РЕГЛАМЕНТИРОВН ПОРЯДОК ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
19 марта Кабинет Министров принял постановление "Об утверждении Положения о порядке водопользования и водопотребления в Республике Узбекистан". Данный документ направлен на исполнение Закона Республики Узбекистан "О воде и водопользовании", и нацелен на рациональное использование водных ресурсов. Подробнее об этом рассказывает старший специалист чирчикского регионального комитета по охране природы Юрий Кутлумуратович МАДАМИНОВ:
- Согласно утвержденному Положению, с 1 апреля текущего года устанавливаются лимиты водозабора - два раза в год для нужд сельского хозяйства и один раз в год для других нужд (за исключением водопользователей и водопотребителей системы водопроводно-коммунального водоснабжения).
Объем водных ресурсов для установления лимитов водозаборов слагается из:
-водных ресурсов трансграничных водных объектов (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, их притоков, протекающих по территории нескольких республик) по лимитам, установленным протокольными решениями Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), а также межправительственными решениями (из малых трансграничных рек);
-поверхностного стока на территории Узбекистана с учетом поправок, вносимых исходя из фактической водности, а также за счет перерегулирования и переброски стоков;
-отбора воды из эксплуатационных запасов подземных вод;
-повторного использования возвратных вод, а также доступных коллекторно-дренажных вод.
Лимиты водозабора устанавливаются всем водопользователям и водопотребителям.
Водопользователям и водопотребителям лимиты водозаборов устанавливаются при предоставлении ими в установленном порядке:
-разрешения на специальное водопользование или водопотребление;
-планов водопользования или водопотребления, утвержденных в установленном порядке (за исключением водопользователей и водопотребителей системы водопроводно-коммунального водоснабжения).
Места забора воды водопользователей и водопотребителей должны иметь паспорт, зарегистрированный в обслуживающей эксплуатационной организации. Места водозаборов подлежат оснащению средствами учета воды (гидропост), которые проходят аттестацию в установленном порядке.
Учет воды, забираемой фермерскими и дехканскими хозяйствами, а также населением, при сельскохозяйственном водопотреблении до оснащения соответствующих их мест водозабора средствами учета может быть проведен объемным, расчетным и другими способами, с учетом фактических площадей орошения, количества поливов, режима орошения сельскохозяйственных культур, продолжительности водозабора и др.
Забор водных ресурсов для водопользования и водопотребления осуществляется только при наличии договора о водопользовании и водопотреблении, поставленного в установленном порядке на учет, по согласованию с обслуживающей эксплуатационной организацией.
В зависимости от способа забора воды из водного объекта, влияния на состояние вод и водных объектов водопользование подразделяется на общее и специальное водопользование.
Общим водопользованием является использование воды физическими лицами в целях удовлетворения собственных нужд и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов.
Специальным водопользованием является водопользование, осуществляемое юридическими и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть также отнесено водопользование без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.
По целевому использованию водопотребление подразделяется на питьевое, коммунально-бытовое, лечебное, курортное, рекреационное, рыбохозяйственное, промышленное, энергетическое, сельскохозяйственное и другие.
В зависимости от количества забора воды из водного объекта водопотребление подразделяется на общее и специальное водопотребление.
Общим водопотреблением является водопотребление физическими лицами в целях удовлетворения их личных питьевых, бытовых, рекреационных, лечебных нужд, водопоя животных и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. Индивидуальный забор юридическими и физическими лицами из подземных вод в объеме до 5 куб. м в сутки относится к общему водопотреблению.
Специальным водопотреблением является водопотребление, осуществляемое юридическими и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопотреблению в отдельных случаях может быть также отнесено водопотребление без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.
Согласно Положению водные объекты могут предоставляться в постоянное или временное пользование. Постоянное водопользование не предусматривает установления срока. Временное может быть краткосрочным - до 3 лет и долгосрочным - до 20 лет. При установлении уполномоченными на то организациями водопользователям и водопотребителям лимитов водозабора соблюдаются следующие приоритеты: питьевое, лечебное и коммунально-бытовое хозяйство; промышленность; сельское хозяйство; санитарные и природоохранные попуски. Они являются обязательными для всех водопользователей и водопотребителей.
Водные отношения между ассоциацией водопотребителей и ее членами, а также другими органами сельского и водного хозяйства и иными юридическими и физическими лицами регулируются на договорной основе.
Согласно Положению юридические и физические лица должны заключать договоры о водопользовании и водопотреблении с соответствующими обслуживающими их эксплуатационными организациями. При этом обязательным является наличие:
-утвержденного плана водопользования или водопотребления на основании лимитов водозабора (за исключением граждан при коммунально-бытовом водопотреблении);
-разрешения на специальное водопользование или водопотребление.
Забор водных ресурсов для водопользования и водопотребления осуществляется только при наличии поставленного на учет договора, по согласованию с обслуживающей эксплуатационной организацией.
Документ также предусматривает прекращение права водопользования или водопотребления и ответственность за нарушение требований законодательства в этой сфере.
В отношении водопользователей и водопотребителей при нарушении ими порядка водозабора для сельскохозяйственных, рыбохозяйственных, промышленных, энергетических и коммунально-бытовых нужд применяются следующие штрафные санкции:
-за сверхлимитный водозабор водопотребителями - 10 процентов от установленного размера минимальной заработной платы за каждую тысячу кубометров сверхлимитно забранной воды;
-за забор воды из неразрешенных мест водозаборов, а также самовольный захват воды водопользователями и водопотребителями - 20 процентов от установленного размера минимальной заработной платы за каждую тысячу кубометров забранной воды.
При повторном нарушении порядка водопользования и водопотребления в течение одного года штрафные санкции, указанные в настоящем пункте, применяются в десятикратном размере.
Штрафные санкции за сверхлимитный водозабор для сельскохозяйственных водопотребителей применяется два раза в год (по итогам осенне-зимнего и вегетационного периодов), а для остальных водопотребителей - один раз по итогам календарного года.
В договорах о водопользовании и водопотреблении помимо штрафных санкций, указанных в настоящем пункте, могут быть предусмотрены и другие дополнительные меры ответственности.
Кроме того, в Постановлении Кабинета Министров указано, что Министерство сельского и водного хозяйства, Министерство здравоохранения, Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы, Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Государственная инспекция по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, городов и районов должны привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с утвержденным Положением.
gazetachirchik@mail.ru
|