Поиск Расширенный поиск
Рус O'zb Eng
Об издании О редакции Реклама Подписка Контакты Проект фонда







Рубрики издания
Актуально
Погода в доме: плюс или минус?!
А женщина женщиной будет всегда
Ваше здоровье
Депутат и общество: грани общения
Творчество наших читателей
Крепкая семья - залог процветания общества
Это интересно
Городские события
Союз молодежи Узбекистана
Педагогика: поиск, творчество
Как живешь, махалля?
Из почты редакции
Люди твои, Чирчик!
Потребительские права
Стадион для всех
Спрашивали? Отвечаем
Региональные события





Hosting by UZINFOCOM

Это интересно

ВОСТОЧНАЯ МИНИАТЮРА - ПОЭЗИЯ ЖИВОПИСИ

Восточная миниатюрная живопись, возникшая как иллюстрация к художественным, научным и историческим произведениям, заняла важное и почетное место в истории мирового искусства. Своего расцвета миниатюра Востока достигла в средние века. После образования мусульманской империи - Халифата, объединившего огромные пространства - от Пиренеев до Северной Индии, народы разных культур и жизненного уклада, - вырабатывается единая экономическая и политическая система. Единая идеология Ислама, возникшая в Халифате, способствовала развитию миниатюры, обогатившейся влияниями не схожих между собой эстетических программ восточного мира.

Принято считать, что Ислам запрещает изображение живых существ. Но, несмотря на запрет, в течение всей истории мусульманской культуры создавались великолепные образцы миниатюрной живописи, мало того, появились целые серии миниатюр, изображающих события из жизни самого пророка. Так же изображались ангелы, мусульманские святые и сподвижники Мухаммада.

Создание миниатюр на небольшом пространстве книжной страницы требовало от художника не только высокой точности, но и хорошего знания композиции.

В период наивысшего расцвета миниатюрной живописи Востока, то есть в XV - начале XVI века композиция усложняется, мастерам становится тесна плоскость, и они стараются вместить как можно больше пейзажей. Фон постепенно превращается в окружающую среду, исполненную иллюзорной пространственности, а фигуры людей приобретают естественность. Палитра миниатюристов становится разнообразнее и изысканнее.

Каждая школа вырабатывает свои каноны изображения людей, природы и архитектуры. Сюжеты произведений стали к XVI веку весьма различны - от сцен работы крестьянина или ремесленника до бесед мудрецов и свиданий влюбленных. Помимо вымышленных персонажей, в миниатюрах можно встретить портреты реальных деятелей культуры Востока - Низами, Навои, Джами.

Цветущие кусты, отдельные веточки, геометрическая вязь покрывали название произведения, имя его автора, иногда поля и столбцы в текстовой полосе. Как сама поэзия восточного средневековья, так и иллюминация рукописей имела аллегорический смысл, богатую символику, и поэтому вполне был прав Алишер Навои, писавший в одной из своих газелей:

Но - образ мира в этом цветнике,

И целый мир сокрыт в Любом цветке.

Иллюстрировались далеко не все произведения и трудно было объяснить, почему предпочтенье отдавалось той или иной рукописи. Больше всего иллюстраций было выполнено к "Шахнаме" Фирдоуси, к "Хамса" Низами и отдельным традиционным сборникам Амира Хосрова Дехлави, и поэмам Алишера Навои, к поэмам "Бустан" и "Гулистан" Саади, сборникам лирики и поэмам Ширази, Джами, Бабура и других. Миниатюра как живопись была распространенна в Багдаде, Иране, Ширазе и других странах Востока.

Во второй половине XV века в один из крупнейших центров Востока превращается Герат. Здесь трудились ученые, искусные мастера, ремесленники, архитекторы, каллиграфы, художники, музыканты, имена которых и доныне сохранила история.

Решающую роль в возвышении Герата сыграл великий поэт-гуманист Алишер Навои.

Правителем Герата был поэт и меценат Султан Хусейн, его визирем - великий узбекский поэт и мыслитель Алишер Навои, их современниками - поэт и философ Абдуррахман Джами, историки Хондамир и Мирхонд, искуснейший каллиграф Султан Алимашхади, величайший художник каллиграф Камалетдин Бехзод и многие другие. Лучшие образцы рукописных книг в Герате созданы именно в эпоху Навои мастерами, взращенными им, или достигшими мастерства под его покровительством.

