся традиции на всех главных стройках пятилеток возводились поселки для проживания руководителей строительства и их семей. Так и в Чирчике в соответствии с проектом Орлова рядом с гостиницей появилась обособленная территория с одноэтажными благоустроенными коттеджами.

Из всех многоэтажных жилых зданий, отмеченных на генплане Орлова, было построено всего два с необычными порядковыми номерами: в 1938 г. четырехэтажный 512-й (ныне №20) и в 1939 г. 511-й (№22). В те годы даже в Ташкенте еще не было домов такой этажности. Оба дома получили в народе название пятьсотки и отличаются друг от друга только фасадными пандусами:

Большая часть капиталовложений и строительных материалов, предназначенных для постройки основного города, была израсходована на временные поселки для рабочих. Работы по постройке и благоустройству этих поселков отвлекали внимание руководства от вопросов строительства городского центра.

22 июня 1941 г. возникли обстоятельства, отложившие до лучших времен завершение строительства города Чирчика.

Военное лихолетье

Великая победа 9 мая 1945 года была бы невозможна без героического труда народа в тылу. Сотни заводов, в т.ч. и эвакуированных из оккупированных областей, обеспечивали фронт всем необходимым.

11 сентября 1941 года в Чирчик прибыл первый эшелон с оборудованием машиностроительного завода им. Фрунзе из украинского города Сумы, а через сорок дней после прибытия на этом оборудовании уже выпускалась военная продукция.

На территории гаража Чирчиктранса и ремонтных мастерских Чирчикстроя разместили оборудование эвакуированного из Ростова завода "Ростсельмаш" и воронежского завода "Коминтерн". 27 июля 1942 года (через 70 дней после эвакуации) здесь уже выпускались фугасные авиабомбы. Монтаж оборудования осуществлялся круглосуточно в две смены по 12 -14 часов каждая, а станки поначалу работали под открытым небом. Этот трудовой подвиг был совершен под руководством директора завода Семена Федоровича Фролова. 16 июля 1942 года филиал № 2 завода сельскохозяйственных машин им. Сталина (так назывался завод "Ростсельмаш") был переименован в "Чирчикский Завод Сельхозмашин", а сейчас он называется "Чирчиксельмаш".

В том же 1942 году в кратчайшие сроки на территории центральных мастерских Чирчикстроя было смонтировано оборудование эвакуированного ленинградского завода "Электропульт". Образованное при этом предприятие получит название "Электрощит", а позднее - Чирчикский трансформаторный завод.

На электрохимкомбинате в первый год войны были введены в строй новые важные объекты, а в 1942 году возобновилось прерванное войной строительство второй очереди, которая вступила в строй в мае 1944 года. Производство минеральных удобрений увеличилось почти вдвое.

Эвакуированные в Чирчик заводы уже в военные годы существенно преобразились. Были построены новые цеха и служебные помещения. При этом со всей остротой встал вопрос обеспечения этих заводов электроэнергией, в периоды сезонного уменьшения потока чирчикской воды недостаточная выработка электроэнергии приводила к остановке некоторых цехов предприятий города. Тавакская ГЭС, введенная в строй в начале войны не сразу достигла своей проектной мощности:

В начале 1942 года коллектив треста Чирчикстрой получил дополнительное задание - в течение года построить и пустить в эксплуатацию ГЭС Аккавак 1, соизмеримую по мощности с Кадырьинской ГЭС, которую строили в мирное время 4 года. Часть опытных гидростроителей считала это утопией. Но инженерами Чирчикстроя был разработан и внедрен целый ряд передовых технических решений, позволивших существенно сократить сроки строительства с сохранением качества работ. В сжатые сроки были сооружены деривационный канал, напорный бассейн с водовыпуском в канал Зах, напорный трубопровод, здание ГЭС и отводящий канал. Это позволило 15 марта, через 14 месяцев после начала строительства, пустить в работу гидроагрегат мощностью 10,5 мегаватт. После Тавакской и Актепинской это была третья гидроэлектростанция, пущенная в Узбекистане в военное время.

Весной 1943 года Чирчикстроем широким фронтом осуществлялось строительство еще двух станций: Аккавакских ГЭС 2 и ГЭС 3 на канале Бозсу, последняя из которых дала первый ток 21 сентября 1943 года. Тогда же небывалыми темпами началось строительство еще одной ГЭС на Бозсу - Саларской, которую сдали в эксплуатацию в 1944 г. через 12 месяцев после начала строительства. Эта пятая, построенная в годы войны ГЭС, была названа именем 8-го марта. Конечно же, тогда было очень трудно, но трудности - относительное понятие. В то же самое военное время в Ташкенте и совсем недалеко от него и в зимнюю стужу и в летний зной вольные и подневольные строители круглосуточно вгрызались кирками в землю и вручную перемещали тысячи тонн бетона. А в нерабочее время они ютились в убогих бараках, довольствуясь миской похлебки…

Осталось в тыловом Чирчике и эвакуированное из Харькова бронетанковое училище. Этому военному учебному заведению без малого сто лет и начинало оно свою деятельность 18 октября 1918 года как Нижегородские пехотные курсы, в 1924 году стало пехотной школой им. Сталина, в1932 году перепрофилировано в бронетанковую школу (с 1937 года - училище), а в 1938 году передислоцировано из города Горький в Харьков.