В этот период художественно оформленная рукопись достигает своего совершенства. Видными представителями искусства каллиграфии в Герате были Мирали Табризи, Мухаммад бин Нур, Дарвеш Мухаммад Таки, Али Хиджрани, Абдуль Джалиль Катиб. Особое место занимает Султан Али Машхади, прославившийся как "царь каллиграфов", творчество которого ценилось наравне с искусством Бехзада, однако Камалетдин Бехзод все же остался непревзойденным.

Вокруг него группировались лучшие художники Герата, да и не только. Его слава привлекла интеллигенцию из многих городов уголков Центральной Азии. С середины XVI века Герат теряет свое значение, и центры художественной жизни перемещаются в Табриз и Бухару.

В 1393 году Амир Тимур завоевал Багдад и оттуда в свою столицу Самарканд, которую хотел сделать средоточием культуры Востока, привез двух художников книжного искусства - Абдулхая Мусаввира и Устада Шамсиддина. Известны имена учеников Абдулхая -Ходжа Абдулкадыра Гулянда, Пир Ахмада Багишамали, Мухаммада ал-Хайяма.

В Центральной Азии художественно оформленные рукописи создавались в Са-марканде, Бухаре, Шахрухии (близ Ташкента). Изучение богатейших, но оставшихся вне поля зрения ученых-искусствоведов, фондов дали интереснейший материал.

За последние годы узбекские ученые тщательно исследовали фонды Института востоковедения Академии наук Узбекистана, и других институтов и в них обнаружили художественно оформленные рукописи высочайшей художественной ценности. Они восполняют звенья в общей эволюции книжного искусства.

Среднеазиатская миниатюра XVI столетия осваивает и продолжает традиции гератской школы миниатюры, но в рисунки проникают приметы кочевого быта, степной пейзаж.

Расцвет бухарской миниатюры приходится на 50-70 годы XVI столетия, когда окончательно складывается бухарский стиль. Ему чужды декоративизм, изысканность колорита, характерные для миниатюр табризской школы. Бухарские миниатюры отличаются ясностью композиции, чистотой рисунка, яркостью цвета.

В конце XVI века и последующие столетия устанавливается интенсивный экономический и культурный обмен с сопредельными странами, особенно с Индией. В дальнейшем в оформлении книги, особенно в миниатюрах, чувствуется влияние индийской школы.

Поэт и ученый, образованнейший человек своей эпохи Бабур установил активную экономическую, культурную связь Индии с Хорасаном, Ираном и Центральной Азией, способствовал взаимообогащению культур народов этих стран.

Сын Бабура Хумаюн пригласил в свою страну художников из Центральной Азии и Герата, в том числе ученика Бехзада Мир Саид Али и других и заложил основы книжного искусства эпохи Бабуридов. Они создали школу миниатюристов и стали обучать миниатюрной живописи индийских мастеров, приглашенных из Кашмира, Пенджаба, Раджистана и Гуджарата. К ним присоединились художники из Герата, бежавшие от междоусобиц и нищеты. В 1589 году был выполнен персидский перевод "Бабурнаме", мемуаров основателя империи Бабура.

В настоящее время многие рукописи хранятся в библиотеке Эдинбургского университета, Королевском Азиатском обществе в Лондоне, в Британском музее, в частных коллекциях США, Ленинградской ГПБ, Ленинградском институте востоковедения Академии Наук, частной коллекции в Лондоне и многих других.

В. СТАРШИКОВ.

gazetachirchik@mail.ru

 
« назад
Архив номеров
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Нет
Относительно
Да
Результаты голосования
Наши партнеры
Фонд развития СМИ
Чирчикский городской кенгаш Экологической партии Узбекистана
Пресс-служба хокимията г. Чирчика
Хокимият г. Чирчика
Чирчикский городской Кенгаш Союза молодежи Узбекистана
Чирчикский городской кенгаш УзЛиДеп




Copyright © 2006 — 2024 Chirchik
Сайт разработан при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ
и информационных агентств Узбекистана.
Дизайн и программирование компании SAIPRO