С началом войны тысячи людей из прифронтовых районов страны были эвакуированы и в Чирчик. Принять, разместить исстрадавшихся женщин, детей и стариков было трудно. В городе не хватало жилых и других помещений. Жители города приняли беду и нужду эвакуированных как свою. Делились крышей над головой, бельем и хлебом. Не было в городе семьи, которая бы не приняла на уплотнение тех, кто покинул оккупированные родные места. Срочно были отремонтированы старые бараки, приспособлены для жилья клубы, гостиницы, помещения учреждений и организаций.

Существенный вклад в строительство города и работу его предприятий внесли крымские татары, депортированные по указанию Сталина из Крыма в Узбекистан в 1944 году. Несколько тысяч крымских татар более сорока лет прожили в Чирчике. В начальный военный период в Чирчике появилась и большая диаспора немцев, депортированных с Поволжья.

После относительно короткого четырехлетнего военного периода Чирчик уже коренным образом отличался от того города с гидротехническими сооружениями и электрохимкомбинатом, который был задуман в начале 30-х годов. В городе получили "постоянную прописку" производственные фонды эвакуированных предприятий, а часть их персонала решила связать свою дальнейшую судьбу с Чирчиком.

В Чирчик было передислоцировано несколько воинских частей, появились военные ремонтные предприятия и военный аэродром.

Послевоенный период

В послевоенные годы наращивал мощность и увеличивал номенклатуру продукции Чирчикский электрохимкомбинат, возглавляемый талантливым инженером, ученым и организатором производства Л. А. Костандовым.

Леонид Аркадьевич родился в 1915 г. в туркменском городе Керки, после окончания в 1940 году Московского института химического машиностроения проработал 13 лет на комбинате на должностях мастера, начальника цехов водоснабжения и компрессии аммиачного производства, главного механика и директора. После работы в Чирчике Л.А. Костандов занимал высокие и самые высокие посты в Министерстве химической промышленности и Государственном комитете при Госплане, а В 1980 году был назначен заместителем Председателя Совета Министров. В 1984 году после смерти Л. А. Констандова для увековечения его памяти комбинат был назван его именем. На протяжении двух десятилетий (1963-1984) химкомбинат возглавлял Вахид Кадырович Кадыров. В 1975 г. ЧЭХК был переименован в Производственное объединение "Электрохимпром".

Новые государственные планы определили строительство в Чирчике других мощных предприятий различного профиля, среди которых УЗКТЖМ, Капролактам, ЖБИ.

В 1983 году при сотрудничестве с итальянскими специалистами в Чирчике было построено предприятие "Капролактам". С итальянской стороны в строительстве предприятия участвовала фирма SNIA Viscosa Milano.

Практически все крупнопанельные жилые и общественные здания Чирчика возведены из железобетонных блоков и панелей Юмалакского завода железобетонных изделий, который впоследствии переименуют в Чирчикский комбинат строительных материалов и конструкций (ЧКСМиК). Мощность этого предприятия позволила обеспечить стройматериалами строительство нескольких жилых микрорайонов города.

В 1951 году на базе тепловой электростанции в поселке Искандер был построен Чирчикский стекольный завод. В 80-е годы севернее территории УЗКТЖМ как филиал Ташкенткого Конструкторского Бюро Машиностроения появился опытно-экспериментальный завод "Композит", предназначенный для изготовления углепластиковых деталей и узлов для космических конструкций.

Сложившаяся к концу 40-х годов городская структура, определяемая появлением новых предприятий и жилых районов при них, потребовала кардинального пересмотра первоначального градостроительного плана Чирчика. Верхняя терраса, на которой предполагалось расположение городского центра, осталась незастроенной, а на нижней террасе произошли существенные изменения: появились дома на одну семью в районе Бозсу и вдоль улицы Навои, химпоселки № 1 и 2, инженерный поселок напротив химкомбината, были выделены земельные участки под индивидуальное строительство (поселки Азотчик 1 и Азотчик 2). Узбекский проектный институт в 1947 году начал разрабатывать новый генплан Чирчика, который в 1951 году был закончен, а в 1953 году утвержден. В разработке этого плана участвовали архитекторы Ф. И. Долгов, П. И. Дуда-Дудинский, Ю. А. Булычева, М. М. Аксельрод, Г. И. Осипов и др. Соцгород со своей главной улицей Ахунбабаева стал только одним из рядовых районов Чирчика, а весь город вытянулся вдоль магистральной автодороги Ташкент - Чирчик - Газалкент. Новый центр города сформировался в виде большой площади на месте городского базара с деревянными лавками и невзрачными глинобитными постройками. Вокруг площади были построены современный кинотеатр и жилые дома интересной архитектуры.

К северу от центральной площади на возвышении появилась еще одна площадь, которую от центральной разделяет красивая широкая лестница и мост через канал Зах (Нижний деривационный канал). Украшением не только городского центра, а и всего города является построенное к 1957 году на верхней площади величественное здание Дворца культуры химиков.

Этот уникальный дворец был спроектирован авторским коллективом под руководством директора УзГоспроекта А. Д. Петросова. Рядом с Дворцом химиков поднялись трех этажный Дворец пионеров (ныне здание "Камолот"), дом советов (сейчас городской хокимият) и другие здания.

В 1960 году с развитием химкомбината и строительством новых производств пришлось освобождать территорию, прилегающую к станции Бозсу, и левую сторону Вокзальной улицы, сносить ветхие здания и бараки, торговые точки в этом районе. Для размещения жителей этого района были выстроены микрорайоны 3, 4 и 8. По уточненному генеральному плану была увеличена перспективная численность населения города, а в черту городской территории включен поселок Троицкий.

gazetachirchik@umail.uz

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO